Актуализация знаний | ? А какие же типы червей мы изучили? Только назовите их, в том порядке, как мы изучали, то есть в порядке эволюционного развития: Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви (На слайде выходят картинки в порядке изучения материала) СЛАЙД 4 Систематика ? А какие классы червей были изучены? Начнём с Плоских червей: Класс Ресничные черви Класс Сосальщики Класс Ленточные черви Тип Круглые черви – Класс нематоды. Тип Кольчатые черви: Класс Многощетинковые Класс Малощетинковые Класс Пиявки (На слайде выходят картинки в порядке изучения материала.) Молодцы! Переходим к следующей странице нашей газеты. | Учащиеся называют изученные типы червей, а один из учеников прикрепляет на доску названия типов. Учащиеся называют классы червей, а один из учеников прикрепляет на доску названия классов, формируя схему | Познавательные УУД Формируем умение выявлять сущность изучаемых понятий. Формируем умение структурировать ранее полученные знания Коммуникативные УУД Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать |
Формирование и совершенствование умений и навыков | ? С чего мы начинаем изучать каждый новый тип или класс животных? (С особенностей строения данных животных) СЛАЙД 5 Особенности строения червей На демонстрационном столе разложены листочки с признаками всех изученных классов. Вам нужно определить к какому классу они относятся, и перенести их на нашу газету. Можете воспользоваться записями в тетрадях, а также таблицей, которую вы составляли в течение нескольких уроков. А теперь давайте проверим, правильно ли ребята выполнили задание. (Проверяем, если есть ошибки – обсуждаем и исправляем) Молодцы! Переходим к следующей странице нашей газеты. В любой газете есть фотографии, рисунки. И в нашей газете они должны быть. СЛАЙД 6 Многообразие червей Девочкам накануне было дано задание, сделать рисунки червей, которые они сейчас должны распределить по классам. На столе еще лежат три изображения. ? К каким классам они относятся? Также в нашей газете есть звуковое виртуальное приложение, посвященное многообразию червей. Над ним поработали ваши одноклассники. СЛАЙД 7 Из всего многообразия червей самые необычные формы и яркие цвета имеют Многощетинковые кольчатые черви. О некоторых представителях у нас есть сообщение. СЛАЙД 8 Еще Чарльз Дарвин сказал следующие слова об этих червях: «Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место». ? О ком эти слова? СЛАЙД 9 О дождевых червях в нашем приложении тоже есть информация. СЛАЙД 10 К сожалению, на уроках мы не успели поговорить об очень интересных представителях класса Кольчатые черви – пиявках. И сегодня мы можем закрыть этот пробел в знаниях. СЛАЙД 11 Образ жизни червей Червей на Земле насчитывается до 12 тысяч видов. Они многообразны по строению, жизненной форме, а также по образу жизни. ? На какие две группы по образу жизни мы можем разделить изученных нами червей? (свободноживущие и ведущие паразитический образ жизни) ? Каких червей из нашей газеты мы отнесем к свободноживущим червям? (планарий, дождевых червей, пескожила) ? А какой образ жизни ведут оставшиеся черви? (паразитический) СЛАЙД 12 Многообразие паразитических червей Мир паразитических червей многообразен. ? Каких представителей мы успели изучить с вами на уроках? (печеночного сосальщика, свиного (бычьего) цепня, человеческую аскориду, остриц). СЛАЙД 13 В рамках нашей газеты мы можем расширить кругозор и посмотреть презентацию о некоторых представителях паразитических червей (эхинококке, карликовом цепне) В природе ни одно животное не существует просто так. Все они выполняют какую-либо функцию. ? А какую роль играют в природе паразитические черви? (регулируют численность живых организмов) Так как паразитические черви обитают внутри организмов, являясь эндопаразитами, у них наверняка есть приспособления к такому образу жизни. СЛАЙД 14 Приспособления к паразитическому образу жизни ? Так какие же приспособления к паразитическому образу жизни имеются у эндопаразитов? Огромная плодовитость. Наличие органов для удержания в теле хозяина (органов прикрепления - присоски, крючки). Упрощение внутреннего строения (утрачиваются некоторые органы – нет органов чувств, органов пищеварения) Сложный жизненный цикл – чередование поколений – бесполого и полового. СЛАЙД 15 ? Как называется наука изучающая строение и жизнедеятельность паразитических червей? (гельминтология) ? Какой русский ученый внёс большой вклад в развитие данной науки (Скрябин К.И.) Паразитические черви, попадая в организм, приносят вред человеку и животным. СЛАЙД 16 Меры профилактики заражения паразитическими червями ? Какие же правила мы должны соблюдать, чтобы этого не происходило? У вас на столах находятся листочки, карандаши, картинки, клей. Вам нужно объединиться в группы и оформить памятку о профилактике заражения паразитическими червями. Когда группа заканчивает работу – прикрепляет свою листовку к нашей стенгазете. ( если не успеваем, задается на дом) СЛАЙД 17 ? Так какие же правила мы должны соблюдать, чтобы не заразиться паразитическими червями? – Мыть руки, овощи и фрукты перед едой. - Всегда мыть руки перед едой! – Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением. – Не брать в природе растения в рот. – Тщательно проваривать и прожаривать рыбу и мясо. – Уничтожать мух и тараканов. Молодцы! Вот и прочитана наша стенгазета об особенностях строения и многообразии червей. | Несколько учащихся в порядке очереди выходят к столу, находят нужные признаки и прикрепляют на доске под названием класса червей. Учащиеся распределяют изображения червей под названиями классов, объясняя свой выбор. Учащиеся выходят и представляют свои презентации на темы: «Многощетинковые черви» «Многообразие и значение дождевых червей» «Пиявки» Учащиеся анализируют изученный материал, отвечают на вопросы, работают со схемой, достраивая её Учащиеся отвечают на вопросы. Также представляется презентация на тему «Многообразие паразитических червей» Учащиеся работают с текстом, анализируют его, формулируют ответы на вопросы Учащиеся оформляют листовки и вывешивают их. Учащиеся обобщают меры профилактики гельминтоза | Познавательные УУД Структурируем знания Формируем умение на основе знаний о диссоциации делать выводы Формируем умение применять полученные ранее знания для объяснения полученных результатов Формируем умение преобразовывать информацию в соответствии с заданием Формируем умение ориентироваться в тексте учебника, заполненных таблицах, находить нужную информацию Коммуникативные УУД Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Способствуем адекватно передавать информацию Формируем умения слушать и понимать речь другого человека, ставить вопросы, выражать свои мысли Регулятивные УУД Способствуем умению корректировать действия свои и других учащихся Способствуем умению осуществлять оценивание своих учебных достижений Формируем умения уверенно и грамотно выражать свои мысли, используя биологические термины Личностные УУД Формируем личностную мотивацию учебной деятельности Личностные УУД Воспитываем качества лидера на примере работы в группах |