1 Организационный момент
Приветствие гостей
Проверка готовности к уроку
2 Устный счет
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Ребята, какую тему мы изучали на прошедших уроках?
Мы изучали таблицу умножения и деления
А зачем нам нужно знать таблицу?
Нам нужно знать таблицу, чтобы хорошо и быстро считать.
Поднимите руки, кто считает, что он хорошо знает таблицу. А кто ещё сомневается в своих знаниях? Я вижу, что не все ещё уверены в своих силах.
Давайте потренируемся.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
-Математический диктант (обвести правильный ответ) а) Чтобы спорилась работа, начнем с гимнастики ума « Устного счета»! На доске записаны числа, которые являются результатом умножения. Списать их в тетрадь. Найти в записи лишние числа и доказать, что они не являются результатом умножения однозначных чисел.
6 18 17 12 42 39 24 30 16 75 28 11 56
) А сейчас попробуйте решить задачу на смекалку. Я задумала два числа в следующих примерах. Догадайтесь, какие это числа?
1. Сумма двух чисел
10 Их произведение
21 2. Сумма двух чисел 11 Их произведение 30
3. Сумма двух чисел 13 Их произведение 42
4. Сумма двух чисел 15 Их произведение 56
5. Сумма двух чисел 18 Их произведение 80
в) Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права,
Чтоб ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Тренажер проверки знаний табличного умножения у каждого ученика.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 6 | 7 | 8 | 9 | 7 | 8 | 9 | 8 | 9 | 9 |
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 9 | 8 | 7 | 6 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 9 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько хвостов у четырех коров?
- Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Молодцы! Поднимите руки, кто действительно убедился, что хорошо знает таблицу. Мы работали с вами вместе. А как убедиться, насколько хорошо каждый из вас знает таблицу умножения и деления?
-Самостоятельная работа нам поможет не только проверить ваши знания, но и подскажет нам тему сегодняшнего урока.
-Возьмите карточки. Как вы поймёте, что выполнили работу верно?
Задание на карточках «Расшифруй слово».
45:9 = П
4 · 6 = Ь 1
0 : 5 = О
42:6 = Щ
5 · 3 = Л
24:3 = А
21:7=Д
5
-Чтобы проверить свои знания, надо выполнить самостоятельную работу.
-Какой вывод вы сделали: усвоена таблица умножения и делания или нет?
Если вы, верно выполнили задание, поставьте +, если ошиблись, то -.
Что нужно сделать, чтобы больше не допускать ошибки?
-Какое слово у вас получилось? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
У нас должно получится слово.
Расшифровывают слово
Тема сегодняшнего урока: «Площадь»
-Ребята, а вы слышали слово «Площадь»? Где оно вам встречалось? Составим «Кластер» (у каждого лист бумаги, дети записывают всё что связано со словом площадь – 3 мин.
Красная площадь, Стефановская площадь, площадь квартиры и.т.д.
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1-й этап – посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.
2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг “разбрасываются” слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.
3-й этап – осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.
4-й этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Что я знаю о площади?
Что я хочу узнать? | Что я узнал о площади? |
Красная площадь - это центральная площадь Москвы. Она расположена перед восточной стеной Кремля и с трех сторон ограничена зданием Государственного Исторического музея, зданием ГУМа и собором Василия Блаженного. Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась – Торговая. Красной площадь стали называть только в 17 веке.
Стефа́новская пло́щадь — площадь в Сыктывкаре, архитектурный ансамбль, композиционное ядро старой части столицы Республики Коми, исторически сложившийся центр города. К 500-летию христианизации Коми края на площади возведён Стефановский собор, состоявший из 5-главой церкви и 4-ярусной колокольни, которые были разрушены впоследствии. По собору площадь получила название Стефановской. В 1918 получила название Красной, в 1967 переименована вЮбилейную, в 1991 ей возвращено историческое название. В 1967 в центре площади установлен памятник Ленину.
- Сегодня мы с вами рассмотрим слово ПЛОЩАДЬ с математической точки зрения. Это слово часто будет звучать сегодня на уроке. Запишите новое слово в тетрадь. Какие орфограммы встретились нам в нём? ) Проверяемая безударная гласная а в корне слова, проверяем площадка
2)Ча-ща пиши с а
3)Показатель мягкости согласного звука
- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать, чему научиться?
Ответы учащихся
Где мы можем посмотреть значение нового слова? В толковом словаре.
Работа со словарём.
Площадь - это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости
Кто знает, как в математике принято обозначать слово «Площадь»?
Если нет верной версии – подсказывает учитель.
-В математике принято обозначать данную величину латинской буквой S. Запишите в тетрадь.
Физпауза
6:2- столько раз ногами топнем
24:4-столько раз руками хлопнем
45:9-мы наклонимся сейчас
18:6 и присядем столько раз
Практическая работа с геометрическим материалом.
Чтобы ответить на поставленные нами вопросы, мы выполним практическую работу.
Перед вами лежат геометрические фигуры
-Возьмите синий и зелёный квадраты. Покажите квадрат, который занимает больше места на вашей парте.
Как вы определили?
-Про такие фигуры говорят, что площадь синего квадрата больше площади зелёного квадрата.
-Кто догадался, как это можно записать математическим языком?
-Сделайте вывод, как можно определить площадь фигуры?
-Давайте запишем открытый нами способ в таблицу «ЗХУ»
- Возьмите красный и жёлтый круг. Сравните их. Можно ли определить «на глаз», площадь какого круга больше?
-Что же делать?
-Оказывается, есть ещё способ определения площади фигур.
-Как можно определять площадь фигур? Как записать математическим языком?
-Давайте запишем в нашу таблицу.
- А теперь скажите, что больше – площадь стены или классной доски, площадь тетрадного листа или площадь учебника? Какой способ вы применили?
Синий квадрат занимает больше места на парте.
-Видно «на глаз»
Проблемная ситуация.
-Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат. Определите, у какой фигуры площадь больше.
-С какой мы столкнулись трудностью?
-Какую мы цель поставим?
Версии учащихся
Sс. Sз.
Можно определить «на глаз»
Правильная версия есть нет правильной
нужно открывать новый
способ
-Сосчитайте количество клеток в наших фигурах.
Сколько клеток поместилось в квадрате, сколько в прямоугольнике?
-Можем ли мы теперь сделать вывод, у какой фигуры площадь больше?
-Сформулируйте третий способ определения площади фигур. Запишите в таблицу.
Давайте проверим новый способ. Возьмите опять синий и зелёный квадрат. Синий квадрат измерьте большим квадратом, а зелёный маленьким. Что у вас получилось?
-Но мы измеряли эти фигуры раньше, и к какому выводу пришли?
Почему получилось несоответствие?
Определить трудно.
Версии учащихся
-Можно наложить или совместить эти два
Какие три способа измерения площадей фигур мы с вами открыли?
Можно определить площадь фигуры наложением фигур друг на друга.
Sк.=Sж.
Площадь стены больше, чем площадь классной доски. Применили 1 способ «на глаз»
Площадь учебника больше площади тетрадного листа. Применили 2 способ наложением друг на друга.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда –
Встали мерки в три ряда.
Будто бы солдатики –
Ровные квадратики!
Чтобы площадь нам узнать,
Надо их пересчитать
Дети попадают в затруднение, так как на глаз и наложением не определить.
-Не подходят оба способа.
-Нам нужно открыть новый способ определения площади фигур.
Версии учащихся. (если правильного ответа нет, предложить начертить эти фигуры в тетради.)
Ребята догадываются, что можно разбить фигуры на равные квадраты и сосчитать их.
В квадрате 64 клетки
В прямоугольнике 60 клеток
-Да можем.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.
-У нас получилось, что площадь зелёного квадрата больше площади синего.
Раньше у нас получалось, что площадь синего квадрата больше, чем площадь зелёного
-Мы измеряли сейчас разными мерками.
-Нужно измерять фигуры одинаковыми мерками
«на глаз»
Наложить фигуры друг на друга
Измерить одинаковыми мерками.
Рефлексия деятельности на уроке.
Какая была тема урока? Какую цель мы ставили на урок?
-Повторите способы определения площади фигур.
1 способ «на глаз»
2 способ наложением друг на друга
3 способ использовать мерки
Мерки должны быть одинаковые
Ответы учащихся.
Если хочешь ты красиво
Отремонтировать квартиру
Очень точно измеряй
Площадь пола, стен узнай!
Какое нужно соблюдать условие для третьего способа?
На все ли вопросы в таблице мы ответили?
-Достигли ли мы поставленной цели?
В заключение нашей работы предлагаю сочинить небольшое стихотворение, используя слова
-красиво.
-квартира
-измерять
-узнавать
Задание на дом
Используя, один из открытых нами способов измерения площадей, сравните площади учебника по математике и учебника по русскому языку.
Спасибо за работу. Урок окончен.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда,
Стали мерки в два ряда,
Будто бы солдатики,
Ровные квадратики.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их пересчитать.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
– Первая строка – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание сенквейна.
– Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
– Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
– Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.
– Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример 3.
а). Синквейн, составленный учащимися 9 класса на уроках итогового повторения.
Задача.
Сложная, текстовая.
Сравнивает, анализирует, утверждает.
Чтобы решить задачу, надо составить математическую модель.
Ответ.


Центральная фонтанная площадь является самым красивым местом в Ногинске. Название площади было обусловлено появлением группы фонтанов, установленных в 2003 году. Открытие фонтанной площади было приурочено к 222-летию города. Фонтаны представляют собой группу бассейнов и каскадов. Через бассейны проходят пешеходные мостики с кованными ажурными перилами. В вечернее время фонтаны обретают таинственный вид благодаря подсветке, в лучах которой струи воды выглядят особенно прекрасно. Вокруг фонтанов установлены скамейки, разбиты яркие газоны и клумбы. Фонтанная площадь стала любимым местом проведения свадебных фотосессий. Здесь можно взять напрокат карету и запечатлеть момент на память.