ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 2. Сфера духовной культуры
вопросы кодификатора
Вопросы кодификатора
- Сфера духовной культуры и ее особенности
- Наука в жизни современного общества
- Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
- Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
- Мораль
- Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок
Тема 1. Понятие «культура»
Слово «Культура» (от лат. сultura) изначально означало возделывание, обработка почвы.
Сфера духовной культуры и ее особенности
Культура
в широком смысле
в узком смысле
Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.
Сфера духовной культуры и ее особенности
Под культурой в узком
смысле понимается:
Сфера, объединяющая искусство,
религию, науку, образование,
мораль
Исторически обусловленный
уровень развития общества
Культура личности – степень
восприятия индивидом культуры
общества
Тема 1. Понятие «культура»
Задание А4 ( 1-2 мин)
Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются):
1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать
2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории
3) уровень воспитанности человека
4) производство и применение орудий труда
Сфера духовной культуры и ее особенности
Виды культуры
Материальная
Духовная
- произведения искусства;
- различные идеологии;
- научные знания;
- ценности;
- нормы поведения.
- техника;
- производственный опыт;
- материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.
Сфера духовной культуры и ее особенности
Формы
культуры
Элитарная
Народная
Массовая
Создаётся привилегирован- ной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.
Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни.
Тема 2. Духовная жизнь общества
Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению, и передаче духовных ценностей
СТРУКТУРА
Духовная деятельность
Духовные потребности
Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей
Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности
Духовные блага
МОРАЛЬ
ВИДЫ
НАУКА
ИСКУССТВО
РЕЛИГИЯ
Тема 2. Духовная жизнь общества
Задание А6 ( 2-4 мин.)
Верны ли следующие суждения о духовной жизни общества?
А. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по производству духовных ценностей
Б. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по передаче духовных ценностей
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- 24. Задание 5 № 718
- Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
- 1) элитарная
- 2) народная
- 3) доминирующая
- 4) массовая
Сфера духовной культуры и ее особенности
Творческая
деятельность
Искусство
Мастерство
Изобразитель
ное
искусство
Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека
Искусство – это вид человеческой деятельности, представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека
АРХИТЕКТУРА
(ЗОДЧЕСТВО)
Различают виды искусства:
МУЗЫКА
КИНО
ЖИВОПИСЬ
ТЕАТР
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО
СКУЛЬПТУРА
ЦИРК
ФОТОИСКУССТВО
БАЛЕТ
ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ЭСТРАДА
ЛИТЕРАТУРА
ГРАФИКА
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых условиях.
Искусство
Украшает мир
Воспроизводит в художественных образах всё, что интересно человеку в жизни
Осмысливает и преобразовывает жизнь
Восстанавливает в сфере духа гармонию
Сфера духовной культуры и ее особенности
Задание А1 (д.в. 2011г). Что отличает искусство от других форм культуры?
- стремление получить истинное знание
- использование художественных образов
- опора на представления о добре и зле
- отражение окружающего мира
- 11. Задание 5 №
- Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере
- 1) науки
- 2) искусства
- 3) религии
- 4) образования
- 11. Задание 5 № 315
- Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере
- 1) науки
- 2) искусства
- 3) религии
- 4) образования
- Пояснение.
- Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
- Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
- Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).
-
- Правильный ответ указан под номером 2.
Тема 4. Наука в современном обществе
Наука- это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека
Система наук
Естественные науки
Технические науки
Общественные науки
- Что отличает науку от других областей духовной культуры?
- 1) воспитательное воздействие на личность
- 2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
- 3) использование художественных образов
- 4) обращение к сверхъестественным силам
- 1. Задание 5 № 5
- Что отличает науку от других областей духовной культуры?
- 1) воспитательное воздействие на личность
- 2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
- 3) использование художественных образов
- 4) обращение к сверхъестественным силам
- Пояснение.
- Воспитательное воздействие на личность — мораль; теоретическое объяснение явлений природы и общества — наука; использование художественных образов — культура; обращение к сверхъестественным силам — религия.
- Правильный ответ указан под номером 2
Наука в жизни современного общества
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных.
Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.
Наука в жизни современного общества
Задание А2 (д.в. 2010г). Что отличает науку от других форм культуры?
- стремление получить истинное знание
- использование художественных образов
- опора на представления о добре и зле
- отражение окружающего мира
Наука в жизни современного обществ
Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Тема 5. Наука в современном обществе
Задание B3 ( 5-7 мин.)
Установите соответствие между примерами наук и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ
А) биология 1) естественные науки
Б) история 2) общественные науки
В) политология
Г) химия
Д) правоведение
Е) физика
Запишите в таблицу
выбранные цифры
А
Б
В
Г
Д
Е
Ответ: 122121
- 6. Задание
- Особенность научного знания состоит в том, что оно
- 1) направлено на создание материальных ценностей
- 2) основано на художественных образах
- 3) всегда применяется в реальной жизни
- 4) стремится к объективности
- 35. Задание 5 №
- Андрей особое внимание уделяет таким школьным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сферой интересов Андрея являются
-
- 1) гуманитарные науки
- 2) естественные науки
- 3) точные науки
- 4) технические науки
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно.
Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Функции образования (справка)
Функции образования
- экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, в рамках которой люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности);
- социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества; образование – важнейший канал социальной мобильности);
- культурная (использование достижений культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Основные принципы образовательной политики в РФ:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) общедоступность образования;
4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
5) светский характер образования в государственных учреждениях;
6) свобода и плюрализм в образовании;
7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ст. 43 Конституции РФ о праве на образование (справка)
Статья 43 Конституции РФ
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Система
образования РФ
Профессиональ-
Дошкольное
Общее
ное
образование
образование
образование
- начальное (1-4 кл.);
- основное (5-9 кл.);
- среднее (полное)
10-11 кл.).
- начальное;
- среднее;
- высшее.
+ система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.)
Тема 3. Образование, самообразование
Задание А 5 ( 1-2 мин.)
Десятиклассник Олег после окончания уроков посещает в Доме творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к
1 )начальному профессиональному образованию
2) основному общему образованию
3) дополнительному образованию
4) среднему профессиональному образованию
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Задание А4 (д.в. 2012г). Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?
- начальное профессиональное образование
- основное общее образование
- полное (среднее) общее образование
- среднее профессиональное образование
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Задание В1 (д.в. 2012г). Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А
Б
В
1
2
1
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Религия – это:
- вера в сверхъестественное (в Бога);
- совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
- одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Функции религии в жизни общества (справка)
Основные функции религии в жизни общества
- мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек и его деятельность;
- компенсаторная (терапевтическая) – восполняет зависимость, бессилие людей перед жизненными проблемами, перестраивая сознание; снимает стресс, утешает и т.п.;
- коммуникативная – обеспечивает общение верующих друг с другом; верующих – с Богом через посредство священнослужителей;
- регулятивная – определённым образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность;
- интегрирующая – объединяет индивидов, группы, если ими признаётся единое вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом;
- культурно-транслирующая – обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного культурного наследия от поколения к поколению;
- легитимизирующая – узаконивает некоторые общественные порядки, институты.
Тема 6. Религия, её роль в обществе
Религия- внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога, который является предметом поклонения
Типология религий
Иудаизм, индуизм, синтоизм , даосизм
Родоплеменные примитивные верования
Национальные государственные
Мировые религии
Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Буддизм, христианство, ислам
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Типология
религий
Монотеисти- ческие
Политеисти-ческие
Мировые
Национальные
Архаические
Иудаизм
Буддизм
Тотемизм
Христианство
Анимизм
Синтоизм
Даосизм
Ислам
Фетишизм
магия
Индуизм
Признаки мировых религий (справка)
Признаки мировых религий:
- огромное число последователей во всём мире;
- эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
- пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);
- космополитичность (носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств).
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Признаки религиозной организации:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.
Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.
Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)
Статья 28 Конституции РФ
- Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Задание А5 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определённые правила поведения.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
- 13. Задание 5 № 377
- Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?
- 1) хозяйственную
- 2) религиозную
- 3) семейную
- 4) политическую
- Какая из перечисленных религий относится к мировым?
- 1) даосизм
- 2) зороастризм
- 3) ислам
- 4) индуизм
Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы
Мораль- совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающему миру
Основные понятия, с помощью которых наука о морали-этика (от греч. etros-обычай) – объясняет смысл мора ли
ДОЛГ
Высшее проявление добра
ДОБРО
СОВЕСТЬ
ЛЮБОВЬ
МИР
Мораль
Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Специфика норм морали:
- мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;
- всеобщий характер;
- действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.
Мораль
Долг
Основные категории морали
Зло
Добро
Совесть
Основные категории морали (справка)
Мораль
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.
Моральные требования и представления:
1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.).
Функции морали в обществе (справка)
Основные категории морали
- Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее бескорыстное и искренне стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животным. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью.
- Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо сторон (то есть противоречит правилам морали).
- Долг – внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство индивида перед другими людьми.
- Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести».
Мораль
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.
Моральные требования и представления:
1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.).
Функции морали в обществе (справка)
Важнейшие функции морали в обществе
- регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;
- ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;
- мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности что-то сделать (или, наоборот, не сделать); формирование нравственного облика личности;
- координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Мораль
Задание С1 (д.в. 2011г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2).
Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения…….
Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики.
Мораль
Могут быть приведены следующие характеристики:
- неписаные законы (им подчиняются все, как должному);
- стихийный характер формирования;
- мера требований общества к людям;
- мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения.
Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
- 17. Задание 5 № 501
- Принцип: «Спешите делать добро», — является
- 1) законом науки
- 2) нормой права
- 3) предписанием морали
- 4) правилом этикета
Тема 8. Гуманизм
Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Гуманизм
в широком смысле
в узком смысле
Мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом.
Нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.
Тема 8. Гуманизм
Включает в себя
благожелательность
уважение
сочувствие и доверие
скромность
самопожертвование
искренность
честность
великодушие
Тема 9. Патриотизм, гражданственность
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы
Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры.
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
- 42. Задание 5
- Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется
- 1) патриотизмом
- 2) свободой совести
- 3) эгоизмом
- 4) гуманизмом
- 43. Задание 5 №
- Жизненная позиция, утверждающая ценность человека как личности, его право на свободу, проявление своих способностей, счастье, развитие, называется
- 1) свободой совести
- 2) эгоизмом
- 3) гуманизмом
- 4) патриотизмом
- 50. Задание 5 № 1836
- Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
- 1) основное общее образование
- 2) среднее общее образование
- 3) начальное общее образование
- 4) среднее профессиональное образование
- 50. Задание 5 № 1836
- Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
- 1) основное общее образование
- 2) среднее общее образование
- 3) начальное общее образование
- 4) среднее профессиональное образование
- Пояснение.
- Основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; начальное общее образование — 1−4 классы; среднее профессиональное образование — колледж.
- Правильный ответ указан под номером 1.
- 1. Задание 6 № 6
- Верны ли следующие суждения о религии?
- А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.
- Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 1. Задание 6 № 6
- Верны ли следующие суждения о религии?
- А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.
- Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Оба верны. А — соблюдения постов, праздников, ритуалов; Б — «Не убий, не укради» и т. д.
- Правильный ответ указан под номером 3.
- 4. Задание 6 № 99
- Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?
- А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.
- Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 4. Задание 6 № 99
- Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?
- А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.
- Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, в конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.
-
- Правильный ответ указан под номером 2.
- 5. Задание 6 № 130
- Верны ли следующие суждения о патриотизме?
- А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.
- Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 5. Задание 6 № 130
- Верны ли следующие суждения о патриотизме?
- А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.
- Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением
- Правильный ответ указан под номером 3.
- 7. Задание 6 № 192
- Верны ли следующие суждения о морали?
- А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.
- Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 7. Задание 6 № 192
- Верны ли следующие суждения о морали?
- А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.
- Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Мораль — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
- Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.
- Правильный ответ указан под номером 3.
- 8. Задание 6 № 223
- Верны ли следующие суждения об образовании в современном обществе?
- А. Образование в современном обществе продолжается на протяжении всей жизни человека.
- Б. В современном обществе происходит интернационализация образования.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 8. Задание 6 № 223
- Верны ли следующие суждения об образовании в современном обществе?
- А. Образование в современном обществе продолжается на протяжении всей жизни человека.
- Б. В современном обществе происходит интернационализация образования.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- В современных условиях общество ставит перед государством задачу предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом собственных интересов, способностей и потребностей, обеспечивая при этом приспособляемость к жизни в условиях высокой скорости информационных потоков, подготовку к возможной смене профессии, к активной самостоятельной деятельности и общению.
- На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие интернационализации образования в соответствии со всемирными процессами глобализации. Развитие дистанционного обучения.
- Правильный ответ указан под номером 3.
- 9. Задание 6 № 254
- Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?
- А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.
- Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 9. Задание 6 № 254
- Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?
- А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.
- Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
- Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
- Правильный ответ указан под номером 3.
- 14. Задание 6 № 409
- Верны ли следующие суждения о морали?
- А. Нормы морали существуют только в письменной форме.
- Б. Нормы морали устанавливаются государством.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 14. Задание 6 № 409
- Верны ли следующие суждения о морали?
- А. Нормы морали существуют только в письменной форме.
- Б. Нормы морали устанавливаются государством.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Мораль общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. Нормы морали устанавливаются обществом, существуют как в устной так и в письменной форме.
-
- Правильный ответ указан под номером 4.
- 15. Задание 6 № 440
- Верны ли следующие суждения о морали?
- А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.
- Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 15. Задание 6 № 440
- Верны ли следующие суждения о морали?
- А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.
- Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Мораль общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. Нормы морали устанавливаются обществом, существуют как в устной так и в письменной форме.
- Правильный ответ указан под номером 3.
- 25. Задание 6 № 750
- Верны ли следующие суждения о религии?
- А. Иудаизм является одной из мировых религий.
- Б. Язычество считается первой мировой религией.
-
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 25. Задание 6 № 750
- Верны ли следующие суждения о религии?
- А. Иудаизм является одной из мировых религий.
- Б. Язычество считается первой мировой религией.
-
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Мировые религии — группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам), отличающихся полиэтнической распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике.
- Правильный ответ указан под номером 4.
- 32. Задание 6 № 1242
- Верны ли следующие суждения о сущности тенденций развития образования?
- А. Гуманизация образования — это повышение роли социально-гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, права и др.) в образовательном процессе.
- Б. Гуманитаризация образования — это повышение внимания к личности обучающегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 32. Задание 6 № 1242
- Верны ли следующие суждения о сущности тенденций развития образования?
- А. Гуманизация образования — это повышение роли социально-гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, права и др.) в образовательном процессе.
- Б. Гуманитаризация образования — это повышение внимания к личности обучающегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Здесь термины перепутаны местами.
- Правильный ответ указан под номером 4.
- 34. Задание 6 № 1304
- Верны ли следующие суждения об искусстве?
- А. Одной из функций искусства является познание мира.
- Б. Для искусства характерна опора на факты, доказательность.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 34. Задание 6 № 1304
- Верны ли следующие суждения об искусстве?
- А. Одной из функций искусства является познание мира.
- Б. Для искусства характерна опора на факты, доказательность.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- А — верно, так как одна из функций искусства — это познание и отражение мира в художественных образах; Б — неверно, так, для искусства не характерно опора на факты и доказательства, это характерно для науки.
- Правильный ответ указан под номером 1.
- 50. Задание 6 № 1837
- Верны ли следующие суждения о мировых религиях?
- А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.
- Б. Наиболее молодая из мировых религий — ислам.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- 50. Задание 6 № 1837
- Верны ли следующие суждения о мировых религиях?
- А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.
- Б. Наиболее молодая из мировых религий — ислам.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
- Пояснение.
- Оба верны. А — буддизм III в. до н. э.; Б — ислам VII в.
- Правильный ответ указан под номером 3.