СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учащихся к олимпиадам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к олимпиадам»

Мастер-класс (с последующим анализом) на тему:

«Подготовка учащихся к олимпиадам по истории и обществознанию»

Подготовили: Нурудинова Пирдаз Абдуллаевна, учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ№11», Гапизова Зухра Агаевна, учитель обществознания МКОУ «СОШ№10»





Актуальность проблемы



Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. В настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества

Нестандартные решения – это здорово! 

По мнению психологов, именно предметные олимпиады и конкурсы, связанные с углубленным изучением программы, заставляют учеников искать нестандартные решения. из школьной предмета.  Предметные олимпиады в школах появились с 30­х годов ХХ века.  С их помощью только выявляли молодежь, обладающую особыми талантами в изучении математики, физики и других точных предметов. С 60­х годов ХХ века к перечню предметов, по которым проводятся испытания, 

присоединились и гуманитарные.



Цель:

Рассмотреть методы и приёмы организации подготовки учащихся к предметным олимпиадам на уроках социально-гуманитарного цикла и во внеурочное время.



Задачи:

1) Актуальность работы с одаренными учащимися.

2) Предметные олимпиады.

3) Методы и приемы работы по подготовке к олимпиадам.



Личностно – ориентированное обучение



  • Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

  • Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

Одаренные дети

•  имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

•  имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

•  испытывают радость от умственного труда.

Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.

Всех одаренных детей можно разделить на три категории:

•  Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).

•  Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

•  Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

 

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для

оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.



При планировании занятий и заданий на этапе подготовки я руководствуюсь следующими положениями:





  • 1) содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиаде.

  • 2) системный характер конструирования содержания, отражающий специфику структуры заданий олимпиады и логику их развертывания: переход от заданий репродуктивного характера к заданиям частично-поисковым и творческим.

3) практическая направленность, предполагающая развитие у учащихся умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий, а также использование интерактивных форм обучения, основанных на взаимодействии субъектов обучения

  • 4) деятельностный подход – процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор и анализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждений.

  • 5) значимость процесса познавательной деятельности учащихся (а не только ее конечного результата), возможность их самореализации.

6) организация рефлексии.



Характеристика качеств
«идеального» ученика

  • энергичность

  • заинтересованность

- общительность

  • гибкость

  • сотрудничество

- быстрота

- выносливость

  • ум - грамотность

  • сообразительность

  • знания

  • способности

  • кругозор

- продуктивность


- критичность

  • креативность

  • независимость

  • оригинальность

- инициатива

  • самооценка

  • самостоятельность









Характеристика представлена тремя группами качеств:

- эффективности усвоения знаний (1);

- активности учащегося в учебной деятельности (2);

- самореализация «Я» учащегося (3).



Проектная работа в командах, в форме кластера (сопровождение презентации.)

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов

3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4. Физминутка ( звучит классическая музыка Ф.М.Чайковского)





Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме



Пример олимпиадного задания

7) В предлагаемом ниже тексте «смешались в кучу» особенности трех ведущих направлений современной экономической теории, главные произведения известных представителей этих направлений, их портреты. На основе анализа данной информации, используя знания обществоведческого курса, умения обобщения и систематизации, завершите заполнение всех свободных мест в таблице.

Два смысла в жизни – внутренний и внешний.

У внешнего – дела, семья, успех;

А внутренний – неясный и нездешний –

В ответственности каждого за всех. (мини- эссе)

















Литература







































  • Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое

пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005-2013.

  • - Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по

обществознанию .: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006-2013.











Ресурсы Интернет





























  • http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

  • http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!