Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок получит возможность научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
правильно использовать кисть при рисовании;
выполнять элементарный орнамент в полосе;
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
содержание программы
Тема 1. Знакомство с тетрадью в клетку. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку. (2 часа)
Знакомство посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Знакомство с тетрадью в клетку. Упражнения по ориентации на листе. Обводки по контору. Познакомить с понятиями слева, справа, вверху, внизу. Работа по команде учителя: в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, на верхней строке, на нижней строке отмечать точки. Упражнениям по точечному образцу и самостоятельно обвести клетки. Рисование в тетради в клетку фигур на основе обвода клеток и по диагонали клетки (квадрат, прямоугольник, флажок, ёлочка), раскрашивание. Гимнастика для пальчиков.
Тема 2. Прямая и кривая линии, круг, овал. (1 час)
Понятие прямой и кривой линий. Круг, овал. Работа в тетрадях в клетку: штриховка рисунка, раскрашивание прозрачных предметов, рисование по образцу (ёлочка, кораблик, круг, овал, зонтик, воздушный шарик, рыбка). Гимнастика для пальчиков.
Тема 3. Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом.(1 час)
Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов. Заучивание стихотворения.
Тема 4. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. (2 часа) Знакомство с разлиновкой тетради в узкую линию с направляющей. Работа в тетради с направляющей линией (по письму). Написание палочек, крючков. Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут медведем».
Тема 5. Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. (2 часа)
Отработка наклона, письма элементов букв в тетрадях с узкой линейках. Письмо с заданиями от кота Фёдора. Выполнение заданий: письмо букв и штриховка по образцу.
Тема 6. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. (2 часа)
Штриховка рисунка. Отработка наклона, письма элементов букв в тетрадях с узкой линейках. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения.
Тема 7. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. (2 часа)
Раскрашивание и штриховка рисунков. Беседа по русской народной сказке «Колобок». Словарная работа: глупость, хвастовство. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Работа в тетради с направляющей. Письмо изученных элементов букв.
Работа с пластилином
Тема 8. Лепка ежа. (1 час)
Загадка о еже. Стихотворение о еже. Лепка ежа. Выставка работ.
Тема 9. Лепка фруктов. (1 час)
Развитие речи. Рассказ о Винни Пухе – сладкоежке. Лепка и выставка работ.
Тема 10. Лепка овощей. (1 час)
Развитие речи. Беседа по русской народной сказке про репку. Загадки. Лепка и выставка работ.
Тема 11. Лепка на тему «Животные» (1 час)
Развитие речи. Сказки о животных. Лепка и выставка работ.
Конструирование
Тема 12. «Домик» из геометрических фигур (1час)
Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?».
Выполнение работы. Выставка работ.
Тема 13. «Грузовой автомобиль» (1час)
Повторение геометрических фигур. Игра «На что похоже?». Выполнение работы. Выставка работ.
Тема 14. Самолёт. (1 час).
Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?».
Выполнение работы. Выставка работ.
Тема 15. «Произвольные предметы из геометрических фигур» (1 часа)
Самостоятельное выполнение произвольных предметов из геометрических фигур по желанию детей. Выставка работ.
Тематическое планирование
Обучение грамоте и развитие речи – 20 занятий, из них 2 занятия используются для диагностики.
Учебно-тематический план
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во занятий |
Наша речь | 1 | Для чего мы говорим? Слово и предложение? | 2 |
2 | Составление рассказов по опорным картинкам. | 2 |
3 | Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации. | 2 |
4 | Театр. Разыгрывание сказок по ролям. | 2 |
5 | Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему. | 2 |
В мире звуков и букв | 6 | Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух. | 2 |
7 | Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки. | 2 |
8 | Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов. | 2 |
9 | Слова противоположные по смыслу. Слова близкие по смыслу. Родственные слова. | 2 |
| 10 | Диагностические исследования | 2 |
| | Итого: | 20 зан. |