СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Почему паук не попадает в свою паутину».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Почему паук не попадает в свою паутину».»

Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся

Общеобразовательных учреждений Республики Дагестан

«Науки юношей питают»



Исследовательская работа

на тему:

«Почему паук не попадает в свою паутину».


Предметное направление: окружающий мир



Автор:

Расулов Ахмед Хамзаевич

ученик «3» класса

МБОУ «ООШ им. Г. Давыдовой»

Дербентский район

Научный руководитель:

Расулова Самера Нурмагомедовна

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ им. Г. Давыдовой»

Дербентский район

Телефон: 89094837365

2019-2020 учебный год



Оглавление:

  1. Введение……………………………………………………стр. 2-3

  2. Основной этап……………………………………………...стр.3-5

  3. Заключительный этап………………………………………стр.6

  4. Вывод:…………………………………………………….стр. 6-7

  5. Источники информации (используемая литература) …….стр.7

Введение

Я, Расулов Ахмед Хамзаевич, ученик третьего класса убежден по своему опыту, что любуясь красотой природы, человек становится лучше и добрее. Ведь природа учит человека мудрости. И если Вы спросите, что такое природа? Я конечно могу сказать это реки, моря, озёра и пустыни, леса и поля, солнце и небо, почва и воздух, и всё живое. Я – тоже часть природы! И самая маленькая букашка – паук, которая мне сегодня хочется рассказать вам – это тоже часть природы.

Темой моей исследовательской работы я выбрал «Почему паук не попадает в свою паутину», потому что мне интересно наблюдать и изучать жизнь пауков, как паук плетёт себе паутину и сам не попадает в свои сети.

Цель моей работы – изучить, почему паук не попадает в свою паутину.

Многие могут задуматься, почему пауки, ведь многие считают их противными, опасными, отвратительными, а моя сестра, любит называть их «мелкими тварями». Но, Проделав эту исследовательскую работу, я хочу доказать всем, не только моей сестре, сверстникам, что эти загадочные насекомые заслуживают другого отношения. Они полезны. Мне нравится наблюдать за  пауками.  Мне нравится смотреть, как они себя ведут. Это так интересно! А их творение - паутина - не может не вызывать восхищения.

Когда я, впервые принес в класс паучка в маленькой спичечной коробке, все мои одноклассники относились к этому по-разному. Девочки как всегда пугались и кричали, даже некоторые мальчишки с отвращением уходили на другой ряд. Но были и такие которые с интересом смотрели и задавали разные вопросы. На многие вопросы даже взрослые не могли ответить. Поэтому, я стал искать материал в книгах. Много интересного я смог узнать про этих животных из энциклопедий. Мне удалось узнать: сколько видов пауков существует в мире; чем они отличаются друг от друга; чем они питаются; как они передвигаются по стенам и потолкам. Еще я понял, что пауки имеют большие отличия от похожих на них насекомых, они особенные, у них есть тайны

Итак, если я смог Вас заинтересовать, поехали со мной в удивительный мир, где я буду рассказывать про паукообразных. (Приложение1)

Основной этап:

Все началось летом. Я начал свои исследования с наблюдений. Во время летних каникул я находил различных пауков, брал их на руки, смотрел, как они себя поведут. Это было так интересно! Я начал искать ответы на вопросы: когда появились первые пауки? Где они берут паутину? Опасны ли эти насекомые для человека? А самое главное: приносят ли они, какую нибудь пользу?

Путем наблюдения я установил, что чаще всего паук плетет ловчие сети. Нити, которой покрыты специальным клейким веществом, которое призвано удерживать добычу, если она попытается сбежать. Сначала из нитей делается опора, которая прочно закрепляется на какой-нибудь поверхности. Затем паук создаёт многочисленные лучевые нити, исходящие из центра паутины. Далее плетет поперек них сетку. Именно эта сетка удерживает в ловушке жертву. Каждый раз, когда какая-нибудь цокотуха попадает в паутину, паук узнает об этом по специальным нитям, которые располагаются в пределах его убежища. Я увидел, что паук не сразу бросается на свою жертву, он выжидает какое-то время, потому что пока его пленник мечется в паутине, паук сам может стать жертвой ос или богомолов, и в борьбе с ними застрять в своих сетях. Да, да для него клейкие нити паутины такие же липкие, как и для других насекомых. Однако, он все равно к ним не прилипает.

Во-первых, он хороший хозяин, когда строит паутину, он запоминает все клейкие места и старается их избегать.

В о – вторых, паук большой хитрец, потому что при создании паутины он использует не только нити, покрытые слоем специального клейкого вещества, но и абсолютно сухие. Именно из сухих нитей состоит основа паутины и лучевые нити. А липкие нити располагаются только по кругу. Отправляясь к своей жертве, паук перемещается исключительно по сухим нитям. К тому же, лапки паука выделяют маслянистое вещество, благодаря которому они не приклеиваются к паутине. Вот почему, дорогие друзья, паук сам не попадает в свою паутину, путем моих наблюдений я в этом окончательно убедился! (Приложение2)



Также рассмотрел внутреннее и внешнее строение паука. Установил, что он имеет следующее строение:

Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног. Так же несколько пар простых глаз; (Приложение 3), а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания). Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину.

Изучив множество литературных источников и интернет материалов, я сделал для себя много открытий. Теперь я могу доказать, что пауки представляют достаточно пользы для человека, чтобы их, по крайней мере, не убивать.

 Яд паука имеет лечебные свойства и необычный химический состав, поэтому:

паучий яд используют в медицине для борьбы с различными инфекционными заболеваниями, так как - это комбинаторное активное биологическое вещество, к которому отсутствует иммунитет у различных бактерий. Учёные возлагают большие надежды в борьбе с новыми вирусами именно на паучий яд.

паучий яд используют в сельском хозяйстве. Яд паука удивительным образом действуют на растения, изменяя их урожайность, сроки созревания и даже устойчивость к холоду и засухе.



Заключительный этап

Когда я шел к поставленной мною цели проекта, исследовав мир пауков, понаблюдав за их жизнью, я узнал много интересного. Проводя опыты и наблюдения, я пришел к выводу, что пауки удивительно талантливы. Во время моей работы я узнал, что паутины бывают разными не только по размеру, но и по сплетенному рисунку. Паутину паук выдавливает с разной скоростью. Что паутина застывает моментально. Паук плетет нить с перерывами, так как выработка паутины отнимает много энергии: выработав 30-35 метров нити, он восстанавливает силы в течение нескольких дней. Я узнал, что паутинное волокно прочнее стали и эластичнее натурального шелка.

А я теперь каждое лето буду наблюдать за пауками, их плетением кружев и фотографировать. Так как я в будущем мечтаю связать свою деятельность с медициной, мой труд и мои наблюдения пригодятся мне в дальнейшем, и в учебе и в выборе профессии.

В будущем я намерен еще глубже изучить жизнь этих интересных животных, а с данной исследовательской работой я уже выступал перед учениками своего класса и учениками других классов, чтобы рассказать о разнообразии пауков и их пользе для человека. Хочу, чтобы все люди поменяли своё отношение к паукам, не убивали их, а наоборот, бережно относились к этим маленьким безобидным существам нашей природы.

Когда наступит весна пауки начнут активную жизнедеятельность, и у меня появилась новая идея: я создам буклеты,(Приложение 4) призывающие не убивать встретившихся на пути паучков, а дать им спокойно делать своё доброе дело. Эти буклеты я раздам всем своим одноклассникам, а также ребятам в старшей школе. Если кому-то будет интересно, я всегда могу поделиться своими знаниями.

Выводы: Проведя свои наблюдения, исследования я узнал, что паук никогда не сидит в самом центре своей ловчей сети, он прячется в каком-то укрытии поблизости. И от сети к укрытию обязательно тянется паутинка - сигнальная нить. Еще я убедился в том, что паук боится воды и если пауков объединить в одной коробке, то они не уживаются вместе. (это так интересно наблюдать!) Слабый из них всегда пытается убежать, когда другой паук его догоняет, он сразу погибает на месте.

Проводя наблюдения, я убедился в том, что паук не реагирует на голос. Но он реагирует на свет, любые вибрации в воздухе. При этом он застывает на месте, прячется.  Наблюдение за жизнедеятельностью паука вызывает искренний интерес. А что самое главное, быстро рассеивается страх и брезгливость к этому существу. Он очень трудолюбив, достаточно беззащитен и уязвим. Это конечно самая малость, что мне удалось Вам написать, потому что говорить и рассказывать об этих существах можно бесконечно и очень долго!

Использованная литература:

1.Лауманн М. Прекрасные и опасные: Насекомые, пауки, скорпионы и прочие

2.Практикум по зоологии беспозвоночных. Зеликман А.Л. Издание 2-е. — М.: Высшая школа, 1969. — 335 с. 
3. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. - М.:Мысль, 1990. 

4. Энциклопедия. Вопрос и ответ. Живая природа. «Омега», 2006.

3