СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет на свете мук сильнее муки слова;

Тщетно с уст порой безумный рвётся крик,

Тщетно душу жечь порой любовь готова,

 Холоден и жалок нищий наш язык!

Так поэт Надсон писал о муках слова, потому что самое точное слово бывает неуловимо, оно не даётся, ускользает и приходится довольствоваться лишь приблизительным выражением мысли. А что говорить об учениках, которые ещё только начинают познавать радость словотворчества.

Предлагаю поговорить о трудностях, которые возникают при подготовке к написанию сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения»

Селезнёва Ольга Константиновна

Русский язык и литература

Тема «Подготовка к написанию сочинения»

Нет на свете мук сильнее муки слова;

Тщетно с уст порой безумный рвётся крик,

Тщетно душу жечь порой любовь готова,

Холоден и жалок нищий наш язык!

Так поэт Надсон писал о муках слова, потому что самое точное слово бывает неуловимо, оно не даётся, ускользает и приходится довольствоваться лишь приблизительным выражением мысли. А что говорить об учениках, которые ещё только начинают познавать радость словотворчества.

Сегодня мы будем говорить о трудностях, которые возникают при подготовке к написанию сочинения.

Работе над словом мы с ребятами уделяем особое внимание. Совместно определяем темы, обсуждаем основную мысль, выдвигаем тезисы, подбираем доказательства, составляем планы, учимся цитировать. Но несмотря на все эти усилия добиться написания грамотных сочинений у меня долгое время не получалось. Поэтому после проверки тетрадей я всегда проводила урок коррекции ученических работ. Но всё быстро забывалось, и ошибки повторялись вновь из сочинения в сочинение. Тогда я кардинально изменила методику подготовки к сочинениям. Я задумалась: а что если работу над ошибками проводить до написания сочинения? Ведь если ученик знает ошибки в лицо, он их сможет избежать. Выписав основные речевые и грамматические ошибки из ученических сочинений, пересмотрев работы Дмитрия Розенталя, Стеллы Цейтлин, Григория Солганика, я определила основные виды ошибок, допущенных учащимися, а во время урока подготовки к сочинению отрабатывала навыки по их определению и устранению. Когда были написаны черновые варианты сочинений, то каждая работа корректировалась индивидуально, один на один с её автором. Чистовые сочинения были написаны с минимумом ошибок. Это очень трудоёмкая работа, но она незамедлительно даёт положительные результаты.

И сейчас я представлю вам один из приёмов работы над речевыми ошибками, который я назвала: «Давай знакомиться. Я твоя ошибка». Перед вами основные виды речевых ошибок в школьных сочинениях.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК



1.Эвфемизмы – неправильный выбор слов с целью «скрасить» свою речь.


Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.

В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.


2.Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий.


Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества.


3. Лексическая несочетаемость.


Гения признали заживо.

Он был назначен директором по собственному желанию.



4. Тавтология – употребление однокоренных слов.


Можно спросить вопрос?

Умножить во много раз.


5. Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов.


Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.






Стремясь скрасить свою речь, ученики подбирают выражения, смягчающие грубый смысл высказывания. В этом случае и идёт речь об эвфемизмах. Уважаемые коллеги, обратите внимание на пример №1. Прошу вас прочитать предложения и исправить их.


Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.

В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.


Такие эвфемистические выражения засоряют нашу речь, мешают точно, ярко, образно выразить мысль.


Ещё Аристотель предостерегал от логических ошибок в речи. Он утверждал: «Речь должна отвечать законам логики». Если употребить неверное слово, может возникнуть алогизм.

Обращаю ваше внимание на пример №2. Прочитайте и исправьте данный алогизм:


Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества.


Правильно сказать преклонить колени

склонить голову.

Если мы скажем наоборот, то нарушим лексическую сочетаемость

Этот приём часто используют юмористы. Вот пример №3

Гения признали заживо.

Он был назначен директором по собственному желанию.


Одна из наиболее часто встречающихся ошибок – тавтология,

То есть употребление рядом однокоренных слов. Найдите и исправьте тавтологию в примере №4.


Можно спросить вопрос?

Умножить во много раз.


Плеоназм – это употребление ненужных уточняющих слов.

Обратимся к примеру №5 . прочитайте и найдите многословие.

Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.

Эта работа кропотливая, трудоёмкая, но она даёт свои результаты. На всех олимпиадах, в которых участвуют мои воспитанники, они занимают призовые места. Не стал исключением и этот учебный год: 2 место по литературе в 9 классе и 3 по русскому языку в 10 классе.

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Перед вами выдержки из ученических сочинений. Определите вид ошибки и исправьте её.

1. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.

2. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

3. В прошедшие дни прошли снегопады.

4. Наружная внешность героини романа очень привлекательна.

5. Речь героев Пушкина отличается от всех других героев.

6.Комедия А.С.Грибоедова остаётся бессмертной. Она очень оригинальна и отличается от других произведений.


Познакомившись со своими ошибками поимённо, ребята начинают более грамотно писать, а самое главное они с большим уважением начинают относиться к СЛОВУ


Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.


Посмотрите, с каким уважением говорит Анна Ахматова о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся слово. Я желаю всем успехов в познании великого русского слова.

Перед вами 4 слова, без которых не может быть работы учителя литературы. В них зашифровано понятие, определяющее нашу с вами совместную работу.

Прочтите его. Сотрудничество у нас с вами получилось. Благодарю вас.









Примеры речевых ошибок



1.Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.

В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.



2.Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества.



3.Гения признали заживо.

Он был назначен директором по собственному желанию.


4.Можно спросить вопрос?

Умножить во много раз.


5.Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.
















ВЫДЕРЖКИ ИЗ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ




1. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.


2. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.


3. В прошедшие дни прошли снегопады.


4. Наружная внешность героини романа очень привлекательна.


5. Речь героев Пушкина отличается от всех других героев.


6.Комедия А.С.Грибоедова остаётся бессмертной. Она очень оригинальна и отличается от других произведений.
















Т3 Р4 У5 Д6


С1 Л О2 В13 О14


Ч9 Е10 С11 Т12 Ь


К Н7 И8 ГА