СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП общее устройство судов 2016 26.02.02 судостроение 2018

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Общее устройство судов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 26.02.02 «Судостроение», входящей в укрупненную группу специальностей Инженерное дело, технологии и технические науки, 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта.

Просмотр содержимого документа
«РП общее устройство судов 2016 26.02.02 судостроение 2018»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Навашинский политехнический техникум»









УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ НПТ

___________________

«______»_____ 2017 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 07 Общее устройство судов

по сПЕЦИАЛЬНОСТи 26.02.02 «Судостроение»

Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)

















Навашино

2017



Рабочая программа учебной дисциплины «Общее устройство судов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 26.02.02 «Судостроение», входящей в укрупненную группу специальностей Инженерное дело, технологии и технические науки, 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта.


Организация разработчик: ГБПОУ «Навашинский политехнический техникум»



Разработчик: Епишина Э.В. – преподаватель профессиональных дисциплин техникума.









Рекомендована ПЦК преподавателей дисциплин профессионального цикла специальности 26.02.02, 26.02.06

Председатель ПЦК ______________ Миронова Л.П.

«_____»_____________






Рассмотрена

на заседании методического совета «___»___________, протокол №_____



Согласована

«_______»__________________2017 г.

Заместитель директора по учебно-производственной работе

______________________/ Бирюкова Л.С. /















СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

7

3. Условия реализации учебной дисциплины

8

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10































  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП. 07. Общее устройство судов

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО. Инженерное дело, технологии и технические науки

26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

26.02.02. Судостроение

Программа учебной дисциплины Общее устройство судов может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: Судостроитель – судоремонтник металлических судов;

Судокорпусник – ремонтник, электрогазосварщик.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональная дисциплина профессионального учебного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • читать теоретические чертежи корпуса судна;

  • при проектировании выбирать форму и главные размерения корпуса судна в зависимости от его назначения;

  • размещать в корпусе судна основные помещения и оборудование;

  • выбирать судовые энергетические установки (СЭУ) и размещать ее на судне;

  • выполнять расчеты главных размерений судна в первом приближении.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные виды и типы морской и речной техники, их конструкции и принципы действия;

  • области рационального применения и особенности эксплуатации морской и речной техники;

  • основные тенденции и направления развития современного судоходства и защиты окружающей среды;

  • основы теории судна;

  • мореходные и эксплуатационные качества судна;

  • конструкцию судового корпуса, системы набора, основные конструктивные связи;

  • общее расположение, назначение и оборудование судовых помещений;

  • основные характеристики СЭУ, судовых устройств и судовых систем, электрооборудования судов, судового навигационного оборудования, средств внешней и внутренней связи, судовых огней;

  • принципы автоматизации судов и технических средств;

  • технологии проектирования, постройки, ремонта, эксплуатации и утилизации судов;

  • общую информацию о теоретическом чертеже корпуса судна;

  • основы выбора формы корпуса судна и его главных размерений.

В результате освоения дисциплины «Общее устройство судов» реализуются следующие требования, предъявляемые к освоению основной профессиональной образовательной программы по специальности «Судостроение»

В части общих компетенций (ОК.):

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды подчиненных, за результат выполнения заданий.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В части профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.1. Проводить входной контроль качества сырья, полуфабрикатов, параметров технологических процессов, качества готовой продукции.

ПК 1.3. Осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении деталей корпуса, сборке и сварке секций, дефектации и ремонте корпусных конструкций и их утилизации.

ПК 2.1. Разрабатывать конструкторскую документацию для изготовления деталей узлов, секций корпусов.

ПК 2.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и сварки секций, ремонта и технологии утилизации корпусных конструкций.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 71 час., в том числе:

-​ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 47 час.;

-​ самостоятельной работы обучающегося 24 час.

Итоговая аттестация в форме экзамена.




  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

71

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

47

в том числе:


практические занятия

4



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация Экзамен




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СУДОВ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

4

Раздел 1. Общее устройство судна

 

20

Тема 1.1. Введение. Понятие о судне.

Содержание учебного материала и самостоятельной работы


1

Цели и задачи дисциплины.

Задачи, стоящие перед судостроительной промышленностью России. Понятие о судне, как о плавучем инженерном сооружении.

Краткая история развития судостроения в России и за рубежом

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Рефераты, сообщения, презентации на тему: «История развития судостроения».

Тема 1.2. Классификация и общая характеристика судов.

Содержание учебного материала и самостоятельной работы


2

Классификация судов по общим признакам. Общая характеристика транспортных, промысловых, служебно-вспомогательных и судов технического флота.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с основным учебником и конспектом. Спортивные суда. Средства освоения ресурсов Мирового океана: плавучие и стационарные буровые и добывающие установки, приливные электростанции, плавучие электростанции.

Тема 1.3. Форма корпуса судна, главные размерения

Содержание учебного материала и практических занятий


3

Форма корпуса судна.

Основные сечения корпуса.
Понятие о погиби и седловатости палубы, килеватости днища,
цилиндрической вставке, «развале» бортов.
Главные размерения судна, их соотношения. Влияние формы корпуса и соотношений главных размерений на
скорость, грузовместимость и другие эксплуатационно-экономические качества судна.
Теоретический чертеж судна.

2

 

4

Выбор главных размерений и форм корпуса судна в зависимости от его назначения

2

Тема 1.4. Мореходные и эксплуатационные качества судов.

Содержание учебного материала


5

Мореходные качества: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, качка, управляемость. Общие понятия и определения. Эксплуатационные качества: грузоподъемность, дедвейт, грузовместимость, скорость хода, дальность плавания, обитаемость.

2

Тема 1.5. Общее расположение, назначение и оборудование судовых помещений. Дельные вещи.

Содержание учебного материала


6

Архитектурно-конструктивные типы судов.

Классификация и расположение судовых помещений.

Дельные вещи.

Схемы расположения судовых помещений.

2

Тема 1.6. Конструкция корпуса судна

Содержание учебного материала и самостоятельной работы


7

Системы набора перекрытий корпуса судна. Выбор системы набора перекрытий. Основные конструктивные элементы корпуса. Конструкции бортового, днищевого, палубного перекрытия. Конструкции переборок

2














Самостоятельная работа обучающихся


2

Основные элементы корпусных конструкций

Тема 1.7. Судовые устройства.

Содержание учебного материала и самостоятельной работы


8

Назначение общесудовых и специальных судовых устройств.

2

Самостоятельная работа обучающихся


Специальные устройства: промысловые, для передачи грузов в море на ходу, взлетно-посадочные для вертолетов, для толкания судов.

2



Тема 1.8. Судовое навигационное оборудование и средства связи.

Самостоятельная работа обучающихся

2


Назначение и принцип действия компасов, локаторов, пеленгаторов, эхолотов, лагов. Автоматизация судовождения.

Средства внешней и внутренней связи и сигнализации.

Судовые огни: ходовые, стояночные, сигнальные.


Тема 1.9. Основы проектирования, постройки и ремонта судов.

Содержание учебного материала и практических работ



9

Техническое задание на проектирование судна.

Разработка конструкторской документации.

Роль наблюдающих органов и "Правил" Регистра при проектировании судна. Первичная обработка корпусной стали. Изготовление деталей корпуса. Способы формирования корпуса судна на стапеле, в доке.

2


10

Правила классификации и постройки судов, Морской и Речной Регистр. Его функции. Исторические периоды проектирования судов. Символ класса судна

2


Раздел 2. Судовые энергетические установки и электро-оборудование судов


11


Тема 2.1. Типы, состав и размещение энергетических установок на судне.

Содержание учебного материала




11

Типы двигателей. Классификация в зависимости от способа превращения энергии в механическую. Способ передачи крутящего момента от главного двигателя к гребному валу. Типы энергетических установок, состав ЭУ, размещение. Автоматизация СЭУ.

1


Тема 2.2. Котельные установки.

Содержание учебного материала



12

Классификация паровых котлов. Котельные установки, применяемые на судах. Системы, обслуживающие паровой котел.

1


Тема 2.3. Паротурбинные и газотурбинные установки.

Содержание учебного материала



13

Классификация паровых турбин, составные части, особенности, принцип действия, размещение на судне.

Классификация газовых турбин, составные части, принцип действия. Газотурбинные установки: состав и размещение на судне.

1


Тема 2.4. Установки с двигателями внутреннего сгорания

Содержание учебного материала



14

ДВС: устройство и принцип действия. Классификация ДВС. Установки с ДВС: состав и размещение на судне.

2


Тема 2.5. Атомные энергетические установки

Содержание учебного материала и самостоятельной работы



15

Принципиальна тепловая схема судовой АЭУ. Устройство и принцип действия основных элементов АЭУ. Размещение АЭУ на судне.

2


Самостоятельная работа обучающихся



Использование АЭУ на судах

1


Тема 2.6. Передача мощности от двигателя к движителю. Судовые движители.

Содержание учебного материала и самостоятельной работы



16

Назначение и составные элементы валопровода. Опорные и упорные подшипники, дейдвудная труба, дейдвудный подшипник. Классификация судовых движителей.

2



Самостоятельная работа обучающихся



Судовые движители.

1



Содержание учебного материала и самостоятельной работы



Тема 2.7. Электрооборудование и электродвижение судов

17

Мощность судовых электростанций. Параметры электрического тока. Источники электроэнергии. Судовые электрогенераторы. Аккумуляторные батареи. Преобразователи электроэнергии. Судовые электрические сети. Распределение электроэнергии. Главный распределительный щит. Потребители электрического тока.

2


Самостоятельная работа обучающихся

2


Электродвижение судов


Раздел 3. Общесудовые системы



16


Тема 3.1. Классификация и конструктивные элементы общесудовых систем

Содержание учебного материала и самостоятельной работы



18


Классификация, назначение и общие требования к общесудовым системам. Конструктивные элементы систем.

Арматура и её назначение. Гидравлические механизмы общесудовых систем. Общие принципы построения систем.

2



Самостоятельная работа обучающихся



Классификация общесудовых систем.

2


Тема 3.2. Элементы автоматики общесудовых систем

Содержание учебного материала



19

Элементы автоматики общесудовых систем.

2


Самостоятельная работа обучающихся



Задачи и основы автоматизации судовых систем. Автоматическое регулирование. Дистанционное управление. Приборы контроля уровня жидкости, давления, температуры. Приборы пожарной сигнализации.

2



Содержание учебного материала



Тема 3.3. Системы трюмные и балластные.

20

Классификация, назначение и общие требования. Измерительные и воздушные трубы, кингстонные ящики.

Системы трюмные. Системы балластные. Принципиальные схемы систем

2



Содержание учебного материала и самостоятельной работы



Тема 3.4. Системы противопожарные

21

Общие требования противопожарной безопасности на судах. Назначение и классификация противопожарных систем. Состав принципиальные схемы систем.

2



Самостоятельная работа обучающихся




Системы пожарной сигнализации

2


Тема 3.5. Системы искусственного микроклимата.

Содержание учебного материала и самостоятельной работы



22

Классификация, назначение и общие требования. Системы естественной и искусственной вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, охлаждения. Типы холодильных систем.

2


Самостоятельная работа обучающихся



Системы естественной и искусственной вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, охлаждения

2


Тема 3.6. Санитарные системы.

Содержание учебного материала



22

Системы бытового водоснабжения. Системы сточная и фановая. Требования Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов сточными водами.

2


Тема 3.7. Системы сжатого воздуха и газов.

Содержание учебного материала



23

Назначение, общие требования, принципиальные схемы систем сжатого воздуха. Получение и хранение сжатого воздуха. Элементы системы.

2


Тема 3.8. Специальные системы наливных судов.

Содержание учебного материала



23

Назначение, классификация и общие требования. Грузовая, зачистная, газоотводная, подогрева грузов, пропаривания и мойки танков, дистанционного замера уровня груза.

1


Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

Экзамен

1



Всего

47



Максимальная нагрузка

71







  1. УСЛОВИЯ Реализации УЧЕБНОЙ дисципли


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Судостроение».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект инструментов и материалов для проведения практических работ;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий для проведения занятий по дисциплине «Общее устройство судов»;


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением по дисциплине и мультимедийный проектор, экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

[1] Шарлей Г.Н. Теория устройства судна Издание – ISBN Владивосток – 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.seatracker.ru

[2] Регистр РФ. Правила классификации и постройки морских судов. – СПб.: Судостроение, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.meganorm.ru


Дополнительные источники:

1. Фрид Е.Г. Устройство судна. - Л.: Судостроение, 1990.

2. Ситченко Н. К. Общее устройство судов - Л.: Судостроение, 1987.

3. Кузьменко А. В. Человек, море, техника. – Л.: Судостроение, 1988.

4. Зубрилов С. П. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов, 1989.

5. Всемирная история флота, 2001.

6. Желтобрюх Н.Д. Технология судостроения и ремонта судов, Л.: Судостроение, 1990.


7. Электронная библиотека. Телевидение. МУЛЬТИМЕДИА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. Модели судов и кораблей www.shipodelsbay.com

2. admiralmodel.com

3. seapeace.ru:

1) Корабли и морские суда;

2) Исследование Океанов;

3) Ресурсы Океана;

4) Русские мореплаватели;

5) Великие мореплаватели;

4. www.seaships.ru – Общесудовые системы

5. mor-suda.ru – Классификация судовых систем

6. kamstorm.ru

7. korabliy.net – Корабли и суда мира;

8. www.shipandship.chat.ru – Современные военные корабли;

9. mostinfo.su – Крупнейшие военные корабли;

10. flot.com – Классификация кораблей военно-морских сил;

11. sealib.cjm.ua – Библиотека морской литературы;

12. www.seaships – Двигатели внутреннего сгорания;

13. dic.akademia.ru – Судовые энергетические установки и движители;

14. www.mir-forum.ru – Судостроительные предприятия;

15. http://www.rivreg – Официальный сайт «Российский Речной Регистр»;

16. decrofficer.ru – Российский Морской Регистр судоходства.







  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


  • Читать теоретические чертежи корпуса судна;

  • При проектировании выбирать форму и главные размерения корпуса судна в зависимости от его назначения;

  • размещать в корпусе судна основные помещения и оборудование;

  • выбирать судовые энергетические установки (СЭУ) и размещать ее на судне;

  • выполнять расчеты главных размерений судна в первом приближении.


практические работы,

внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование.

Знания:


  • основных видов и типов морской и речной техники, их конструкции и принципы действия;

  • областей рационального применения и особенностей эксплуатации морской и речной техники;

  • основных тенденций и направлений развития современного судоходства и защиты окружающей среды;

  • основ теории судна;

  • мореходных и эксплуатационных качеств судов;

  • конструкции судового корпуса, системы набора, основные конструктивные связи;

  • общего расположения, назначения и оборудование судовых помещений;

  • основных характеристик СЭУ, судовых устройств и судовых систем, электрооборудования судов, судового навигационного оборудования, средств внешней и внутренней связей, судовых огней;

  • принципов автоматизации судов и технических средств;

  • технологии проектирования, постройки ремонта, эксплуатации и утилизации судов;

  • общей информации о теоретическом чертеже корпуса судна;

  • основ выбора формы корпуса судна и его главных размерений.


внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа,

тестирование, дифференцированный зачет.



Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90÷100

5

отлично

80÷89

4

хорошо

70÷79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно



7