Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Крым
«Приморский профессиональный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РК «ППТ»
_______________Легостаева С.В.
«__»______________2018г.
рАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОП.06. Основы судостроения
по профессии среднего профессионального образования
26.01.01. Судостроитель-судоремонтник металлических судов
Уровень основной образовательной программы: базовый
Профиль: технический.
Форма обучения: очная.
Срок обучения ОПОП: нормативный 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования.
Приморский,2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы судостроения»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 26.01.01. «Судостроитель – судоремонтник металлических судов», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 865 от 2 августа 2013 года, зарегистрированного Министерством юстиции (№ 29583 от 20 августа 2013 г.), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 апреля 2015г. №391 «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования».
Организация–разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Приморский профессиональный техникум.
Разработчик:
Кварацхелия Г.В. преподаватель спецдисцеплин.
Рассмотрено на заседании ЦМК____ Утверждено решением педагогического
Протокол№__от «__»_______2018г. совета ГБПОУ РК «ППТ»
Председатель ______________._______ протокол № ___от «__»__________2018г. Председатель_______________________
Согласовано с заместителем
директора по УР
____________ Усердная К.О.
«___» ____________ 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 5
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы судостроения»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) 26.01.01 «Судосборщик - судоремонтник металлических судов».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать проектно-конструкторскую документацию на постройку судна;
выбирать и обосновывать материал судового корпуса и надстроек;
подбирать оборудование и технологическую оснастку для
изготовления деталей, сборки и сварки корпусных конструкций;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
производственный процесс в судостроении; его состав, объекты и
стадии;
основные виды судостроительного производства;
проектно-конструкторскую документацию на постройку судна;
комплексную механизацию и автоматизацию корпусообрабатывающего производства;
создание поточных автоматизированных линий, комплексно-механизированных и специализированных участков;
применяемые способы и виды оборудования механической, тепловой, в
том числе лазерной, вырезки корпусных деталей;
процесс гибки и правки деталей корпуса судна из листового и профильного
металлопроката;
конструктивно-технологическую классификацию корпусных конструкций и
сборочно-сварочной оснастки для их изготовления;
основы сварки металлических конструкционных материалов;
классификацию сварных соединений судовых конструкций;
требования, предъявляемые к сварным соединениям;
современные способы сварки и виды оборудования;
методы постройки судов и способы формирования корпуса;
характеристику построечных мест и их оборудования; механизацию корпусных
работ на построечном месте;
непроницаемость и герметичность корпусов судов;
виды, методы и нормы испытаний;
механомонтажное производство;
модульно-агрегатный метод монтажа механизмов;
механизацию механомонтажных работ;
монтаж судовых валопроводов;
судовые системы и трубопроводы;
способы трассировки трубопроводов;
способы спуска судов на воду, спусковые сооружения и их оборудование;
классификацию методов испытаний судов, основные задачи и их
организацию;
процесс сдачи судов, формирования программы испытаний.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональными компетенциями:
ПК 1.3. Проводить огнеупорные и изоляционные работы, консервацию и расконсервацию судовых котлов.
ПК 2.1. Изготавливать, собирать, устанавливать простые узлы, мебель, изделия судового оборудования, дельные вещи и производить их демонтаж и ремонт.
ПК 3.1.Производить разметку мест установки деталей по сборочным и монтажным чертежам.
ПК 4.1. Владеть приемами выполнения слесарных операций с соблюдением технологии выполнения слесарно-сборочных и ремонтных работ.
ПК 4.2. Использовать слесарный и контрольно-измерительный инструмент, универсальные и специальные приспособления.
ПК 4.3. Применять механизацию, машины и станки, используемые для слесарных работ в судостроении.
ПК 5.1. Выявлять причины возникновения дефектов корпусных конструкций, судовых механизмов и систем и устранять их.
ПК 6.1. Подготавливать рабочее место, изделия и узлы под сварку (резку).
ПК 6.2. Использовать различные типы сварочного оборудования.
ПК 6.3. Применять газо- и электросварку в работе с использованием безопасных методов труда.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Написание докладов Написание рефератов Подготовка сообщений Подготовка презентаций Составление кроссвордов | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы судостроения» Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уров. освоен |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | | 2 | 2 |
Определение целей, задач и содержания курса. История развития судостроения. | |
Раздел 1. Организация судостроения и судоремонта. | Тема 1.1. Основы организации судостроения и судоремонта. | 16 | |
1. Понятие о научной организации труда. 2. Особенности размещения судостроительных предприятий. 3. Организация судостроительных предприятий. 4. Организация судоремонтных предприятий. 5. Судокорпусный цех. 6. Сборочный цех. 7. Механический цех. 8. Вспомогательные цеха. | 2 |
Практические занятия. | 2 | |
Изучение структуры базового предприятия. |
Самостоятельная работа обучающихся. | 6 |
Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовить доклад на тему: «Этапы развития СЗ «МОРЕ»». Подготовить реферат на тему: «История развития судостроения». |
Тема 1.2. Этапы постройки и ремонта судов. | 12 | 2 |
1. Секционный метод постройки. 2. Блочный метод постройки. 3. Поточно-позиционный метод. 4. Спуск судна на воду. 5. Ремонт и докование судов. |
Практические занятия. | 2 | |
1. Изучение поточно-бригадного метода работы. |
Самостоятельная работа обучающихся. | 5 |
Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовить сообщение на тему: «Виды спусковых устройств». |
Раздел 2. Технология постройки судна. | Тема 2.1. Постройка корпуса судна | 17 | 2 |
1. Понятие о технологии постройки корпуса судна. 2. Принципиальный технологический процесс постройки корпуса. |
3. Изготовление секций корпуса. 4. Инструмент и приспособления. 5. Изготовление постелей для сборки и сварки секций. 6. Стапельная сборка корпуса судна. 7. Сборка днищевых секций. 8. Крепление наружной обшивки. 9. Сборка скуловых секций. 10. Установка переборок. 11. Сборка секций настилов палуб. 12. Достроечные работы. |
Самостоятельная работа обучающихся. | 5 | |
Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка реферата по теме: «Технологический процесс постройки судов». |
Дифференцированный зачет | 1 |
Всего: | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ. 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов судостроения; мастерских слесарно-сборочных.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета судостроения:
комплект деталей, инструментов, приспособлений;
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия.
компьютеры,
проектор,
программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской слесарно-сборочной
рабочие места по количеству обучающихся;
станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
набор слесарных инструментов;
набор измерительных инструментов;
приспособления;
заготовки для выполнения слесарных работ
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
оборудование для выполнения сборки;
сборочное оборудование и инструмент;
участок обработки и резки металла.
Оборудование мастерской и рабочих мест сварочной мастерской:
сварочные кабины и их оснащение;
кабели, сварочные провода и токоподводящие зажимы, применяемые при оснащении сварочных постов;
индивидуальные средства защиты сварщика.
4.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Теория и устройство судна: конструкция специальных судов: учеб. пособие для СПО / А.П. Аносов, А.В. Славгородская. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 182с. - (Серия: Профессиональное образование).
2.Теория и устройство судна: циклическая прочность судовых конструкций: учеб. пособие для СПО / А.П. Аносов, А.В. Славгородская. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 202с. - (Серия: Профессиональное образование).
3.Основы слесарного дела: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Б.С. Покровский. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208с.
4.Подготовительные и сборочные операции перед сваркой: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Овчинников. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 192с.
5.Технология производства сварных конструкций: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.Н. Галушкина. – 6-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 192с.
Дополнительные источники:
1. Гребельский П.Х., Резник М.Х. Судовые корпусно-достроечные работы: Учебник.- 5-е изд. перераб. Л.: Судостроение, 1987.- с., ил.
2. Горелик Б.А. Слесарно-монтажные работы в судостроении. – СПб, 1982. 256с.
Интернет – ресурсы:
Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru
Учебная мастерская: http\\www.edu.BPwin -- Мастерская Dr_dimdim.ru
Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru
5. Контроль и оценка результатовосвоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.3. Проводить огнеупорные и изоляционные работы, консервацию и расконсервацию судовых котлов. | - Знание видов работ по проведению огнеупорных и изоляционных операций, консервации и расконсервации судовых котлов. - Делать обоснованный выбор используемого оборудования. - Выполнение огнеупорных и изоляционных работ, консервации и расконсервацию\ судовых котлов. -Соблюдение ТБ при выполнении работ. | - экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические занятия. - оценивание теоретических знаний. |
ПК 2.1. Изготавливать, собирать, устанавливать простые узлы, мебель, изделия судового оборудования, дельные вещи и производить их демонтаж и ремонт. | - Знание видов судовых изделий и оборудования. -Выполнение операций по изготовлению изделий, их демонтажа и ремонта. -Соблюдение технологии проведения работ. -Делать обоснованный выбор используемого оборудования. -Соблюдение ТБ при выполнении работ. | экспертная оценка результатам по наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
ПК 3.1. Производить разметку мест установки деталей по сборочным и монтажным чертежам. | - Знание технологии разметки мест установки деталей по сборочным и монтажным чертежам.. -Выполнение разметки мест установки деталей по сборочным и монтажным чертежам. - -Соблюдение технологии проведения работ. -Соблюдение ТБ при выполнении работ. | экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
ПК 4.1. Владеть приемами выполнения слесарных операций с соблюдением технологии выполнения слесарно-сборочных и ремонтных работ. | - Знание видов слесарных операций. - Владеть приемами выполнения слесарных операций. - Знание технологии слесарно-сборочных работ. -Выполнение слесарных операций с соблюдением технологии выполнения слесарно-сборочных и ремонтных работ. -Соблюдение ТБ при выполнении работ. | - экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
ПК 4.2. Использовать слесарный и контрольно-измерительный инструмент, универсальные и специальные приспособления. | - Знание видов слесарного и контрольно-измерительного инструмента, универсальных и специальных приспособлений. - Делать обоснованный выбор используемого оборудования. - Использовать различное оборудование при выполнении работы. - Соблюдение ТБ при выполнении работ. | - экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
ПК 4.3. Применять механизацию, машины и станки, используемые для слесарных работ в судостроении. | - Знание видов механизированных машин и станков, используемых для слесарных работ в судостроении. - Делать обоснованный выбор используемого оборудования. - Выполнение слесарных операций с применением механизации, машин и станков. -Соблюдение ТБ при выполнении работ. | - экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
ПК 5.1. Выявлять причины возникновения дефектов корпусных конструкций, судовых механизмов и систем и устранять их. | - Знание причин возникновения дефектов корпусных конструкций, судовых механизмов, систем и способы их устранения. - Выполнение операций по выявлению дефектов и их устранению -Соблюдение ТБ при выполнении работ. | - экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
ПК 6.1. Подготавливать рабочее место, изделия и узлы под сварку (резку). | - Знание видов сварочных постов, оборудования, инструмента и ТБ. - Подготовка сварочного поста к работе. -Выполнение операций сборке изделий под сварку. -Выполнение прихваток при сборке конструкций. -Соблюдение технологии проведения работ. -Соблюдение ГОСТов на разделку кромок. -Соблюдение ТБ при выполнении работ. | - экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
ПК 6.2. Использовать различные типы сварочного оборудования. | - Знание видов сварочного оборудования и их устройства. - Делать обоснованный выбор используемого оборудования. - Использовать различное оборудование при выполнении работы. | - экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
ПК 6.3. Применять газо- и электросварку в работе с использованием безопасных методов труда. | - Знание и соблюдение техники и технологии сварки, правил ТБ и санитарно - гигиенических при выполнении газо- и электросварочных работ; - Выполнение газо- и электросварочных работ с соблюдение техники и технологии сварки, правил ТБ и сан.гигиены. | - экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; - практические работы; - оценивание теоретических знаний. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -явно выраженный интерес к профессии; -трудоустройство по полученной профессии; -эффективное самостоятельное изучение профессионального модуля; -результативное участие в конкурсах профессионального мастерства. | социологический опрос; экспертная оценка |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | -правильная последовательность выполнения действий на лабораторных и практических работах и во время учебной, производственной практики в соответствии с инструкциями, технологическими картами и т.д.; -обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач; -личная оценка эффективности и качества выполнения работ. | -экспертная оценка -наблюдение |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -адекватность оценки рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих материалов, инструментов и т.д.; -самостоятельность текущего контроля и корректировка в пределах своих компетенций выполняемых работ в соответствии с технологическими процессами сварочных работ; -полнота представлений за последствия некачественно и несвоевременной выполненной работы. | -экспертная оценка, -наблюдение; -письменный опрос |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | -оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; -владение различными способами поиска информации; -адекватность оценки полезности информации; -используемость найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития; -самостоятельность поиска информации при решении не типовых профессиональных задач. | -экспертная оценка; -наблюдение |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -устойчивость навыков эффективного использования современных ИКТ в профессиональной деятельности; -устойчивость и демонстрация на практике навыков использования информационно-коммуникационных технологий при оформлении рефератов, работ по УИРС и НИРС, на производственной практике; -правильность и эффективность решения нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации; -используемость ИКТ в оформлении результатов самостоятельной работы | -экспертная оценка; -наблюдение |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Степень развития и успешный социологический опрос, -наблюдение; -характеристика с производственной практики; -письменный опрос применения коммуникационных способностей на практике (в общении с сокурсниками, ИПР ОУ, потенциальными работодателями в ходе обучения); -полнота понимание и четкость представлений того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих; -владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе; -соблюдение принципов профессиональной этики | социологический опрос, наблюдение; характеристика с производственной практики; письменный опрос |
Итоговая аттестация проводится в виде дифференцированного зачёта.
8