Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.
Поэтому перед учителем стоит задача - развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте. В связи с этим именно работа с текстом приобретает особую ценность. Она является средством развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, необходимым условием для обогащения словарного запаса школьников.
Актуальность данной темы состоит в том, что чтение текста является одним из основных видов речевой деятельности, который предусматривает развитие следующих умений:
выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной, предвосхищать возможные события, факты, раскрывать причинно-следственные связи между фактами, понимать аргументацию, извлекать необходимую информацию, определять своё отношение к прочитанному.
Умение понимать и создавать текст формируется, прежде всего, на уроках русского языка и литературы, когда учитель применяет на уроках разные приемы и методы работы с текстом.
На уроках необходимо использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления, основной части, заключения), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме и т.д. Вся эта работа поможет подготовить школьников к сдаче экзаменов по русскому языку и литературе.
В декабре одиннадцатиклассникам предстоит писать итоговое сочинение. Это допуск к основным экзаменам, которые выпускники будут сдавать в мае-июне. Итоговое сочинение не только проверяет речевые компетенции школьника, выявляет уровень речевой культуры, оценивает умение рассуждать по избранной теме и аргументировать свою позицию, но и требует строить аргументацию с обязательным привлечением примеров из литературного материала.
Что изменилось в этом году? В 2022/23 учебном году отменили пять тематических направлений итогового сочинения. Вместо этого появился закрытый банк тем.
В основу закрытого банка положены темы, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем этот банк будет пополняться. Перед началом учебного года теперь можно будет узнать названия разделов и подразделов закрытого банка, а также прочитать комментарии к ним.
На сайте ФИПИ размещена структура закрытого банка. Структура банка имеет три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Они охватывают практически все основные области жизни человека: внутренний мир, общество (социальные связи разного уровня) и внешний мир (природа, культура, наука, Вселенная), то есть все то, о чем необходимо задумываться зрелой личности и иметь собственное суждение.
Первый раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» побуждает обучающихся к самоанализу и рефлексии, осмыслению и критической оценке жизненного опыта или поступков литературных героев. Что касается подбора литературного материала, то духовно-нравственным идеалам посвящена вся отечественная и мировая литература. Поэтому учитель-словесник может помочь выпускникам создать методическую копилку художественных произведений, в которых герои отвечают высоким нравственным идеалам, проходят внешние испытания, совершают поступки и остаются верными себе.
Темы раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» связаны с рассуждениями о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности человека, размышления о смысле жизни, внутренних конфликтах и выборе жизненного пути, любви и дружбе и т.д.
Второй раздел «Семья, общество, Отечество в жизни человека» предполагает рассмотрение человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи. Это размышления о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека, о вопросах исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории.
Третий раздел «Природа и культура в жизни человека» связан с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии. Этот раздел предполагает рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки.
Нововведения коснулись и количества тем: в этом учебном году школьники смогут выбирать уже не из пяти, а из шести тем. В каждом комплекте будет по две темы из каждого раздела банка. Ниже приведен пример комплекта тем итогового сочинения, опубликованный на сайте ФИПИ:
Тема 1223: «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?»
Тема 1434: «Что вы вкладываете в понятие „счастье“?»
Тема 2345: «Семейные ценности и их место в жизни человека»
Тема 2456: «В чем может проявляться любовь к Отечеству?»
Тема 3167: «Чему человек может научиться у природы?»
Тема 3367: «Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?»
Выбор темы итогового сочинения.
Выпускнику необходимо внимательно осмыслить тему сочинения и выбрать то, что ему понятно и не вызывает затруднений с подбором примера (примеров) из художественных произведений.
Например, формулировка темы может быть в виде прямого вопроса. Например, «В чем может проявляться любовь к Отечеству?» В вопросной формулировке выпускнику важно ответить на прямой вопрос, раскрыть поступки: в чем, например, может проявляться любовь к Отечеству?
Следующий шаг — подбор литературного материала, который сможет стать доказательной базой и ярко проиллюстрировать выдвигаемый тезис. Например, как проявляется любовь к Отечеству у героев романа-эпопеи «Война и мир» Толстого: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи и Пети Ростовых?
Формулировка темы возможна и в виде дискуссионного вопроса, например: «Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?» Дискуссионный вопрос предполагает выбор одного из двух мнений. Выпускнику сначала предстоит ответить на вопрос «Способно или не способно?». Очевидно, что выпускник может поделиться своим личным опытом от встречи с прекрасным.
Тема может быть сформулирована в утвердительной форме: «Семейные ценности и их место в жизни человека». Данная формулировка уже содержит выдвигаемый тезис, задача обучающегося - раскрыть, что такое семейные ценности, и показать, какую роль они играют в жизни человека. Тема семейных взаимоотношений также является универсальной в литературе. В качестве литературного аргумента можно взять произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» или роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир» и др. В литературе XX века звучит тема семьи в «Белой гвардии» Булгакова или в «Тихом Доне» Шолохова.
Списки литературы к разделам закрытого банка ФИПИ
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба)
М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность)
Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа)
А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло)
В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ)
А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (дружба)
О. Генри «Дары волхвов» (любовь)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь)
В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло)
Дж. Толкин «Властелин колец»
Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа)
А. Сапковский «Ведьмак»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
Семья, общество, Отечество в жизни человека
М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности)
М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом)
А.П. Платонов «Юшка» (+1 раздел) (неприятие личности обществом)
Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (+1 раздел) (сохранение памяти)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция)
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция)
Не совсем универсальное, но тоже полезное:
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (+1 раздел) (гражданская позиция)
Природа и культура в жизни человека
Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии)
Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление)
В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство)
Небольшие произведения:
Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа)
О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии)
М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука)
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука)
С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии)
Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии)
(ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания)
А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии)
(потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления)
Без изменений в этом учебном году остаются требования и критерии оценивания итогового сочинения. В своём отчёте «О проведении проверки и перепроверки итоговых сочинений в Воронежской области в 2021-22 учебном году» председатель комиссии Е.В. Васильева особо отметила, что «в результате выявлены отдельные несоответствия в проверке работ, отмечено как завышение, так и занижение общего статуса сочинений (зачет – незачет)». Она обратила внимание на то, что «педагоги при проверке итоговых сочинений, при подготовке обучающихся к работе произвольно толкуют требования к сочинениям и критерии их проверки, хотя методические рекомендации есть в свободном доступе на официальном сайте ФИПИ. В результате обучающимся даются «инструкции», которые не согласуются с методическими рекомендациями ФИПИ». Например, в теме сочинения просят назвать одно произведение, которое нужно порекомендовать читателям, а учитель говорит, что не нужно обращать никакого внимания на тему. В итоговой работе отклонение от федеральных требований и критериев проверки недопустимо. Поэтому учитель большое значение должен уделить рассмотрению критериев оценивания итогового сочинения (изложения). Рассмотрим ещё раз соответствие работ федеральным требованиям и критериям проверки. Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» и критериям оценивания). В МР написано, что «при подсчете слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всѐ-таки» - одно слово, «всѐ же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчѐте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова)». Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Самостоятельно или нет написано сочинение? В этом случае текст проверяющему приходится набирать на компьютере самостоятельно и использовать программу антиплагиата, так как сочинения пишутся обучающимися от руки. На разных сайтах показывают разный объём списанного. Возникает вопрос: отклонить ли все сочинение, если в нем выявлен объемный несамостоятельный фрагмент, или, если при подсчете слов самостоятельная часть окажется более 250 слов, все же проверить и оценить ее? Ответа на это в методических рекомендациях нет. Также разрешено применять цитаты, которые помнят дословно школьники, с обязательным указанием источника, но объем такого цитирования не должен превышать собственного текста участника. Критерий № 1 «Соответствие теме». Это трудный для оценивания критерий. В методических рекомендациях написано: «…участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия». Поэтому педагоги должны быть готовы к необычному пути раскрытия темы сочинения. Например, некоторые выпускники дают верный ответ на вопрос темы, поясняют его, в заключительной части работы тоже предлагают логичные выводы по теме, однако их литературный материал был слабо связан с этими тезисами. Вопрос о раскрытии / нераскрытии темы в таких случаях тоже вызывает сомнения у проверяющего. Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». «При написании итогового сочинения участник должен строить рассуждение, доказывая свою позицию, формулируя аргументы (они могут быть и из личного опыта). Обязательным требованием является подкрепление аргументов хотя бы одним примером из опубликованных литературных произведений (достаточно одного примера)… Число аргументов не регламентируется… Главное не число примеров, а доказательность рассуждения» (МР). Таким образом, даже один аргумент, подкрепленный примером, если он не является простой иллюстрацией к тезису, может быть принят. Однако просто излагать содержание произведения нельзя. В методических рекомендациях критерии № 1 и № 2 названы главными для определения статуса работы выпускника. Они проверяют кругозор выпускника, умение сформулировать и доказать свою точку зрения. Итак, в сочинении должна быть система доказательств с примерами из произведений. Какой литературный материал использовать в сочинении? Методические рекомендации приветствуют разнообразие жанров, видов, стилей. В методических рекомендациях не объясняется, можно ли отклонить сочинение, если проверяющему не понравился литературный материал. Но указано, что можно поставить зачет, «…если в сочинении приведен хотя бы один пример из литературного материала, а при дальнейших рассуждениях при аргументации участник опирается на примеры из области изобразительного искусства, то такое сочинении по критерию № 2 может быть оценено зачетом».
Критерий № 3: «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4: «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Итак, если смысл сочинения понятен, ставится «зачёт».
Критерий № 5. В методических рекомендациях подробно объясняется, как надо производить подсчет ошибок, какие из них считать негрубыми и однотипными.
Таким образом, важно внимательно изучить методические рекомендации, дополнительную литературу и с большей ответственностью подходить к подготовке обучающихся к итоговому сочинению, а также к проверке работ выпускников.