СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по биологии. Вариант 2

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по биологии. Вариант 2»

ВРАИАНТ 2






  1. Задание 1 № 12123

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?



  1. Задание 2 № 482

Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?


    1. вакуоль

    2. рибосома

    3. ядро

    4. митохондрия


  1. Задание 3 № 1027

У бактериальной клетки отсутствует(-ют)


    1. нуклеиновые кислоты

    2. клеточная оболочка

    3. клеточное ядро

    4. рибосомы


  1. Задание 4 № 14904










На рисунке изображены результаты опыта, иллюстрирующего у растений


    1. синтез полимеров из мономеров

    2. образование кислорода в процессе фотосинтеза

    3. выделение углекислого газа в процессе дыхания

    4. испарение воды листьями


















  1. Задание 5 № 775

Земноводные благодаря шейному позвонку способны


    1. вытягивать голову вперёд

    2. опускать и поднимать голову

    3. делать головой вращательные движения

    4. поворачивать голову в правую и левую стороны


  1. Задание 6 № 520

Какой фактор эволюции человека относят к социальным?


    1. естественный отбор

    2. борьба за существование

    3. наследственная изменчивость

    4. трудовая деятельность


  1. Задание 7 № 1570

Дугу спинно-мозгового рефлекса составляют


    1. рецептор — исполнительный нейрон — вставочный нейрон — чувствительный нейрон — мышца

    2. мышца — рецептор — чувствительный нейрон — исполнительный нейрон — вставочный нейрон

    3. рецептор — чувствительный нейрон — вставочный нейрон — исполнительный нейрон — мышца

    4. мышца — чувствительный нейрон — рецептор — вставочный нейрон — исполнительный нейрон


  1. Задание 8 № 1423

Какая из перечисленных костей не относится к нижней конечности человека?


    1. лучевая

    2. берцовая

    3. бедренная

    4. плюсневая


  1. Задание 9 № 3010

Белок фибриноген входит в состав


1)

эритроцитов


2)

лейкоцитов


3)

тромбоцитов


4)

плазмы крови


10. Задание 10 № 16316

Поражение клеток желудка, выделяющих слизь, приводит к


    1. уничтожению болезнетворных микроорганизмов

    2. уменьшению ферментов в желудочном соке

    3. перевариванию тканей стенки желудка желудочным соком

    4. замедлению процесса расщепления белков до аминокислот


  1. Задание 11 № 1701












Какой цифрой на рисунке отмечена зона языка, отвечающая за распознавание сладкого вкуса?


1) 1

2) 2

3) 3

4) 4












  1. Задание 12 № 561

Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён к условно-рефлекторной?


    1. соблюдение привычного режима дня

    2. отдёргивание руки от горячего предмета

    3. поворот человеком головы на незнакомый звук

    4. написание живописной картины художником


  1. Задание 13 № 2933

Какое заболевание врач может обнаружить с помощью флюорографического исследования грудной клетки человека?


1)

туберкулёз


2)

гипертонию


3)

язву желудка


4)

гастрит


  1. Задание 14 № 180

Между какими организмами складываются взаимовыгодные отношения в природе?


    1. паук–клещ

    2. рак отшельник–актиния

    3. лиса–заяц

    4. ласка–горностай


  1. Задание 15 № 2010

Какой признак в строении сходен у современных пресмыкающихся и птиц?


    1. кости, наполненные воздухом

    2. сухая кожа, лишённая желёз

    3. хвостовой отдел в позвоночнике

    4. мелкие зубы в челюстях


18. Задание 18 № 12242

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии углеводов от длительности мышечной нагрузки (по оси х отложена длительность мышечной нагрузки в (мин.), а по оси у— количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке (в %)).


  1. Задание 16 № 1498

ОБЪЕКТ

ПРОЦЕСС

...

выделение

желудок

пищеварение


Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.






Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?


    1. почка

    2. печень

    3. селезёнка

    4. лёгкое


  1. Задание 17 № 1144

Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?


А. Работа соматической нервной системы подчинена воле человека.

Б. В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

  1. Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.

  2. К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.

  3. Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.

  4. Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.

  5. С 15 по 25 минуту расходование глюкозы останавливается .


  1. Задание 19 № 2368

Какие из перечисленных признаков характерны для костных рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


    1. один круг кровообращения

    2. сухая, ороговевающая кожа

    3. трехкамерное сердце

    4. наличие боковой линии

    5. органы дыхания — жабры

    6. наличие пятипалых конечностей


  1. Задание 20 № 345

Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.


    1. резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома

    2. покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях

    3. обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

    4. чихание человека при уборке помещения

    5. сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость

    6. лай собаки на человека в чёрном плаще


  1. Задание 21 № 1405

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОТНОЕ


  1. Задание 23 № 1504

Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Ламаркизм

А) кровеносная система не замкнута Б) имеет внешний скелет

В) имеет фасеточные глаза

Г) ведёт паразитический образ жизни Д) не имеет конечностей

Е) не имеет вторичной полости тела

    1. стрекоза большое коромысло

    2. аскарида человеческая

Ламаркизм— эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века

(А) в трактате «Философия зоологии».

В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX— первой трети XX веков, в которых в качестве основной (Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к (В). Как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию (Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что

А

Б

В

Г

Д

Е








Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по (Д).


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:




22. Задание 22 № 411

Расположите в правильном






порядке






процессы пищеварения, происходящие у большинства


  1. стабилизирующий

  2. движущий

  3. наследство

  4. упражнение

  5. прогресс

млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.


    1. всасывание аминокислот в кровь

    2. переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

    3. измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

    4. поступление питательных веществ в органы и ткани тела

    5. переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

    6. Ламарк

    7. Линней

    8. Дарвин


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:



А

Б

В

Г

Д







24. Задание 24 № 20995

Рассмотрите фотографию кота. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.


А. Окрас шерсти



Б. Форма ушей



В. Форма головы


Г. Форма глаз












Д. Определите, соответствует ли данная особь стандартам породы курильский бобтейл.

Курильские бобтейлы— коты уникальные: своим внешним видом представители этой породы напоминают рысей, по прыгучести – зайцев, а по преданности— собак. Большая голова клиновидной формы, закругленными чертами, с широкой мордочкой и мощным подбородком, треугольные уши с кисточками на концах. Широко посаженные глаза закругленные снизу желтого или зеленого цвета. Короткая или полудлинная, очень мягкая на ощупь шерсть. Окрас чаще всего полосатый, серый и рыжий, допускаются вкрапления на разных частях тела.

      1. соответствует

      2. не соответствует


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Д







25. Задание 25 № 12252

Рассмотрите рентгенограмму с изображением плечевого сустава человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили холод? Назовите одну из причин.


Критерии проверки:


Критерии оценивая выполнения задания

Баллы

Правильно указаны два элемента ответа, которые не содержат биологических ошибок

2

Правильно указан один элемент ответа,

ИЛИ правильно указаны два элемента ответа, но содержат 1 биологическую ошибку


1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


26. Задание 26 № 20957

Процесс фотосинтеза растений описывается химической реакцией:

CO2 + H2О + свет → углевод + О2

Перед учёными встала задача выяснить, продуктом какого соединения является кислород в этом процессе. Для сравнения учёные изучили процесс фотосинтеза пурпурных серобактерий. Эта бактерия для фотосинтеза использует серовород и в качестве побочного продукта выделяет атомарную серу. Уравнение фотосинтеза для этих бактерий выглядит следующим образом:

CO2 + H2S + свет → углевод + 2S

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Почему для решения научной задачи учёные сравнивали фотосинтез растений и фотосинтезом пурпурных бактерий?

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает в себя только один из названных выше элементов,

1


Критерии проверки:


который не содержит биологических ошибок

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


  1. Задание 27 № 223

Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.


    1. Какие условия необходимы для получения простокваши?

    2. Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

    3. Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?


ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ


Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.


В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.


Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.


Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.


Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

Критерии проверки:


Критерии оценивая выполнения задания

Баллы

Правильный ответ включает содержит биологических ошибок

все

перечисленные

элементы

и

не

3



  1. Задание 28 № 1645

Пользуясь таблицей «Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

    1. Как изменяется количество эритроцитов по мере увеличения высоты местности?

    2. При каком перепаде высот количество эритроцитов возросло больше всего?

    3. С чем связано изменение количества эритроцитов в крови жителей высокогорья?

Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря



Высота в метрах над уровнем моря

Количество эритроцитов (в млн)

0

4 970 000

400

5 750 000

700

5 970 000

1560

6 550 000

1800

7 000 000

4400

8 000 000

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ включает все биологических ошибок

названные

выше

элементы, не

содержит

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок

ИЛИ

Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки



2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,

ИЛИ



1


29. Задание 29 № 12956

На второй завтрак 15-летний Юрий съел салат с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

  1. Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 2900 ккал?

  2. Сколько ещё жиров надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 60 кг?

  3. В форме чего происходит запасание избытка углеводов у человека?


Таблица 1

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки


2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки


1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Энергетическая и пищевая ценность продуктов


Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)


68


0


0


14


Таблица 2









Таблица 3



Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков


Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100



Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)



Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%

Ключ


№ п/п

№ задания

Ответ

1

12123

Развитие|онтогенез

2

482

1

3

1027

3

4

14904

2

5

775

2

6

520

4

7

1570

3

8

1423

1

9

3010

4

10

16316

3

11

1701

4

12

561

1

13

2933

1

14

180

2

15

2010

2

16

1498

1

17

1144

3

18

12242

12

19

2368

145

20

345

236

21

1405

111222

22

411

35214

23

1504

62543

24

20995

41321


1/17

2/17