Урок русского языка
« Комплексный анализ текста»
в 9 «а» классе.
2018 г.
ЦЕЛИ УРОКА : подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)
Задачи:
Образовательные
Продолжить работу с текстом, с его частичным текстоведческим анализом,
Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения,
Закреплять языковедческий материал путем выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ЕГЭ;
Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения - рассуждения.
Развивающие:
Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;
Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
Воспитательные:
Формирование навыков контроля и самоконтроля путем заполнения технологической карты.
Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.
Комплексный анализ текста
- Текст
- Тема текста
- Идея текста
- Стиль текста
- Тип речи
- Основные орфограммы и пунктограммы
« Перед вами громада – русский язык!
Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». (Н. В. Гоголь)
« А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество». (М. Цветаева)
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.
Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (словарь Ожегова)
Доброта=человечность ( доброта, доблесть, теплота сердца, душевная красота, добрые чувства, ласка, эмоциональная культура, чуткость, отзывчивость, истина )
Нужна эмоциональная школа воспитания добрых чувств
Конфуций
Марк Твен
Микротемы текста
1.Без доброты невозможна душевная красота.
2 . Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.
3. Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.)
Микротема – тема каждого абзаца в тексте.
Приемы сжатия (компрессии) текста
исключение
обобщение
упрощение
Компрессия 1 абзаца
(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным … (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, какими они хотят стать. Они называли многие ценные человеческие качества , но никто не говорил о доброте. Неужели доброта не является такой же доблестью, как мужество и храбрость? Без нее нет душевной красоты .
Ответы к тесту
1.(4 ) а)
2. (5) 4
3.(2) школа эмоций
4. (В4) 13
5.(В9) 11. Обстоятельственное, времени.
6 . Чувства, не воспитаны, никогда, не воспитаешь, потому что, одновременно, ценность, растений .
Лист самооценки
Знать
Знаю
1. Понятие текста и его признаки.
Уметь
1.Определять
Умею
Проблемы
а)тему текста
б)идею текста
в)стиль
2.Способы сжатия текста
г)тип
3. Критерии написания сжатого изложения.
4. Орфограммы и пунтограммы в тестовых заданиях ОГЭ
2. Выделять микротемы в тексте.
3. Сжимать текст.
5. Алгоритм написания сочинения-рассуждения.
4. Работать с заданиями теста ОГЭ
5.Писать сочинение-рассуждение
Домашнее задание (на выбор)
- Написать сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. сложный уровень )
- Выполнить тестовые задания ОГЭ, вариант-7 средний уровень )
- Написать сжатое изложение .( простой уровень )