СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку, 9 класс. Сложное предложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы подготовить обучающихся 9 класса к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку, нужно знать большой объем программного материала по русскому языку. Задания 2 и 3  части 1 направлены  на  умение проводить синтаксический и пунктуационный анализы. С этой целью провожу консультации, на которых тренирую учащихся  правильно определять вид сложного предложения и простого, а также  работаем и над пунктуацией сложных предложений.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку, 9 класс. Сложное предложение.»

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть1. Задание 2.

Подчинение: однородное, параллельное(неоднородное)и последовательное.

При подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку особые затруднения вызывают сложные предложения: СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением.

В задании 2 нужно произвести синтаксический анализ, указав, какие это предложения: сложные: бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные, простые, односоставные: безличные, определенно-личные, обобщенно-личные и т.д. А также грамматические основы предложений, вид сказуемых и чем осложнено каждое из предложений: обособленным обстоятельством, определением, однородными членами предложения и т.д.

С заданием 2 тесно связано задание 3, в котором нужно сделать пунктуационный анализ, указать цифры, на месте которых в предложении должно стоять: тире, запятая, точка с запятой. Если ученик поймет тему «Сложное предложение», то у него не будет проблем в расстановки знаков препинания. Он сразу может объяснить, почему ставится запятая, тире или двоеточие, точка с запятой.

Однородное подчинение. Все придаточные относятся к главному предложению или к одному и тому же слову в главном; придаточные имеют одинаковое значение и отвечают на один и тот же вопрос, т. е. это придаточные одного типа; связаны между собой сочинительными союзами или бессоюзное; произносятся с перечислительной интонацией,

Получили известие, что Волга встала и что через нее потянулись обозы. [глагол], (что ___ ====.)и (что ===== ____). Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка

2.Последовательное подчинение — это подчинение, при котором каждое последующее придаточное предложение зависит от предыдущего. Например. Помню (1), как пошли мы с лесником в дубраву (2), где в зарослях возле воды держались олени и кабаны (3).

Сложноподчиненное предложение состоит из трех простых: 1. Предлож.,- глав­ное, 2 и 3 — придаточные. Первое придаточное   соединено с помощью союза «как» с главным и поясняет в нем сказуемое, выраженное глаголом «помню»:помню (что?) как пошли мы с лесником в дубраву.

2.Придаточное присоединяется союзным словом «где» к первому придаточному  и поясняет в нем обстоятельство, выраженное существ., в падежной форме с предлогом «в дубраву»: в дубраву (какую?) где в зарослях возле воды держались олени и кабаны.

Линейная схема предложения с последовательным подчинением выглядит так: [глагол], (союз «как»… сущ.), (союзное слово «где»…)

В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением 1-е придаточное относится к главному, 2-е придаточное — к 1-му, 3-е — ко 2-му и т. д. Пример: [Володя возвращался домой в том приподнятом настроении], (Каком?) (когда он знает), (Что?) (что победил в себе слабость). [], ← (1 когда...), ← (2 что...). При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения.

Пример2. Виктор просился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия

[ сущ ., глагол], ( потому что … .), (что …)- последовательное подчинение.

Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдет его. [ Сущ .глагол], ( что ___ ====), (если ====). Дети сказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама. . [ ___ ====], ( что ====), (которые ==== ____).

Параллельное подчинение. Это такой тип подчинения, при котором придаточные относятся к общей для них главной части и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части ( в этом случае они могут быть одинаковыми по значению). Так как другие деревья были ниже рябин, то и создавалось впечатление, что село стоит в рябиновом лесу. Главное- создавалось впечатление. Придаточное 1. Так ка другие деревья были ниже рябин. Придаточное 2. Что село стоит в рябиновом лесу. ( так как деревья были ниже… .), [ глагол сущ .], (что село стоит… .) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. ( Когда _____), [ сущ ., глагол], ( что _____ ====.). Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех. Вопрос: Мы увидели когда? Картину какую? – параллельное подчинение. Когда мы пришли, отец показал мне окуней, которых он выудил без меня. Придаточные относятся к одному главному предложению, но являются разными по значению. (Когда ___ ==== - прид обст. времени), [ ___ ====], (которых ___ ==== ).- придаточ. Определит. Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай. [ сущ .,( который..) сущ. ], ( где ==== и ====).



ССП. 1)Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.

«) Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная глыба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.

1)Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна. Произвести синтаксический разбор предложения. Начертить схему. . [ _ === ], [ _ ==].

2) Последние тени сливались, да мгла синела, да за курганами тускнело зарево. ССП.

БСП. 1)Косили версту- выкосили грош.

2)Я знаю: он настоящий друг.

СПП. 1) Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. 2) Был тот особый вечер, какой бывает только на Кавказе. [ сущ + глаг.., ], ( какой...).

3) Мы проснулись и услышали, как поют соловьи. . [ сущ + глаг.., ], ( как...).

Предложения с однородными членами. В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогоду напоминал помрачневшую водную гладь. [ ----- =====, а ========].

Приходилось стоять, закрыв глаза или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. [ ==== =====, _._._. или ==== и =====, -. -.-. ----- ----- ].

Источник: Интернет: Сложное предложение тесно связано с простым предложением но отличается от него как структурным…