Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Навашинский политехнический техникум»
| | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ НПТ ___________________ «______»_____ 2017 г. |
| | |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 Общее устройство судов
по сПЕЦИАЛЬНОСТи 26.02.02 «Судостроение»
Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)
Навашино
2017
Рабочая программа учебной дисциплины «Общее устройство судов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 26.02.02 «Судостроение», входящей в укрупненную группу специальностей Инженерное дело, технологии и технические науки, 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта.
Организация разработчик: ГБПОУ «Навашинский политехнический техникум»
Разработчик: Епишина Э.В. – преподаватель профессиональных дисциплин техникума.
Рекомендована ПЦК преподавателей дисциплин профессионального цикла специальности 26.02.02, 26.02.06
Председатель ПЦК ______________ Миронова Л.П.
«_____»_____________
Рассмотрена
на заседании методического совета «___»___________, протокол №_____
Согласована
«_______»__________________2017 г.
Заместитель директора по учебно-производственной работе
______________________/ Бирюкова Л.С. /
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины | 7 |
3. Условия реализации учебной дисциплины | 8 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07. Общее устройство судов
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО. Инженерное дело, технологии и технические науки
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
26.02.02. Судостроение
Программа учебной дисциплины Общее устройство судов может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: Судостроитель – судоремонтник металлических судов;
Судокорпусник – ремонтник, электрогазосварщик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
читать теоретические чертежи корпуса судна;
при проектировании выбирать форму и главные размерения корпуса судна в зависимости от его назначения;
размещать в корпусе судна основные помещения и оборудование;
выбирать судовые энергетические установки (СЭУ) и размещать ее на судне;
выполнять расчеты главных размерений судна в первом приближении.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды и типы морской и речной техники, их конструкции и принципы действия;
области рационального применения и особенности эксплуатации морской и речной техники;
основные тенденции и направления развития современного судоходства и защиты окружающей среды;
основы теории судна;
мореходные и эксплуатационные качества судна;
конструкцию судового корпуса, системы набора, основные конструктивные связи;
общее расположение, назначение и оборудование судовых помещений;
основные характеристики СЭУ, судовых устройств и судовых систем, электрооборудования судов, судового навигационного оборудования, средств внешней и внутренней связи, судовых огней;
принципы автоматизации судов и технических средств;
технологии проектирования, постройки, ремонта, эксплуатации и утилизации судов;
общую информацию о теоретическом чертеже корпуса судна;
основы выбора формы корпуса судна и его главных размерений.
В результате освоения дисциплины «Общее устройство судов» реализуются следующие требования, предъявляемые к освоению основной профессиональной образовательной программы по специальности «Судостроение»
В части общих компетенций (ОК.):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды подчиненных, за результат выполнения заданий.
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В части профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1. Проводить входной контроль качества сырья, полуфабрикатов, параметров технологических процессов, качества готовой продукции.
ПК 1.3. Осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении деталей корпуса, сборке и сварке секций, дефектации и ремонте корпусных конструкций и их утилизации.
ПК 2.1. Разрабатывать конструкторскую документацию для изготовления деталей узлов, секций корпусов.
ПК 2.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и сварки секций, ремонта и технологии утилизации корпусных конструкций.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 71 час., в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 47 час.;
- самостоятельной работы обучающегося 24 час.
Итоговая аттестация в форме экзамена.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 71 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 47 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
| |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация Экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СУДОВ |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общее устройство судна | | 20 |
Тема 1.1. Введение. Понятие о судне. | Содержание учебного материала и самостоятельной работы | |
1 | Цели и задачи дисциплины. Задачи, стоящие перед судостроительной промышленностью России. Понятие о судне, как о плавучем инженерном сооружении. Краткая история развития судостроения в России и за рубежом | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Рефераты, сообщения, презентации на тему: «История развития судостроения». |
Тема 1.2. Классификация и общая характеристика судов. | Содержание учебного материала и самостоятельной работы | |
2 | Классификация судов по общим признакам. Общая характеристика транспортных, промысловых, служебно-вспомогательных и судов технического флота. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Работа с основным учебником и конспектом. Спортивные суда. Средства освоения ресурсов Мирового океана: плавучие и стационарные буровые и добывающие установки, приливные электростанции, плавучие электростанции. |
Тема 1.3. Форма корпуса судна, главные размерения | Содержание учебного материала и практических занятий | |
3 | Форма корпуса судна. Основные сечения корпуса. Понятие о погиби и седловатости палубы, килеватости днища, цилиндрической вставке, «развале» бортов. Главные размерения судна, их соотношения. Влияние формы корпуса и соотношений главных размерений на скорость, грузовместимость и другие эксплуатационно-экономические качества судна. Теоретический чертеж судна. | 2 |
| 4 | Выбор главных размерений и форм корпуса судна в зависимости от его назначения | 2 |
Тема 1.4. Мореходные и эксплуатационные качества судов. | Содержание учебного материала | |
5 | Мореходные качества: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, качка, управляемость. Общие понятия и определения. Эксплуатационные качества: грузоподъемность, дедвейт, грузовместимость, скорость хода, дальность плавания, обитаемость. | 2 |
Тема 1.5. Общее расположение, назначение и оборудование судовых помещений. Дельные вещи. | Содержание учебного материала | |
6 | Архитектурно-конструктивные типы судов. Классификация и расположение судовых помещений. Дельные вещи. Схемы расположения судовых помещений. | 2 |
Тема 1.6. Конструкция корпуса судна | Содержание учебного материала и самостоятельной работы | |
7 | Системы набора перекрытий корпуса судна. Выбор системы набора перекрытий. Основные конструктивные элементы корпуса. Конструкции бортового, днищевого, палубного перекрытия. Конструкции переборок | 2 |
| | | |
| | | |
| | | |
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Основные элементы корпусных конструкций |
Тема 1.7. Судовые устройства. | Содержание учебного материала и самостоятельной работы | |
8 | Назначение общесудовых и специальных судовых устройств. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Специальные устройства: промысловые, для передачи грузов в море на ходу, взлетно-посадочные для вертолетов, для толкания судов. | 2 |
Тема 1.8. Судовое навигационное оборудование и средства связи. | Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Назначение и принцип действия компасов, локаторов, пеленгаторов, эхолотов, лагов. Автоматизация судовождения. Средства внешней и внутренней связи и сигнализации. Судовые огни: ходовые, стояночные, сигнальные. | |
Тема 1.9. Основы проектирования, постройки и ремонта судов. | Содержание учебного материала и практических работ | | |
9 | Техническое задание на проектирование судна. Разработка конструкторской документации. Роль наблюдающих органов и "Правил" Регистра при проектировании судна. Первичная обработка корпусной стали. Изготовление деталей корпуса. Способы формирования корпуса судна на стапеле, в доке. | 2 | |
10 | Правила классификации и постройки судов, Морской и Речной Регистр. Его функции. Исторические периоды проектирования судов. Символ класса судна | 2 | |
Раздел 2. Судовые энергетические установки и электро-оборудование судов | | 11 | |
Тема 2.1. Типы, состав и размещение энергетических установок на судне. | Содержание учебного материала | | |
| 11 | Типы двигателей. Классификация в зависимости от способа превращения энергии в механическую. Способ передачи крутящего момента от главного двигателя к гребному валу. Типы энергетических установок, состав ЭУ, размещение. Автоматизация СЭУ. | 1 | |
Тема 2.2. Котельные установки. | Содержание учебного материала | | |
12 | Классификация паровых котлов. Котельные установки, применяемые на судах. Системы, обслуживающие паровой котел. | 1 | |
Тема 2.3. Паротурбинные и газотурбинные установки. | Содержание учебного материала | | |
13 | Классификация паровых турбин, составные части, особенности, принцип действия, размещение на судне. Классификация газовых турбин, составные части, принцип действия. Газотурбинные установки: состав и размещение на судне. | 1 | |
Тема 2.4. Установки с двигателями внутреннего сгорания | Содержание учебного материала | | |
14 | ДВС: устройство и принцип действия. Классификация ДВС. Установки с ДВС: состав и размещение на судне. | 2 | |
Тема 2.5. Атомные энергетические установки | Содержание учебного материала и самостоятельной работы | | |
15 | Принципиальна тепловая схема судовой АЭУ. Устройство и принцип действия основных элементов АЭУ. Размещение АЭУ на судне. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Использование АЭУ на судах | 1 | |
Тема 2.6. Передача мощности от двигателя к движителю. Судовые движители. | Содержание учебного материала и самостоятельной работы | | |
16 | Назначение и составные элементы валопровода. Опорные и упорные подшипники, дейдвудная труба, дейдвудный подшипник. Классификация судовых движителей. | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
Судовые движители. | 1 | |
| Содержание учебного материала и самостоятельной работы | | |
Тема 2.7. Электрооборудование и электродвижение судов | 17 | Мощность судовых электростанций. Параметры электрического тока. Источники электроэнергии. Судовые электрогенераторы. Аккумуляторные батареи. Преобразователи электроэнергии. Судовые электрические сети. Распределение электроэнергии. Главный распределительный щит. Потребители электрического тока. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Электродвижение судов | |
Раздел 3. Общесудовые системы | | 16 | |
Тема 3.1. Классификация и конструктивные элементы общесудовых систем | Содержание учебного материала и самостоятельной работы | | |
18 | Классификация, назначение и общие требования к общесудовым системам. Конструктивные элементы систем. Арматура и её назначение. Гидравлические механизмы общесудовых систем. Общие принципы построения систем. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Классификация общесудовых систем. | 2 | |
Тема 3.2. Элементы автоматики общесудовых систем | Содержание учебного материала | | |
19 | Элементы автоматики общесудовых систем. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Задачи и основы автоматизации судовых систем. Автоматическое регулирование. Дистанционное управление. Приборы контроля уровня жидкости, давления, температуры. Приборы пожарной сигнализации. | 2 | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 3.3. Системы трюмные и балластные. | 20 | Классификация, назначение и общие требования. Измерительные и воздушные трубы, кингстонные ящики. Системы трюмные. Системы балластные. Принципиальные схемы систем | 2 | |
| Содержание учебного материала и самостоятельной работы | | |
Тема 3.4. Системы противопожарные | 21 | Общие требования противопожарной безопасности на судах. Назначение и классификация противопожарных систем. Состав принципиальные схемы систем. | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
| Системы пожарной сигнализации | 2 | |
Тема 3.5. Системы искусственного микроклимата. | Содержание учебного материала и самостоятельной работы | | |
22 | Классификация, назначение и общие требования. Системы естественной и искусственной вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, охлаждения. Типы холодильных систем. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Системы естественной и искусственной вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, охлаждения | 2 | |
Тема 3.6. Санитарные системы. | Содержание учебного материала | | |
22 | Системы бытового водоснабжения. Системы сточная и фановая. Требования Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов сточными водами. | 2 | |
Тема 3.7. Системы сжатого воздуха и газов. | Содержание учебного материала | | |
23 | Назначение, общие требования, принципиальные схемы систем сжатого воздуха. Получение и хранение сжатого воздуха. Элементы системы. | 2 | |
Тема 3.8. Специальные системы наливных судов. | Содержание учебного материала | | |
23 | Назначение, классификация и общие требования. Грузовая, зачистная, газоотводная, подогрева грузов, пропаривания и мойки танков, дистанционного замера уровня груза. | 1 | |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет Экзамен | 1 | |
| Всего | 47 | |
| Максимальная нагрузка | 71 | |
| | | |
УСЛОВИЯ Реализации УЧЕБНОЙ дисципли
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Судостроение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект инструментов и материалов для проведения практических работ;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий для проведения занятий по дисциплине «Общее устройство судов»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением по дисциплине и мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
[1] Шарлей Г.Н. Теория устройства судна Издание – ISBN Владивосток – 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.seatracker.ru
[2] Регистр РФ. Правила классификации и постройки морских судов. – СПб.: Судостроение, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.meganorm.ru
Дополнительные источники:
1. Фрид Е.Г. Устройство судна. - Л.: Судостроение, 1990.
2. Ситченко Н. К. Общее устройство судов - Л.: Судостроение, 1987.
3. Кузьменко А. В. Человек, море, техника. – Л.: Судостроение, 1988.
4. Зубрилов С. П. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов, 1989.
5. Всемирная история флота, 2001.
6. Желтобрюх Н.Д. Технология судостроения и ремонта судов, Л.: Судостроение, 1990.
7. Электронная библиотека. Телевидение. МУЛЬТИМЕДИА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. Модели судов и кораблей www.shipodelsbay.com
2. admiralmodel.com
3. seapeace.ru:
1) Корабли и морские суда;
2) Исследование Океанов;
3) Ресурсы Океана;
4) Русские мореплаватели;
5) Великие мореплаватели;
4. www.seaships.ru – Общесудовые системы
5. mor-suda.ru – Классификация судовых систем
6. kamstorm.ru
7. korabliy.net – Корабли и суда мира;
8. www.shipandship.chat.ru – Современные военные корабли;
9. mostinfo.su – Крупнейшие военные корабли;
10. flot.com – Классификация кораблей военно-морских сил;
11. sealib.cjm.ua – Библиотека морской литературы;
12. www.seaships – Двигатели внутреннего сгорания;
13. dic.akademia.ru – Судовые энергетические установки и движители;
14. www.mir-forum.ru – Судостроительные предприятия;
15. http://www.rivreg – Официальный сайт «Российский Речной Регистр»;
16. decrofficer.ru – Российский Морской Регистр судоходства.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Читать теоретические чертежи корпуса судна; При проектировании выбирать форму и главные размерения корпуса судна в зависимости от его назначения; размещать в корпусе судна основные помещения и оборудование; выбирать судовые энергетические установки (СЭУ) и размещать ее на судне; выполнять расчеты главных размерений судна в первом приближении. | практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование. |
Знания: | |
основных видов и типов морской и речной техники, их конструкции и принципы действия; областей рационального применения и особенностей эксплуатации морской и речной техники; основных тенденций и направлений развития современного судоходства и защиты окружающей среды; основ теории судна; мореходных и эксплуатационных качеств судов; конструкции судового корпуса, системы набора, основные конструктивные связи; общего расположения, назначения и оборудование судовых помещений; основных характеристик СЭУ, судовых устройств и судовых систем, электрооборудования судов, судового навигационного оборудования, средств внешней и внутренней связей, судовых огней; принципов автоматизации судов и технических средств; технологии проектирования, постройки ремонта, эксплуатации и утилизации судов; общей информации о теоретическом чертеже корпуса судна; основ выбора формы корпуса судна и его главных размерений. | внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, дифференцированный зачет. |
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷100 | 5 | отлично |
80 ÷89 | 4 | хорошо |
70 ÷79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
7