Программное содержание:
- познакомить детей с разными видами ландшафта, используя макет; учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о разнообразии ландшафтов Земли;
- ввести в активный словарь детей термин «Ландшафты Земли»;
- развивать творческие способности детей; закреплять умение делать поделки из природного материала;
- учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними;
- воспитывать у детей любовь к природе родного края.
Оборудование: глобус, карта-макет ландшафтов Земли, плоскостные фигурки (Доктор Айболит, волк, кит, орел); обручи (синий, зеленый и желтый); природный материал (шишки), пластилин, аудиокассета «Звуки окружающего мира».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (Глобус). Посмотрите на него. Если его не крутить, то он кажется каким цветом? (Разноцветным). А если его сильно раскрутить, то глобус будет казаться голубым. Почему? Кто может ответить на этот вопрос? (Потому что голубого цвета на глобусе больше, чем зеленого и коричневого?)
Глобус не просто так назвали «портретом Земли», на нем, как на фотографии изображен весь ландшафт Земли. Знаете, что такое «ландшафт»? Это и горы, и моря, низины, овраги, холмы – одним словом все земные неровности. То, что находится во впадинах и низинах, изображают зеленым цветом, пустыни – желтым, горы и холмы – коричневым. Чем темнее коричневый цвет, тем выше горы; чем темнее голубой цвет – тем глубже море или океан.
Ну вот, теперь вы знаете, почему используются зеленый, голубой, коричневый цвета для раскраски карт и глобуса. Значит, можно отправляться в путешествие.
(Дети сидят на коврике в кругу).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придет гость. Он получил телеграмму и очень волнуется.
(Появляется доктор Айболит. В руках телеграмма)
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот вам телеграмма от гиппопотама!
Приезжайте, доктор, в Африку скорей
И спасите, доктор, наших малышей!
У них ангина, скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит!
Приезжайте же скорее, Добрый доктор Айболит!
(Плачет).
Только где же вы живете? На горе или в болоте?
Воспитатель: Ребята, а где живет гиппопотам? (В Африке) Давайте поможем Айболиту попасть в Африку.
(Дети идут на ковер и садятся вокруг карты с изображением ландшафтов Земли. Доктор (маленькая фигурка) вместе с детьми путешествует по карте.)
И встал Айболит, побежал Айболит
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И сейчас же к нему из-за елки
Выбегают лохматые волки:
Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезем.
(Плоскостная фигурка доктора путешествует по карте-макету, и дети называют тип ландшафта, на котором останавливается Айболит.)
Воспитатель: Ребята, пока Айболит путешествует, мы с вами поиграем. Игра называется «Растет – не растет». Я буду называть названия деревьев и кустарников, а вы внимательно слушайте и услышав название растения, растущего в Африке, хлопайте в ладоши.
Воспитатель: Посмотрите, куда попал Айболит? (В море.) Как вы догадались? (Макет в этом месте голубой.)
Но вот перед ним море, бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна, сейчас Айболита проглотит она.
Но выплывает кит: «Садись на меня, Айболит!
И как большой пароход тебя повезу я вперед!»
И сел на кита Айболит и одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Воспитатель:
А куда теперь попал Айболит? (В горы.)
Как вы это узнали? (Макет в этом месте коричневый и выпуклый.)
А как вы думаете, горы высокие или не очень? (Высокие, так как они темно-коричневые.)
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти.
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
И сейчас же с высокой скалы к Айболиту спустились орлы:
«Садись, Айболит верхом, мы живо тебя довезем!»
И сел на орла Айболит и одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Воспитатель: Ребята, вы слышали когда-нибудь эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосам птиц, людей, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажете: «Здравствуй, эхо!», то оно ответит: «Здравствуй, эхо…» Эхо всегда повторяет в точности то, что слышит.
Наконец, Айболит попадает в Африку.
Какой там ландшафт? (Пустыня, макет раскрашен в желтым.)
Да здравствует милая Африка!
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал! Приехал! Ура, Ура!!!»
Десять ночей Айболит не ест, не пьет, не спит.
Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят.
Вот и вылечил он их, вот и вылечил больных!
И пошли они смеяться, и плясать, и баловаться.
(Айболит благодарит детей за помощь и прощается с ними, радуются все животные.)
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Моря, реки, океаны, леса, поля, луга, горы – все это ландшафты земли. И на каждом из них живут разные животные. У меня три обруча разного цвета, которые обозначают разные ландшафты земли. У меня три цвета: синий – море, реки, океаны; желтый – пустыни, жаркие страны; зеленый – леса, болота, луга. Пока звенит бубен, вы будете бегать вокруг обручей и вспоминать животных, живущих на разных ландшафтах. Как только бубен перестанет звенеть, вы должны занять место в одном из обручей и придумать название животного, которым вы будете.
Практическая часть
Ребята, теперь из шишки и пластилина сделайте любое животное и поселите его в то место на карте, где оно обитает.
(Дети садятся за столы и под музыку выполняют работы, потом расселяют животных по ареалам обитания.)
Просмотр содержимого документа
«"По горам, по долам"»
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «По горам, по долам»
Программное содержание:
познакомить детей с разными видами ландшафта, используя макет; учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о разнообразии ландшафтов Земли;
ввести в активный словарь детей термин «Ландшафты Земли»;
развивать творческие способности детей; закреплять умение делать поделки из природного материала;
учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними;
воспитывать у детей любовь к природе родного края.
Оборудование: глобус, карта-макет ландшафтов Земли, плоскостные фигурки (Доктор Айболит, волк, кит, орел); обручи (синий, зеленый и желтый); природный материал (шишки), пластилин, аудиокассета «Звуки окружающего мира».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (Глобус). Посмотрите на него. Если его не крутить, то он кажется каким цветом? (Разноцветным). А если его сильно раскрутить, то глобус будет казаться голубым. Почему? Кто может ответить на этот вопрос? (Потому что голубого цвета на глобусе больше, чем зеленого и коричневого?)
Глобус не просто так назвали «портретом Земли», на нем, как на фотографии изображен весь ландшафт Земли. Знаете, что такое «ландшафт»? Это и горы, и моря, низины, овраги, холмы – одним словом все земные неровности. То, что находится во впадинах и низинах, изображают зеленым цветом, пустыни – желтым, горы и холмы – коричневым. Чем темнее коричневый цвет, тем выше горы; чем темнее голубой цвет – тем глубже море или океан.
Ну вот, теперь вы знаете, почему используются зеленый, голубой, коричневый цвета для раскраски карт и глобуса. Значит, можно отправляться в путешествие.
(Дети сидят на коврике в кругу).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придет гость. Он получил телеграмму и очень волнуется.
(Появляется доктор Айболит. В руках телеграмма)
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот вам телеграмма от гиппопотама!
Приезжайте, доктор, в Африку скорей
И спасите, доктор, наших малышей!
У них ангина, скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит!
Приезжайте же скорее, Добрый доктор Айболит!
(Плачет).
Только где же вы живете? На горе или в болоте?
Воспитатель: Ребята, а где живет гиппопотам? (В Африке) Давайте поможем Айболиту попасть в Африку.
(Дети идут на ковер и садятся вокруг карты с изображением ландшафтов Земли. Доктор (маленькая фигурка) вместе с детьми путешествует по карте.)
И встал Айболит, побежал Айболит
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И сейчас же к нему из-за елки
Выбегают лохматые волки:
Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезем.
(Плоскостная фигурка доктора путешествует по карте-макету, и дети называют тип ландшафта, на котором останавливается Айболит.)
Воспитатель: Ребята, пока Айболит путешествует, мы с вами поиграем. Игра называется «Растет – не растет». Я буду называть названия деревьев и кустарников, а вы внимательно слушайте и услышав название растения, растущего в Африке, хлопайте в ладоши.
Воспитатель: Посмотрите, куда попал Айболит? (В море.) Как вы догадались? (Макет в этом месте голубой.)
Но вот перед ним море, бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна, сейчас Айболита проглотит она.
Но выплывает кит: «Садись на меня, Айболит!
И как большой пароход тебя повезу я вперед!»
И сел на кита Айболит и одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Воспитатель:
А куда теперь попал Айболит? (В горы.)
Как вы это узнали? (Макет в этом месте коричневый и выпуклый.)
А как вы думаете, горы высокие или не очень? (Высокие, так как они темно-коричневые.)
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти.
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
И сейчас же с высокой скалы к Айболиту спустились орлы:
«Садись, Айболит верхом, мы живо тебя довезем!»
И сел на орла Айболит и одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Воспитатель: Ребята, вы слышали когда-нибудь эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосам птиц, людей, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажете: «Здравствуй, эхо!», то оно ответит: «Здравствуй, эхо…» Эхо всегда повторяет в точности то, что слышит.
Наконец, Айболит попадает в Африку.
Какой там ландшафт? (Пустыня, макет раскрашен в желтым.)
Да здравствует милая Африка!
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал! Приехал! Ура, Ура!!!»
Десять ночей Айболит не ест, не пьет, не спит.
Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят.
Вот и вылечил он их, вот и вылечил больных!
И пошли они смеяться, и плясать, и баловаться.
(Айболит благодарит детей за помощь и прощается с ними, радуются все животные.)
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Моря, реки, океаны, леса, поля, луга, горы – все это ландшафты земли. И на каждом из них живут разные животные. У меня три обруча разного цвета, которые обозначают разные ландшафты земли. У меня три цвета: синий – море, реки, океаны; желтый – пустыни, жаркие страны; зеленый – леса, болота, луга. Пока звенит бубен, вы будете бегать вокруг обручей и вспоминать животных, живущих на разных ландшафтах. Как только бубен перестанет звенеть, вы должны занять место в одном из обручей и придумать название животного, которым вы будете.
Практическая часть
Ребята, теперь из шишки и пластилина сделайте любое животное и поселите его в то место на карте, где оно обитает.
(Дети садятся за столы и под музыку выполняют работы, потом расселяют животных по ареалам обитания.)