ГРУППА РАВНЫХ
Медиаторы нашей школы – это группа равных «Свежий ветер» - создана для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения МОУ «Новохоперская СОШ №91».
Руководитель – педагог-психолог Волина Юлия Викторовна.
Школа это целый мир, Мир в котором собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.
Последствия конфликтов травмируют душу и психику, как обидчика, так и жертвы. К тому же никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота, ну или просто испытывает обиду.
В любой школе есть стандартные способы реагирования на конфликты, которые как правило сводятся к административно - наказательной форме решения конфликта, с привлечением родителей. Данная форма решения конфликтов имеет значительные недостатки, главным из которых является то, что, решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом: власть (администрация школы) и психологическое давление (родители, учителя). При этом, поскольку выход из конфликта находят взрослые, дети, не участвуя в резрешении конфликтов, не несут ответственности за них. И как результат конфликт, решенный в административно - наказательной форме в некоторых случаях, на уровне детей остается.
Такие конфликты могут принести наибольший вред учащимся, так как ситуация остается нерешенной и переходит в скрытную от взрослых форму, приобретая затяжной характер. В поисках методов, где в разрешение конфликтов активное участие принимали сами участники конфликтной ситуации, причем не только в принятие решений по разрешению конфликта, но и принятия на себя ответственности за все последствия, проистекающие из этого решения, мы прибегаем к медиации.
Принципы медиации начали применятся для разрешения конфликтных ситуации в образовательных организациях России с 2000–х годов. В настоящее время почти в каждой школе существует Школьная Служба Примирения, которая в рамках своей работы проводит медиации и другие восстановительные программы.
В работе ШСП принимают активное участие члены инициативной группы, состоящей из восьмиклассников нашей школы, при этом ученики 8-х классов являются активистами и участниками «группы равных».
С начала работы ШСП в нашей школе в инициативную группу мы набирали наиболее социально активных учащихся, проявивших свое желания помогать окружающим в разрешении возникающих конфликтов; участие в ШСП только добровольное.
Члены инициативной группы, школьники из 8 класса изначально набранные в наше школе для участия в работе ШСП не имели даже минимальных познаниях о медиации, они обучались постепенно, в процессе работы ШСП: сначала они учлись по программе «Основы медиации», затем учились формулировать проблематику разбираемого конфликта и задавать корректные вопросы, далее они учились предлагать необходимые мероприятия для разрешения конфликта и наконец пришли к возможности самостоятельно обнаруживать конфликтные ситуации и предлагать идеи для их разрешения, с вовлечением взрослых в разработку решения и его исполнение.
На занятиях «Основы медиации», для обучения медиаторов используются различные игры и интерактивные методы, психологические упражнения, показ и обсуждение короткометражных фильмов и видеороликов по теме разрешения конфликтных ситуаций и многое другое.
В этом году ребята, 8-классники перейдут к отработке восстановительной медиации сначала на примерах и друг друге, а на следующий год учащиеся – медиаторы под контролем руководителя начнут работу над примирительной программой реального обращения разрешения конфликта.
Итогом данной деятельности является воспитание учащихся – медиаторов, которые будут не только уметь решать и предотвращать конфликты между сверстниками, но прежде всего, будут иметь активную гражданскую позицию, опыт равноправного сотрудничества, желания и возможности включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы.