Учебный предмет
Окружающий мир |
Учебник | Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учебник, 2 часть. – М.: «Просвещение», 2011 |
Программа | «Школа России» |
Класс | 1 |
Тема | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
Цели педагогической деятельности | Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм. |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы); определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации. Познавательные: обще учебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | Картинки с изображением цветов, сказочных героев (Приложение №2), цветы, экологические знаки, индивидуальные тесты, шаблоны бабочек; презентация на тему «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» |
Ход урока
Организационный момент Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Все тихонько быстро встали, Подравнялись и собрались. Скажем: «Здравствуйте» друг другу И посмотрим на столы Всё, что нужно принесли? А теперь мы прямо сели, На меня все посмотрели. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем – Ничего не пропускаем. - Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения и приятных впечатлений. |
II. Самоопределение – мотивация к учебной деятельности
– Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости?
Вам знакомы эти герои?
- А что они принесли с собой?
- Ребята, попробуйте угадать, о чём Муравейка хочет поговорить на уроке сегодня?
Сегодня Муравейка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас на прогулку, а чтобы понять куда, Муравейка просит вас отгадать загадки.
- Отгадайте загадки:
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (ЛУГ).
Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
Поутру росой умыт,
Раз в году косой побрит.
-Ребята, посмотрите на луг.
- Что мы видим там?
III. Актуализация опорных знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний)
Проверка домашнего задания:
- О каких домашних животных мы говорили на прошлых уроках?
- Почему мы их любим?
- Как надо ухаживать за кошкой?
- Как надо ухаживать за собакой?
- Всё ли ответили ребята?
- Можем ли мы их встретить на лугу? Кого из них? Когда?
IV. Целеполагание, постановка проблемы и её решение (Постановка темы и цели урока
- А теперь снова вернёмся на луг.
- Давайте послушаем, какие звуки до нас доносятся с луга (Говорящая книжка «Лесные сказки с голосами зверей и птиц» или включить аудиозапись)
- А что мы можем почувствовать на нашем лугу?
Выдвигает проблему. Подводит к теме урока.
- Вам нравится на лугу? Что же мы будем тут делать?
- А чего нельзя делать? - О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как вы думаете, какова тема урока?
(учитель открывает тему урока на доске)
- Какую цель урока мы можем сформулировать?
(Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? И ответим на вопрос темы нашего урока.)
V. Открытие новых знаний
Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач
- Посмотрите ещё раз на луг.
- Когда он особенно красив?
-Да, ребята, особенно он красив весной и летом!
- Чем он красив?
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
1. Беседа о цветах.
- Как вы уже сказали – луг красив весной и летом. У многих поэтов и писателей можно найти описание луга.
Ученица читает стихотворение. И. Суриков «На лугу»
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
- Ребята, а сейчас я выступлю в роли сказительницы.
- Итак, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Стоит на опушке избушка, живет в избушке старушка. Любит она собирать травы целебные, цветы душистые. Хранит их бабуля на полочке за печкой. Но однажды появилось в избушке Бабы Яги странное существо: бесформенное и чумазое. Это была Злючка-Грязючка. И начала она безобразничать: травы все перепутала, цветы разбросала. Огорчилась Баба Яга, стала растения разбирать, да поняла, что забыла, как они называются.
- Ученики, помогите бабушке!
Отгадать название цветов на картинке
Учитель помогает отгадывать названия растений с помощью стихотворений:
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Я шариком пушистым
белею в поле чистом, а дунул ветерок —
Остался стебелёк. (одуванчик)
На лугу растут сестрички-
Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (колокольчики)
4. В поле у овражка
Красная кашка.
(Клевер)
- а почему нельзя рвать цветы? Выберите правильный ответ:
- будет пусто и некрасиво; - насекомые и птицы погибнут; - мама будет ругать; - цветы завянут, и ты их выбросишь.
- Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)
- Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут
- Многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом (демонстрация Красной книги).
Итог: почему же мы с вами не будем рвать цветы?
Посмотрите, как они красивы в природе – иллюстрации на доске.
Физминутка
Учитель и ученики говорят слова и демонстрируют движения
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и полетел, Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьётся.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась, над водою покружилась
И тихонечко присела
VI. Продолжение работы
2. Беседа о бабочках.
- Кроме ярких и красивых цветов на нашем лугу много разных бабочек.
- Посмотрите, они окружают нас и в классе, и показаны на с.46
- Давайте попробуем подобрать каждой бабочке её название
(голубянка, пестрянка, зорька)
Послушайте стихотворения о бабочках
1.Я бабочка-красавица Крылья голубые. И разве вам не нравятся Глаза мои большие?
От восхода до заката я летаю на лугу. И ловить меня не надо, потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы, Землянику с лебедой. Это значит для природы обернется всё бедой!
2. Нет семян, и нет растений. Чистый воздух вдруг исчез. И тогда порой осенней в золотой не сходим лес.
- О какой беде рассказали нам ребята?
- Что полезного делает бабочка?
Посмотрите, какие они красивые
- А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух…
- а еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие птицы.
- Ну, и потом бабочки – это живые существа, и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом!
VII. Применение новых знаний.
Первичное закрепление – фронтальная работа,
Групповая
Организовывает работу фронтально в группах
Обеспечивает контроль за выполнением задания.
Работа по материалам учебника (с. 46–47).
-Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– Представьте, что вы оказались летом на лугу. Как вы будете вести себя? Сравнить рисунки (с.46)
1группа – что дети делают неправильно, придя на луг? 2 группа – что надо делать, чтобы сохранить красоту луга?
-На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
– Если бы на лугу, как на автомобильной дороге, можно было поставить запрещающие знаки, что бы вы на них нарисовали?
- Прочитайте вывод на с.47.
VIII. Самостоятельная работа (групповая/парная)
Самостоятельная работа
Составление памятки «Как нужно вести себя в природе?»
- Давайте вспомним, ребята, какие сегодня и на прошлом уроке мы с вами разбирали правила поведения в природе и составим памятку «Как нужно вести себя в природе?», используя вывод на с.47
IX. Самопроверка по готовому эталону
Демонстрирует готовый эталон - памятка (Приложение №9)
* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.
* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
*Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.
* Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.
* Нельзя разводить огонь. Он уничтожит все растения и животных.
* Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.
(___ - правила, записанные детьми; учитель раздает памятки детям)
Практическая работа.
- Создайте свою бабочку, яркую и красивую, чтобы мир вокруг стал краше!
(детям раздаются шаблоны бабочек, и они раскрашивают их на свой вкус)
X. Контроль и самоконтроль
Задаёт вопросы
- Наш урок подошел к концу. Сейчас мы проверим свои знания.
Тест:(правильное утверждение – ставим +, если нет, то ставим –)
-Пришёл на луг, нарви большой букет цветов (–)
-Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)
-Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)
-в лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (–)
-Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (–)
- Кто не допустил ни одной ошибки, посадите своих бабочек на желтый цветок!
- Кто допустил одну или две ошибки – на зелёный!
- а кто три и больше – на красный!
XI. Итог урока.
Рефлексивный анализ собственной деятельности
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли ли цели? Докажите.
- в какой ситуации будете применять новые знания?
- Что интересного и полезного вы сделали на уроке?
- Так почему же мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Вывод:
бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
– О чём расскажите дома?
– В чём можете дома потренироваться с помощью родителей? (Предлагает выполнить задания в рабочей тетради)
Учитель читает стих:
Давай пройдёмся медленно по лугу, и “здравствуй”, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
не для того, чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица
и доброе лицо им показать.
Вывод:
-Ребята, вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту окружающей нас природы, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить своим детям.
- Спасибо за урок. Молодцы!