Тема 3. ИГРУШКИ
ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «игрушки». «Слова-признаки», характеризующие предметы по цвету.
Взрослый предлагает ребенку обвести, раскрасить и назвать игрушки по образцу (Это кубики). Затем ребенок называет игрушки, используя «слова-признаки», обозначающие цвет (Это красные кубики). Взрослый обращает его внимание на то, что многие игрушки имеют несколько цветов, они разноцветные.
ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «игрушки».
а) В клеточках изображены игрушки и другие предметы. Взрослый предлагает ребенку выбрать для Чебурашки игрушки и раскрасить их красным цветом, а для Крокодила Гены выбрать инструменты и раскрасить их желтым цветом.
б) Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Можно ли назвать юлу, конструктор, куклу одним словом? Каким? Объясни, почему».
в) Взрослый предлагает продолжить высказывание (Конструктор,... кукла — это ...) и нарисовать в пустых клеточках игрушки. При ответе ребенок дает простейшее определение игрушки (Игрушка — предмет, с которым играют).
г) Ребенок отыскивает в высказывании Незнайки («Пирамидка, мячик, хлебница — игрушки ») ошибки и объясняет свое мнение (Хлебница — не игрушка, потому что она нужна не для игры, а для того, чтобы в ней хранили хлеб).
ЗАДАНИЕ 3. Форма игрушек. Качественные прилагательные.
а) Взрослый показывает ребенку геометрические фигуры, изображенные на гирлянде. Если необходимо, напоминает о видах геометрических форм. Ребенок называет фигуры.
б) Игровая ситуация: Витя и Катя делают аппликацию, им надо помочь. Взрослый показывает ребенку рисунки игрушек (кораблик, машинка, кукла) и просит вырезать части этих игрушек (см. приложение I, рис. 1), наклеить и раскрасить их. Он просит ребенка назвать при этом части, подобрать к ним «слова-признаки» по форме (У машины круглые колеса, прямоугольный кузов).
Ребенок вспоминает обозначение формы и частей игрушки.
ЗАДАНИЕ 4. Материал. Качественные прилагательные.
а) Взрослый предлагает ребенку сказать, из какого материала сделаны игрушки, закрасить кружки рядом с игрушками разными цветами (по заданию). Ребенок отвечает по образцу (Юла сделана из металла. Это металлическая юла). Показывает картинку-помощницу (« материал »)
и объясняет ее значение.
б) Взрослый задает вопросы ребенку: какие две игрушки могут быть одинаковыми внешне, но разными по материалу? После ответа предлагает соединить линией одинаковые по материалу игрушки (кружки одного цвета) в одно множество.
ЗАДАНИЕ 5. Сопоставление предметов (по материалу). Качественные прилагательные.
а) Взрослый обращает внимание ребенка на предметы вверху (ключ и др.) и спрашивает, из какого материала сделан каждый предмет. Ребенок отвечает полным предложением (Этот ключ сделан из железа). Затем взрослый просит ребенка описать материал «словом-признаком» (Ключ железный).
Взрослый поочередно показывает на игрушки и спрашивает, из какого материала сделана каждая. Ребенок отвечает полным предложением (Эта юла сделана из железа). Взрослый просит ребенка подобрать по материалу «слова-признаки» (Это железная юла). Затем спрашивает, может ли эта игрушка быть сделана из какого-либо еще материала (из пластмассы, дерева, бумаги и др.).
б) Взрослый предлагает ребенку придумать к игрушкам, нарисованным в «путанке», загадки по схеме (Разноцветный, круглый, резиновый. Что это?).
ЗАДАНИЕ 6. Уменьшительно-ласкательные слова.
В
зрослый показывает символ «солнышко» в центре рисунка и объясняет его значение («скажи ласково») (солнышко такое ласковое, светит приветливо). Ребенок называет ласково игрушки (Пирамида — пирамидка, пирамидочка).
ЗАДАНИЕ 7. Большая и маленькая игрушки
Взрослый, показывая на мячик, называет большую и маленькую игрушки (Это большой мяч.. Это маленький мячик). Ребенок по образцу называет остальные игрушки.
ЗАДАНИЕ 8. Закрепление представления о «словах-признаках».
Игровая ситуация: в гости к другу. Взрослый предлагает провести кораблик: ребенок бросает кубик и на заданное число передвигает фишку. Если фишка оказывается рядом с игрушкой, то он подбирает к этой игрушке два-три «слова-признака». Ребенок составляет полные предложения по образцу (Это разноцветная пластмассовая пирамидка).
ЗАДАНИЕ 9. Числительные. Согласование числительных с существительными.
Ребенок считает игрушки (Одна кукла. Две куклы. Три куклы. Четыре куклы. Пять кукол. 10 кукол).
ЗАДАНИЕ 10. Мужской, женский, средний род.
Взрослый напоминает ребенку, что все «слова-предметы» бывают или «слова-мальчики», или «слова-девочки», или «слова-солнышки». «Слова-мальчики» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим он мой (стол, сын), «слова-девочки» —это такие «слова-предметы», про которые мы говорим она моя (ручка, дочка),«слова-солнышки» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим оно мое (дерево, море).
Затем взрослый обращает внимание ребенка на картинки-помощницы:
д
омик с мальчиком, домик с девочкой, домик с солнышком .
Все слова-предметы живут каждый в своем домике. Показывает на самолетик, просит определить, какое это слово — «мальчик», «девочка» или «солнышко», соединить линией игрушку с соответствующим символом. При этом ребенок говорит по образцу (Мой мячик. Моя лопата. Мое ведерко).
ЗАДАНИЕ 11. Чего не стало? Родительный падеж существительного и прилагательного.
а) Взрослый показывает на табличку с игрушками слева (Это мяч. Это кубики), затем на табличку справа и спрашивает, чего не стало. Ребенок отвечает (У Крокодила Гены не стало кубиков).
б) Взрослый просит ребенка раскрасить игрушки разными цветами (по заданию), сравнить елочки с игрушками и сказать, чего не стало, употребив «слова-признаки», характеризующие цвет и размер (На елочке у зайчика не хватает маленькой зеленой ракеты и большого красного колокольчика).
Взрослый следит за правильным согласованием прилагательных и существительных.
ЗАДАНИЕ 12. Расширение круга «слов-признаков». Игра «Магазин».
а) Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: необходимо объяснить продавцу Гене, какую игрушку нужно купить, но вместо денег дать описание игрушки (Дайте мне кораблик с треугольным парусом).
Взрослый поощряет использование в предложении «слов-признаков», характеризующих твердость—мягкость, содержащих эмоциональную оценку и т. д.
б) Взрослый обращает внимание ребенка на то, что похожие игрушки имеют незначительные различия. Предлагает помочь Чебурашке описать игрушку так, чтобы продавец понял, что нужно (Дайте мне неваляшку. У нее на голове шляпа, есть галстук-бабочка и ремень).
ЗАДАНИЕ 13. «Слова-действия». Назначение игрушки.
а) Взрослый напоминает, что такое «слова-действия», показывает какую-либо игрушку и говорит, что с ней можно делать, как играть (ловить, бросать). При этом указывает на ту или иную картинку, а ребенок проговаривает по образцу (Мяч можно бросать).
б) Взрослый объясняет, что картинка-помощница обозначает, как пользоваться предметом. Показывает куклу, спрашивает, что можно с ней делать. Ребенок, глядя на рисунки, рассказывает по образцу (С куклой можно гулять. Куклу можно кормить). Взрослый спрашивает, что еще можно делать с куклой (для мальчиков — с машинкой).
в) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку (Ее можно собирать и разбирать. Что это?) и составить свои загадки, ориентируясь на схему. Напоминает, как сочинять загадки: надо, не называя предмет, назвать «слова-действия».
ЗАДАНИЕ 14. Составление загадок. Обобщение пройденного.
Взрослый просит придумать загадку про игрушку, нарисованную на флажке (Разноцветная, пластмассовая, ее можно собирать и разбирать. Что это?), и потом закрасить этот флажок. В работе используются картинки-помощницы.
ЗАДАНИЕ 15. Составление рассказа.
Взрослый показывает ребенку картинки-помощницы, задает вопросы о пирамидке (см. приложение II, рис. 2). Ребенок, глядя на картинки-помощницы, отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый поясняет, что из ответов составился рассказ: предложения «дружат» между собой, в них речь идет об одном и том же предмете. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить по схеме из отдельных полных предложений рассказ об игрушках, изображенных на рисунке (к заданию 14).
Тема 3. ИГРУШКИ
1. Обведи и раскрась игрушки. Назови игрушки, используя слова, обозначающие цвет.
* Это красные кубики.
2. а) Выбери для Чебурашки предметы, с которыми играют, – игрушки. Раскрась их красным цветом. А для Крокодила Гены выбери предметы, которыми работают, – инструменты. Раскрась их жёлтым цветом.
б) Можно ли назвать юлу, конструктор, куклу одним словом? Каким? Объясни, почему. Можно ли назвать неваляшку, пирамидку, кубики одним словом? Объясни, почему.
в) Дорисуй игрушки. Продолжи высказывание:
Конструктор, ... кукла — это...
г) Правильно ли сказал Незнайка: «Пирамидка, мячик, хлебница – игрушки. Кукла, робот, конструктор – игрушки»? Исправь ошибку.
3. а) На какие фигуры похожа форма игрушек? Нарисуй эти фигуры. Назови игрушку по форме.
* У кубика стороны квадратные.
6) Витя и Катя сделали аппликации: вырезали части и собрали из них игрушки. Назови части игрушек. Какие эти части по форме?
* У машины круглые колёса, прямоугольный кузов.
4. а) На коврике игрушки из разного материала. Закрась кружки рядом с игрушками так: рядом с металлическими игрушками – красным цветом, с деревянными – синим, с резиновыми – зелёным, с мягкими (из меха и ткани) – жёлтым, с пластмассовыми – фиолетовым. Расскажи, что ты сделал.
* Юла сделана из металла. Это металлическая юла.
б) Какие две игрушки могут быть одинаковыми внешне, но разными по материалу?
* Из двух одинаковых машинок одна может быть металлической, а другая пластмассовой.
Соедини линией одинаковые по материалу игрушки (кружки одного цвета).
5. а) Соедини линией схожие по материалу предметы, которые есть у мамы, и игрушки, которые есть у Кати. Какой у мамы предмет лишний – из этого материала не делают игрушек? Назови каждую игрушку по образцу.
* Этот ключ сделан из железа. Ключ железный.
б) Придумай свои загадки про игрушку по схеме.
* Разноцветный, круглый, резиновый. Что это? (Мяч.)
6. Скажи «ласково».
* Пирамида – пирамидка, пирамидочка.
7. Назови большую и маленькую игрушки.
* Это большой мяч. Это маленький мячик.
8. Проведи кораблик по речке: брось кубик и пройди столько кружков, сколько выпало очков. Останавливаясь рядом с игрушкой, назови 2 – 3 «слова-признака».
* Это разноцветная пластмассовая пирамидка.
9. Посчитай игрушки. Скажи, чего много.
* Одна кукла. Две куклы. Три куклы. Четыре куклы. Пять кукол.
*4-ого кукол.
* 10. В каком домике какие игрушки живут? Назови «слова-мальчики», «слова-девочки» и «слова-солнышки».
* Чей мячик. Моя лопата. Моё ведёрко.
11. а) Скажи, что есть и чего не стало у Крокодила Гены и Чебурашки.
* У Крокодила Гены не стало кубиков.
б) Раскрась игрушки: большие ракеты синим цветом, маленькие – зелёным, большие колокольчики – красным, маленькие – жёлтым. Скажи, чего не хватает на ёлочках у зверей. Употреби «слова-признаки» по цвету и размеру.
* На ёлочке у зайчика не хватает маленькой зеленой ракеты и большого красного колокольчика.
12. Игра «Магазин».
а) Объясни (по образцу) продавцу Гене, какую игрушку ты хочешь купить.
* Дайте мне кораблик с треугольным парусом.
б) В магазине продаются похожие игрушки. Помоги Чебурашке описать игрушку так, чтобы продавец понял, какая ему нужна. Расскажи об этой игрушке по образцу.
* Дайте мне неваляшку. У неё на голове шляпа, есть галстук-бабочка и ремень.
13. а) Для чего нужны игрушки? У Вити новый мяч. Что можно делать с мячом? Подбери «слова-действия».
* Мяч можно бросать.
б) У Кати новая кукла. Что можно с ней делать?
* С куклой можно гулять. Куклу можно кормить.
Как ещё можно играть с куклой? А как можно играть с машинкой?
в) Придумай загадки со «словами-действиями» про эти игрушки.
* Её можно собирать и разбирать. Что это? (Это пирамидка.)
14. Отгадай загадку. Придумай загадку про игрушку, нарисованную на флажке, и потом закрась его. Используй картинки-помощницы, обозначающие цвет, форму, части, материал, и «слова-действия».
* Разноцветная, пластмассовая, её можно собирать и разбирать. Что это? (Пирамидка.)
15. Составь из отдельных полных предложений рассказ по схеме - вопросам.
Что это?
Из каких частей она состоит?
Какого цвета?
Из какого материала?
Какая по форме?
Как с этой игрушкой играть?
ПИРАМИДКА
Это пирамидка. Она разноцветная, большая, пластмассовая. Пирамидку можно разбирать и собирать. Она состоит из стержня и колечек. Я не люблю играть с пирамидкой: она для маленьких.
Стр. 57