Тема урока: Плотность вещества. Решение задач на вычисление массы, плотности и объема вещества.
Основная цель–закрепить навыки применения формул для решения задач.
Цели и задачи урока:
Образовательные: закрепить знания учащихся по теме «Плотность», сформировать умения применять их при решении задач;
Развивающие: развить познавательный интерес к физике, логическое мышление, физическую речь, наблюдательность, умение систематизировать и применять полученные знания, развивать внимание, память, умение самостоятельно работать.
Воспитательные: воспитать ответственное, творческое отношение у учебному труду, способствовать самореализации учащихся.
Оборудование: раздаточный материал, смайлики настроения, мультимедиа проектор, презентация.
Тип урока: повторение, обобщение и систематизация пройденного материала
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход урока.
1.Организационный момент.
В одном мгновенье видеть вечность
Огромный мир-в зерне песка,
В едином миге-бесконечность
2.Актуализация знаний. И небо –в чашечке цветка.
У.Блейк.
ФИЗЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
Каждый наступивший день у нас с тобой,
Очень тесно связан с физикой одной,
Чтобы в жизни многое уметь и знать,
Точную науку нам необходимо изучать!
С Вами мы живём в момент прогресса,
И к науке разной современной интереса,
Достигаем уровня немыслимой фантастики,
В области сложнейшей физики и информатики!
Разные из жизни приведу я Вам примеры,
С физикой связать попробую их смело,
Вот уже с утра мы встали все с постели,
Преодолевая сразу силу притяжения!
Мы зашли на кухню и включили чайник электрический,
Тут же звук воды кипевшей мы услышали магический,
В печь микроволновую красивый бутербродик положили,
А микроволны нам его прогрели своей силой!
Пришла пора и в школу всем нам утром собираться,
И, покоряя силу трения, машина помогла тот час же до неё добраться,
А вечером мы вдруг решили все на горочку сходить,
И небольшая сила трения скольжения, нас помогла на санках прокатить!
Придя, домой, мы захотели отдохнуть и телевизор посмотреть,
Оказывается, и здесь, всё физика смогла предусмотреть,
Немного отдохнув, компьютер мы в розетку подключили,
Куда не глянь, законы физики везде себя активно проявили!
А поздним вечером решила волосы свои я расчесать,
И представляете, процесс электризации пришлось мне наблюдать,
Мой волос и расческа так смогли в момент соединиться,
Что вдруг разряд произошёл, да так, что заискрился!
Хочу сейчас всему я сказанному подвести итог,
Что без науки физика навряд ли, кто-то обойтись бы смог, '
Попробуйте Вы только лишь задуматься об этом,
И сразу жизнь покажется нам словно концом света!!!
а)Фронтальный опрос.
-Кроссворд.(слайд)
-Механическое движение.(изменение положения тела в пространстве относительно других тел)
-Равномерное движение(если тело проходит равные промежутки пути за равное время)
-Если капнуть каплю йода в воду,то….(Опыт.Объяснить.)
-Е1сли открыть флакон духов…(объяснить)
-Три состояния вещества.(жидкое , твердое, газообразное)
-Неньютоновская жидкость.(опыт)
-Утверждение Аристотеля.Биография.
-Галилео Галилей.Опыт.Биография.
ФИЗИКА С НАМИ ПОВСЮДУ.Басня Крылова : «Лебедь,рак и щука.»(видео)
Задача о Лебеде,Раке и Щуке.
История о том , как «лебедь ,рак да щука везти с поклажей воз взялись»,известна всем. Но едва ли кто пробовал рассмотреть эту басню с точки зрения физики.
Перед нами задача на сложение нескольких сил. Одна сила, тяга лебедя, направлена вверх; другая, тяга- назад ; третья ,тяга щуки -вбок. Есть еще и четвертая сила-вес воза, которая направлена вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там».Так ли это? Посмотрим.
Лебедь, рвущийся к облакам ,не мешает работе рака и щуки, даже помогает им :тяга лебедя направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза .Рассмотрим тягу рака
и щуки .О направлении этих говориться, что рак «пятится назад, а щука тянет в воду».Логично предположить ,что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку. Значит, силы рака и щуки не лежат на одной прямой и не могут равняться нулю.
Ясно, что равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос- в какую сторону сдвинется воз!?Во всяком случае ,Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу все нет ходу», что «воз и ныне там».Впрочем, это не меняет смысла басни.
ЗАГАДКИ.
Летит – молчит, лежит – молчит;
Когда умрет, тогда заревет. (Снег)
2. Пушистая вата плывет куда – то. (Вода)
3. Две сестры качались – правды добивались,
А когда добились, то становились. (Качели)
В огне не горит, а в воде тонет. (Лед)
Все поведает, хоть без языка,
Когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
6. Что с земли не поднимешь? (Тень)
7Сверкает, мигает, огневые стрелы пускает. (Молния)
Мать толста, дочь красна,
Сын бес – долетел до небес. (Печь, огонь, дым)
9. Ты кричал - оно молчало,
Ты молчал – оно кричало. ( Эхо)
10. Я горячее храню и холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю. (Термос)
11. Иду в воду – красен,
Выйду – черен. (Железо)
12. Я под мышкой посижу
И, что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
13. Что может в одно и то же время:
Висеть и стоять, стоять и ходить,
Ходить и лежать, лежать и врать? (Часы)
14.Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились – остановились. (Весы)
15.Мы – проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим, В снег – бежим.
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
16.На стене висит тарелка,
На тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)
3.Решение задач.
а) Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они все вместе в лес дрова рубить. Дошли они до реки и не знают как перейти через нее. Лапоть говорит пузырю:
-Пузырь,давай на тебе переплывем!
-Нет, лапоть! Пускай лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Сможет ли Лапоть перейти через реку по Соломинке, если его масса 10 г, а Соломинка имеет объём 4 см и плотность 0,5 г/см ?
б) Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они все вместе в лес дрова рубить. Дошли они до реки и не знают как перейти через нее.
Соломинка говорит:
- Я перетянусь с берега на берег, по мне и перейдем.
Подсчитал в уме что-то Лапоть и говорит:
- Не выдержит Соломинка. Друзья, давайте на мне переплывем, как на лодке!
Какой станет плотность Соломинки, если её масса 2 г, а объём после купания в реке стал 1 см ?
Пузырь говорит: Двоих Лапоть не выдержит. Да еще топор. Пусть Соломинка сядет в Лапоть, а я сзади буду лететь и толкать.
Так и перебрались они благополучно на другой берег.
в) Определите массу Золотого Ключика ,если его объем 15 см3.
г) Найдите объем ледяного осколка, если его масса равна 1,8 г.
Итог урока.
Тест.(если останется время.)
5.Д/з §23.Упр 8 №3-4