«Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников»
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.
В своей работе с детьми я использую технологию проектной деятельности, которая актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. Проектная деятельность способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
Организация проектов, основанных на детской заинтересованности, является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей. Одним из главных условий является поддержка активности личности и развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.
Выбрав тему, заинтересовавшую детей я определяют цели и задачи проектной деятельности:
1.Выявление проблемы.
2.Выбор темы исследования.
3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).
4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки).
6.Составление предварительного плана исследования.
7.Проведение эксперимента ( наблюдения, проверка гипотезы, выводы).
8.Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы.
Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, послужил проект в нашей группе под названием «Наш фикус».
Детей заинтересовал старый вянущий цветок с осыпающимися листьями. Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?» и вследствие этого определилась проблема: «Что делать?».
Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё?
Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что Фикус уже старый цветок и он погиб от старости.
Проблема: что делать?
Цель: сохранить растение в группе.
Пути решения: предложения детей - купить другой, посадить самим. Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.
Проблема: как это сделать?
Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.
Пути решения: предложения детей - посадить семенами, посадить черенком. После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать способ черенкования (знакомство с новыми словами и понятиями).
Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старого фикуса боковой отросток, который послужит черенком, помещаем его в воду)
Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.
- Пока черенок находится в воде, наверное, он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был.
Предложения детей: сфотографировать ( Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть?), зарисовать.
Форма работы: рисование черенка в баночке с водой.
Цель: поддержать интерес к наблюдению.
Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим наш молодой фикус, он может один заскучать.
Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.
Форма работы: задание на дом - вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Найти материал о данном цветке. (для паспорта)
Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту.
Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для Фикуса.
Форма работы: наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)
Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.
Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение уголка природы принесёнными детьми растениями.
Цель: дать детям почувствовать значимость их работы , увидеть результаты своего труда.
Форма работы: беседа о комнатных растениях. Спросить детей, что нужно цветам для нормального роста( свет, тепло, вода, воздух, земля); чтобы наш Фикус и его друзья-цветы не погибли (ухаживать за ними).
Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.
Форма работы: вопросы по определению работы в уголке природы на будущее.
Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства в уголке природы. (кто хочет помочь нашим цветам, ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо? а вы знаете, как правильно это делать?)
В результате правильно построенной работы с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.