Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДАЮ |
| Директор ГПОУ ЯНАО НПК |
| ______________ /Е.Л. Левашова/ |
| Приказ от 05.06.2017 г. № 56-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений
МДК 04.01 Дефекты и способы испытания сварных швов
для профессии 15.01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)
Надым, 2017 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (приказ Министерства образования и науки от 02.08.2013 N 842), Приказ Минобрнауки России от 09.04.2015 г. № 390 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» и в соответствии с положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 № 291.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель: Волкова Алла Николаевна, мастер производственного обучения, преподаватель предметов профессионального цикла первой квалификационной категории ГПОУ ЯНАО «НПК».
РАССМОТРЕНА
Учебно - методическим объединением
«Машиностроение и технология материалов»
Протокол № 8 от 24.05.2017г.
Руководитель УМО _______/А.Н.Волкова/
ОДОБРЕНА
Методическим советом ГПОУ ЯНАО НПК
Протокол № 5 от 31.05.2017г.
Председатель МС ________/Е.В.Головань/
СОГЛАСОВАНО
УАВР ООО «Газпром добыча Надым»
«____»_______20__г.
_____________/Сазонов О.И. – инженер по сварке 1 категории/
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 10 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.4.1. Выполнять зачистку швов после сварки.
ПК.4.2. Определять причины дефектов сварочных швов и соединений.
ПК.4.3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах.
ПК.4.4. Выполнять горячую правку сложных конструкций.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области электросварочные и газосварочные работы.
Уровень общего образования, требуемый для освоения модуля - среднее (полное) общее образование. Опыт работы по профессии не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения зачистки швов после сварки;
предупреждения и устранения различных видов дефектов в сварных швах;
выполнения горячей правки сложных конструкций.
уметь:
зачищать швы после сварки;
проверять качество сварных соединений по внешнему виду и излому;
выявлять дефекты сварных швов и устранять их;
применять способы уменьшения и предупреждения деформаций при сварке;
выполнять горячую правку сварных конструкций.
знать:
требования к сварному шву;
виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения;
строение сварного шва, способы их испытания и виды контроля;
причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 295 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 276 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –24 часов;
лабораторных и практических занятий – 6 часов;
самостоятельной работы обучающегося –7 часов;
учебной и производственной практики – 252 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК.4.1. | Выполнять зачистку швов после сварки. |
ПК.4.2. | Определять причины дефектов сварочных швов и соединений. |
ПК.4.3. | Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах. |
ПК.4.4. | Выполнять горячую правку сложных конструкций. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК.4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК.7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Сам. работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК.4.1.- ПК.4.2.- ПК.4.3.-ПК.4.4. | Раздел 1. МДК. 04.01. Дефекты и способы испытания сварных швов. | 31 | 24 | 6 | 7 | | |
| Производственная практика, часов | 252 | | | | 108 | 144 |
| Всего: | 295 | 24 | 6 | 7 | 108 | 144 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ.04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ.04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений. | | 126 | |
МДК.04.01. Дефекты и способы испытания сварных швов. | | 24 |
Тема:1 Организация контроля качества | Содержание. | 6 | |
Организация контроля качества. |
Строение сварного шва. |
Требования к сварному шву. |
Тема:2 Дефекты сварных соединений и способы их устранения | Виды дефектов в сварных швах. | 8 |
Предупреждение и устранение дефектов в сварных швах. |
Причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в сварных изделиях. Правка сварных изделий в холодном и в горячем состоянии. |
Предупреждение и устранение внутренних напряжений и деформаций. |
Способы устранение дефектов сварки. |
Тема:3 Методы контроля сварных соединений | Метод неразрушающего контроля сварных соединений Метод разрушающего контроля сварных соединений | 4 |
| Лабораторные работы. | 6 | |
Структура и свойства металла сварного шва и околошовной зоны. |
Дефекты сварных швов, способы контроля дефектов. |
Сварочные напряжения и деформации |
Контроль качества сварных швов внешним осмотром. |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ .04. МДК.04.01. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций. Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технической документации стандартов СЭВ. Примерная тематика домашних заданий Строение сварного шва. Требования к сварному шву. Виды дефектов в сварных швах, меры по предупреждению предупреждение и устранение дефектов. Причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в сварных изделиях. Предупреждение и устранение внутренних напряжений и деформаций. Правка сложных сварных изделий и конструкций в холодном и в горячем состоянии. Организация контроля качества. Виды контроля сварных швов. Способы испытания сварных швов. | 7 | |
Учебная практика Виды работ: уметь выполнять зачистку швов после сварки; уметь предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах; уметь выполнять горячую правку сложных конструкций; уметь проводить испытания сварных швов на плотность. | 108 |
Производственная практика (для НПО – (по профилю специальности ) итоговая по модулю ПМ. 04. (если предусмотрена итоговая ( концентрированная ) практика) Виды работ выполнение зачистки швов после сварки; предупреждение и устранение различных видов дефектов в сварных швах; выполнение горячей правки сложных конструкций; проведение испытаний сварных швов на плотность; | 144 | |
Всего: | 276 | |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов», «Газосварочных работ»;
лаборатории: «Испытания материалов и контроля качества сварных швов»;
мастерских: «Слесарной» и «Сварочной».
Оборудование учебного кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов» и рабочих мест кабинета:
-посадочные места ,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-наглядных пособий по основам сварочного производства,
- образцы металлов и сплавов (сталь, чугун, медь, алюминий),
-комплект деталей, инструментов, приспособлений.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением,
-мультимедиопроектор.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Газосварочных работ»:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методических материалов, методических
рекомендаций и разработок;
макеты (в разрезе) газовых баллонов, газовых редукторов, шлангов (рукавов), вентилей, ацетиленовых генераторов, предохранительных затворов и т.д.;
типовые стенды, плакаты.
Технические средства обучения:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
видеокамера;
фотокамера;
носители информации.
Оборудование сварочной мастерской и рабочих мест мастерской:
- сварочное оборудование, аппаратура и инструмент,
- газо-сварочное оборудование и аппаратура,
Оборудование слесарной мастерской и рабочих мест мастерской
- слесарное оборудование и инструмент, верстак, тиски,
-измерительный инструмент:
-сварочно-сборочные приспособления
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Испытания материалов и контроля качества сварных швов»:
-разрывная машина,
-пресс для гидравлических испытаний.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Маслов б.г., Выборнов А.П. Производство сварных конструкций: учебник для учреждений СПО. – М.: ИЦ Академия, 2015. – 288 с.
Овчинников В. В. Дефекты сварных соединений уч. пособие.- М.: ИЦ Академия, 2015. – 64с.
Дополнительные источники:
Электронные ресурс Учебник «Электросварочные и газосварочные работы» «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
Интернет ресурсы:
http://www.svarkainfo.ru/rus/lib/quolity/defect/
http://www.weldzone.info/technology/control/525-defekty-svarnyx-soedinenij
http://revolution.allbest.ru/manufacture/00085481_0
http://build.novosibdom.ru/node/287
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения профессиональных умений в рамках модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования соответствующее профилю модуля «Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений» и профессии «Сварщик»
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты-преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профессиональных организациях, не реже одного раза в три года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сфере является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1.Выполнять зачистку швов после сварки. | -чтение чертежей; -знать требования к сварному шву; -уметь проверять качество сварных соединений по внешнему виду и излому; -знание инструмента необходимого для зачистки сварного шва; -умение зачищать швы после сварки; - умение вырубать дефектные места и подготавливать их под сварку; -организация безопасного выполнения работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда; | Практические занятия, контрольные работы, тестирование, выполнение индивидуальных заданий. Зачёты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля, тестирование |
ПК 4.2. Определять причины дефектов сварочных швов и соединений. | -чтение чертежей; -выявлять дефекты сварных швов; -знание причин образования дефектов в сварных швах; -знание причин возникновения внутренних напряжений и деформаций в сварных изделиях; |
ПК 4.3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах. | -чтение чертежей; -уметь проверять качество сварных соединений по внешнему виду и излому; - уметь применять способы уменьшения и предупреждения деформаций при сварке. | |
ПК 4.4. Выполнять горячую правку сложных конструкций. | -чтение чертежей; - уметь выполнять горячую правку сложных конструкций |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. | -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов наплавки изделий, -оценка эффективности и качества выполнения, -организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля, | Тест Наблюдение за способностью ученика к самоорганизации. Помощь в конкретных ситуациях. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области наплавки изделий, -самоанализ и коррекция результатов собственной работы, -соблюдение техники безопасности, | Тест Наблюдать и помогать ученику правильно оценивать рабочую обстановку и его поведение. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | -эффективный поиск необходимой информации, -использование различных источников, включая электронные, -анализ инноваций в области сварочного производства, | Тест Наблюдать за способностью ученика пользоваться технической литературой, справочниками. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | -участие в военно-патриотических мероприятиях, -занятия спортом. -знание предмета «Безопасность жизнедеятельности». | Тест Помогать ученику формировать качества защитника Отечества. |