СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Почва и её состав"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Почва и её состав"»

МОУ СОШ пос. Титово

Филиал МОУ СОШ с. Мокрый Мичкасс

Пачелмского района







Конспект по окружающему миру по теме:

«Почва, её состав и свойства».



3класс









Учитель начальных классов:

Кадомцева Валентина Васильевна







с. Мокрый Мичкасс

2018 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



ПРЕДМЕТ: Окружающий мир

ТЕМА: Почва, её состав и свойства.

КЛАСС: 3

ОС: Гармония

ТИП УРОКА: урок освоения нового знания (ОНЗ)

ЦЕЛЬ ТЕМЫ: познакомить с процессом образования почвы; показать значение почвы для растений и живых организмов; тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: формы поверхности земли (холм, равнина, гора , овраг ) ,почва, гумус.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

Предметные умения:

- сформировать представление о процессе образования почвы, о её составе и свойствах;

- выделить основное свойство почвы – плодородие;

- развивать умение работать с учебным текстом и схемами;

- выявлять причинно- следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов.



Универсальные учебные действия:

Личностные:

- способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира, пониманию причин успеха в учёбе, ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требования конкретной учебной задачи.

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи;

-осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы.

Коммуникативные:

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач;

- делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА:

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир,изобразительное

искуство

Информационный материал

- О.Т. Поглазова , В.Д.Шилин Программа «Окружающий мир» 1-4 классы.

- О.Т. Поглазова, В.Д.Шилин

Методические рекомендации к учебнику и тетради по окружающему миру для 3 класса общеобразовательных учреждений.

- Учебник Поглазова О.Т. «Окружающий мир» 3 класс.

- О.Т. Поглазова , В.Д.Шилин

тетрадь по окружающему миру


Демонстрационный материал

- карандаши,

- образцы почв,

- материал для опытов,

Интерактивный материал

- презентации «Почва. Её состав и свойства».

- компьютер,

- мультимедийный проектор,




  • Ф ронтальная

  • И ндивидуальная



  • Парная



Групповая














ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

4.Первичное закрепление.

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

6. Рефлексия учебной деятельности








Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Мотивация к учебной деятельности


Цель для учащихся:

подготовиться к занятию, организовать рабочее место, настроиться на выполнение заданий.

Цель для педагога: организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания, мотивация учащихся для дальнейшей деятельности.

Метод организации работы учащихся на начальном этапе:

приветствия – коммуникативная игра и метод обнаружения-визуалный.

- Здравствуйте, ребята! Давайте, поприветствуем, друг друга, как у нас принято на уроке окружающего мира.

Коммуникативная игра «Солнышко»

( дети встают в круг, соединяя руки в центре и образуя «солнышко», сопровождая действие словами)

Я, ты, он, она,

Вместе дружная семья!

- От нашего солнышка в нашей комнате стало светлее и теплее, вот что делает настоящая дружба!

- А теперь подготовимся к занятию.

-Мы сегодня снова будем наблюдать,
опыты делать и рассуждать.




2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии


Цель для учащихся: включиться в активную работу, вспомнить формы поверхности земли и в каких значениях употребляется слово «земля».

Цель для педагога:

вовлечь учащихся в активную деятельность, вызвать интерес к новой теме, проверить знания , необходимые для изучения нового материала, установить пробелы в знаниях.

Методы работы: проблемно-поисковый.

Формы работы: проблемная ситуация, фронтальная работа.

Критерии достижения цели: активность, самостоятельность и оригинальность мышления, осознанность знаний учащихся.

Действия педагога, если учащимся не удаётся достичь цели: задаются наводящие вопросы.

Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективная работа, работа в паре.

Методы стимулирования учебной активности учащихся: словесное поощрение, соревнование.

Методы оценивания ответов учащихся: самооценка, взаимопроверка.

Критерии оценивания ответов учащихся: осознанное знание формы поверхности земли и значение употребления слова «земля».



Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).

2. Далеко, конца не видно, 
Расстилается... (равнина).

3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (гора.)

4. Тает снег - и я расту, 
Дождик льет - и я расту, 
Но расту не в высоту, 
А в глубину и в ширину. 
Полю хлебному я враг, 
А зовут меня... (овраг).

Отгадки появляются в кроссворде.

-Как называются одним словом отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли.)

Нарисуйте различные формы земной поверхности.

- Какие формы суши вы нарисовали?

- Где обычно селятся люди? (на равнинах)

- Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)

Обратимся к тетради. Задание №42 стр. 40. Прочитайте его.

- Когда слова земля пишется с маленькой когда с большой буквы?

(в первом предложении слова «Земля» означает нашу планету, а во втором и третьем предложениях слово «земля» означает сушу.)

- Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на стр. 110

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.

А. Тетивкин

- О какой земле идёт речь? (о почве)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)





3. Построение проекта выхода из затруднения


Цель для учащихся: формировать понятие «почва», её состав, свойства.

Цель для педагога: создать условия для успешного овладения новыми знаниями, умениями и навыками.

Основные положения нового учебного материала: что такое почва, как она образуется. Что входит в состав почвы. Какие почвы самые плодородные.

Формы и методы изложения нового учебного материала: словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый, практическая работа.



Формы и методы организации деятельности учащихся: работа в подгруппах, индивидуальная работа.

Критерии уровня внимания учащихся: активность, самостоятельность, устойчивый интерес к учебной деятельности.

Методы мотивирования учебной активности учащихся: словесное поощрение, позитивная оценка ситуация успеха.


Итак, тема нашего урока:

1 слайд.



- Посмотрите на слайд.

2 слайд.



- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер, горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.)

- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почвенный слой, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

- А в каких местах нет почвенного слоя?

(в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет этого слоя. Там только горные породы.)

- Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)

- Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных.

3 слайд



Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной - гумус.В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя - гумуса и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

4 слайд




Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? (Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу) 

5 слайд




Прочитаем стихотворение в тетради на

стр. 40 №43

- Почему гора снова стала молодой?

Нарисуй, какой стала гора.

- Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.(Нет. )

Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

- Прежде чем перейти к опытам давайте вспомним правила по технике безопасности.

Исследование состава и свойств почвы (опыты по рабочей тетради, задание 44 стр. 41).

Опыт 1.

Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование:

  • стакан,

  • вода,

  • комок почвы.

Ход опыта

Положи в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2.

Вывод: в почве есть песок, глина.

Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.

Опыт 3. (Проводит учитель.)

Оборудование:

  • сковородка,

  • спиртовка,

  • стекло.

Ход опыта

Вывод: в почве есть вода.

Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.

- Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Опыт 5.

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель - у доски.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы), вода.









6 слайд

7 слайд

Свойство почвы.

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

Посмотрите на слайд.

8 слайд.



- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 113-114.

Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

9 слайд.

- Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет? (Да)


4. Первичное закрепление


Цель для учащихся: показать свои знания по новой теме.

Цель для педагога: установление правильности и осознанности усвоения новой темы.

Формы и методы достижения поставленной цели:

опрос, обсуждение

Критерии степени освоения материала:

- активность

- успешность выполнения задания


Рассмотрите рис. в учебнике на с. 113. - что изображено?

- где расположен плодородный слой?

- как вы догадались?

- далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

- в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

- Давайте подведём итог:

- что такое почва?

- какая почва называется плодородной?

- чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой .


Цель для учащихся:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися тестов.

Организовать соотнесение работы с эталоном для взаимопроверки

Цель для педагога:

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия

Формы и методы достижения поставленной цели:

самоанализ, обучающий тест.

Критерии степени освоения материала:

- активность

- правильность ответов на вопросы.

Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.

10 слайд.

- Перед вами 7 вопросов.

Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

1.Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)

2.Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:

3.Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

4.Основное свойство почвы. (плодородие)

5.Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)

6.Самая богатая перегноем почва. (чернозём)

7.Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?


6. Рефлексия учебной деятельности


Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:

- формировать стремление работать с текстом , формировать умение выделять основные понятия: почва, гумус, перегной, чернозём, плодородие

- формировать развитие, мышления, внимания, памяти

Цели учителя:

- учить детей выбирать способ и планировать последовательность своих действий при выполнении домашнего задания

- уметь выбирать основные понятия

определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания.

Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

.

Учебник – стр.110-114

Рабочая тетрадь №1 – задание 46 стр.- 42



Слайд 11