Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 53 г. Владивостока»
«Утверждаю» «Согласовано»
и.о. директора МБОУ «СОШ № 53» Руководитель МО
Гордова Т.И. Серая Л.П.
Приказ № от Протокол № от
Рабочая программа факультатива
по русскому языку
«Подготовка к ОГЭ»
Составитель:
учитель русского языка и литературы Лунина И.С.
г. Владивосток
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса является учебной. Программа составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ГИА, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ГИА.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями проводится в I полугодии. Работа над 2 частью отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
- подготовить учащихся к ГИА;
- обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
- обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
- развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА.
- совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
- развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
- совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
- создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.
Требования к уровню подготовки
Планируемые результаты
- Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
- Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
- Предметные: знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания
- понимать их роль в общекультурном развитии человека
- объяснять языковое явление
- уметь применять знания при тестировании
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
- определять синтаксические конструкции.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ГИА по русскому языку». 9 класс
(35 часов)
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности |
1. | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2017. Особенности заполнения бланков. | Мини- лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. |
2. | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини- лекция, практикум | Работа в группах, анализ сочинений. |
Часть 1 |
3. | Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. |
4. | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | Мини- лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. |
5. | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | Мини- лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. |
6. | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | Мини- лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. |
7. | Выбор приемов сжатия. | Практикум изложение | Создание текста, Оценивание. |
Часть 3 |
8. | Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
9. | Учимся формулировать тезис. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности |
10. | Учимся аргументировать | Мини- лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
11. | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
12. | Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | Мини- лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
13. | Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоятельная работа |
14. | Учимся аргументировать. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
15. | Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоятельная работа |
Часть 2 |
16. | Понимание смысла текста. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
17. | Лексическое значение слова или его лексический анализ. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
18. | Выразительно-изобразительные языковые средства. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
19. | Выразительно-изобразительные языковые средства. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
20. | Основные орфографические правила правописания корней. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
21. | Основные орфографические правила правописания приставок. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
22. | Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
23. | Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
24. | Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
25. | Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
26. | Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности |
27. | Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
28. | Простое осложненное предложение. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
29. | Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
30. | Типы сложных предложений. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
31. | Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
32. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
33. | Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
34.-35. | Тренировочное выполнение заданий ГИА. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
Литература
1. Учебник: Русский язык. 9 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л.А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2012.
3. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложения / Г.К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2010.
4. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л.Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2012.