| Цель для учащихся: подготовиться к занятию, организовать рабочее место, настроиться на выполнение заданий. Цель для педагога: организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания, мотивация учащихся для дальнейшей деятельности. Метод организации работы учащихся на начальном этапе: приветствия – коммуникативная игра и метод обнаружения-визуалный. | - Здравствуйте, ребята! Давайте, поприветствуем, друг друга, как у нас принято на уроке окружающего мира. Коммуникативная игра «Солнышко» ( дети встают в круг, соединяя руки в центре и образуя «солнышко», сопровождая действие словами) Я, ты, он, она, Вместе дружная семья! - От нашего солнышка в нашей комнате стало светлее и теплее, вот что делает настоящая дружба! - А теперь подготовимся к занятию. -Мы сегодня снова будем наблюдать, опыты делать и рассуждать. |
| Цель для учащихся: включиться в активную работу, вспомнить формы поверхности земли и в каких значениях употребляется слово «земля». Цель для педагога: вовлечь учащихся в активную деятельность, вызвать интерес к новой теме, проверить знания , необходимые для изучения нового материала, установить пробелы в знаниях. Методы работы: проблемно-поисковый. Формы работы: проблемная ситуация, фронтальная работа. Критерии достижения цели: активность, самостоятельность и оригинальность мышления, осознанность знаний учащихся. Действия педагога, если учащимся не удаётся достичь цели: задаются наводящие вопросы. Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективная работа, работа в паре. Методы стимулирования учебной активности учащихся: словесное поощрение, соревнование. Методы оценивания ответов учащихся: самооценка, взаимопроверка. Критерии оценивания ответов учащихся: осознанное знание формы поверхности земли и значение употребления слова «земля». | Отгадайте загадки и заполните кроссворд. 1. В чистом поле встретишь склон, Точно знаешь – это… (холм). 2. Далеко, конца не видно, Расстилается... (равнина). 3. Носит бабка Снежную шапку. Каменные бока Закутаны в облака. (гора.) 4. Тает снег - и я расту, Дождик льет - и я расту, Но расту не в высоту, А в глубину и в ширину. Полю хлебному я враг, А зовут меня... (овраг). Отгадки появляются в кроссворде. -Как называются одним словом отгаданные слова? (Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли.) Нарисуйте различные формы земной поверхности. - Какие формы суши вы нарисовали? - Где обычно селятся люди? (на равнинах) - Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.) Обратимся к тетради. Задание №42 стр. 40. Прочитайте его. - Когда слова земля пишется с маленькой когда с большой буквы? (в первом предложении слова «Земля» означает нашу планету, а во втором и третьем предложениях слово «земля» означает сушу.) - Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на стр. 110 Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить. А. Тетивкин - О какой земле идёт речь? (о почве) - Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать? (Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.) |
| Цель для учащихся: формировать понятие «почва», её состав, свойства. Цель для педагога: создать условия для успешного овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Основные положения нового учебного материала: что такое почва, как она образуется. Что входит в состав почвы. Какие почвы самые плодородные. Формы и методы изложения нового учебного материала: словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый, практическая работа. Формы и методы организации деятельности учащихся: работа в подгруппах, индивидуальная работа. Критерии уровня внимания учащихся: активность, самостоятельность, устойчивый интерес к учебной деятельности. Методы мотивирования учебной активности учащихся: словесное поощрение, позитивная оценка ситуация успеха. | Итак, тема нашего урока: 1 слайд. - Посмотрите на слайд. 2 слайд. - Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер, горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.) - Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почвенный слой, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.) - А в каких местах нет почвенного слоя? (в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет этого слоя. Там только горные породы.) - Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки. Физкультминутка. Спал цветок и вдруг проснулся- (туловище вправо, влево) больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. (покружиться) - Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных. 3 слайд Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной - гумус.В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя - гумуса и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные. 4 слайд Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? (Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу) 5 слайд Прочитаем стихотворение в тетради на стр. 40 №43 - Почему гора снова стала молодой? Нарисуй, какой стала гора. - Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.(Нет. ) Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты. - Прежде чем перейти к опытам давайте вспомним правила по технике безопасности. Исследование состава и свойств почвы (опыты по рабочей тетради, задание 44 стр. 41). Опыт 1. Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.) Оборудование: стакан, вода, комок почвы. Ход опыта Положи в стакан с водой комок почвы. Вывод: в почве есть воздух. Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы. - Для чего нужен воздух в почве? Опыт 2. Вывод: в почве есть песок, глина. Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду. Опыт 3. (Проводит учитель.) Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло. Ход опыта Вывод: в почве есть вода. Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы. - Зачем в почве вода? Опыт 4 (продолжение опыта 3). Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.) Опыт 5. Цель: увидеть наличие солей. Ход опыта Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли. Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. - Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему. Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель - у доски. Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы), вода. 6 слайд 7 слайд Свойство почвы. - С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см. Посмотрите на слайд. 8 слайд. - Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) - Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы. - А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? - Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 113-114. Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.) 9 слайд. - Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет? (Да) |
| Цель для учащихся: Организовать самостоятельное выполнение учащимися тестов. Организовать соотнесение работы с эталоном для взаимопроверки Цель для педагога: По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия Формы и методы достижения поставленной цели: самоанализ, обучающий тест. Критерии степени освоения материала: - активность - правильность ответов на вопросы. | Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка. 10 слайд. - Перед вами 7 вопросов. Вы читаете их и на листочках записываете ответ. Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим. 1.Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва) 2.Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: 3.Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. 4.Основное свойство почвы. (плодородие) 5.Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения) 6.Самая богатая перегноем почва. (чернозём) 7.Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной) Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. - Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке? |