СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подход к решению профессиональных задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа состоит идвух частей: теоретическая часть и практическая. Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий, которые приведены в практической части работы.

Просмотр содержимого документа
«Подход к решению профессиональных задач»

МКОУ «Богословская средняя общеобразовательная школа»















Подход к решению профессиональных задач по развитию УУД


















Юршева Елена Фёдоровна, учитель математики






















2013 г



Введение


«Страшная опасность - безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада,  ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, т. е на уроке»
В.А. Сухомлинский

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. 
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне учебных действий. В текстах, относящихся к стандартам второго поколения, речь уже идёт об универсальных учебных действиях. 
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. 

Основная особенность подросткового возраста – начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. Происходит включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различие, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностные.
2.Регулятивные.
3.Познавательные.
4.Коммуникативные

УУД как важнейший образовательный результат, наряду с предметными знаниями и умениями,  становятся предметом педагогического проектирования. Анализируются и подбираются дидактические средства и методические приемы, технологии и способы организации учебного процесса, позволяющие целенаправленно формировать  регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Работа это новая и многие привычные подходы, отработанные на предметных знаниях и умениях,  не только не срабатывают, но и искажают суть решаемой задачи. Связано это с особой психолого-педагогической природой УУД  и механизмами их развития.
На каждом этапе получения новых знаний, уточняются задачи с целью возникновения у учащихся познавательно-побуждающих мотивов. В этом случае возникает внутренняя заинтересованность ученика, которая и формирует мотивационную среду на учебном занятии. Важно, что мотивационная среда воздействует на поведение и действия школьников в интересах саморазвития и самосовершенствования, а не просто стимулирует их выполнение какой-то конкретной работы.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

  • какие методы и средства обучения выбрать;

  • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
    Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
    Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:

  • вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

  • основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

  • далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

  • в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Овладение УУД в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции; 
контроль и оценка; 
рефлексия.
Все эти компоненты формируются у учащихся на уроке. Для того чтобы это происходило качественно, чтобы ребёнок активно участвовал в учебном процессе, а УД стала действительно совместной деятельностью учителя и ученика, считаю необходимым целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, состояние межличностных отношений в классе, определять «трудности» подростков в той или иной сфере (в учении, общении, поведении и т.п.), свойства характера (характерологический тип) ребёнка, способности ребёнка к обучению и т.д. Иными словами, чтобы научить ребёнка, надо учитывать его возрастно-психологические особенности.

Для       формирования    учебно-познавательной    компетенции на    уроках

математики  применяются различные технологии  в зависимости от типа урока:


 

ТИП УРОКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Урок  сообщения новых      знаний

ИКТ,  технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

 Урок повторения

ИГРЫ, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы 

 Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий


 Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:

    1-этап - вводное - мотивационный.

 Чтобы    ученик    начал    «действовать»,    необходимы    определенные мотивы. На  уроках математики необходимо создать  проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)

     2- этап - открытие математических знаний.

  На данном  этапе  решающее  значение  имеют  приемы,  требующие самостоятельных    исследований,    стимулирующие    рост    познавательной потребности   

   3- этап - формализация знаний.

 Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    -    организация деятельности     учащихся,  направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта. 

     4- этап - обобщение и систематизация.

 На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер

Практическая часть

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий

Виды универсальных действий

Виды заданий

Личностные

•      Участие в проектах

•      Подведение итогов урока

•      Творческие задания, имеющие практическое применение

•      Самооценка событий

 Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования –
это не знания, а действия».

Пример. Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике, Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость

-Найди значение выражения, и переведите всё равенство в арабскую нумерацию. Ответ: 1. 26+54=80; 2. 8-4=4.

-Изобрази своего друга с помощью геометрических фигур. Посчитай сколько и каких фигур у тебя получилось

Игровая ситуация Учитель. Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Мне необходимо от нее отрезать кусок длиной 30 см, но у меня нет под рукой линейки. И все же я могу отрезать требуемый ку­сок. Кто скажет, как это сделать? Как это сделать, если необхо­димо отрезать кусок длиной 45 см?






Виды универсальных действий

Виды заданий

Познавательные

  • «Найти отличия»

  • «Поиск лишнего»

  • «Лабиринты»

  • «Цепочки»

  • Составления схем-опор

  • Работа с разными видами таблиц

  • Составления и распознавание диаграмм

  •    Работа со словарями










Пример. -Какое настроение будет у «человечка» в субботу. (надо выделить закономерность в изображениях фигур каждого ряда).



- Решите уравнения или примеры и расшифруйте полученное слово



Виды универсальных действий

Виды заданий

Регулятивные

  • «Преднамеренные ошибки»

  • Поиск информации в предложенных источниках

  • Взаимоконтроль

  • Диспут

  • «ищу ошибку»

  •     Контрольный опрос на определенную проблему









Пример. - На доске записано целое отрицательное число, например — 19

ученик должен быстро ответить на вопросы, которые учитель задаёт в краткой форме.

1) Какое это число?

2) Его модуль?

3) Где располагается на координатной прямой?

4) Соседние с ним целые числа?

5) Два числа, меньшие его?

6) Два числа, большие его?

7) Противоположное число?

8) Расстояние между точками с координатами 19 и —19?

Виды универсальных действий

Виды заданий

Коммуникативные

  • Составь задание партнеру

  • Отзыв на работу товарища

  • Групповая работа по составлению кроссвордов

  • «Подготовь рассказ на тему…»

  •      «Объясни …»

Пример. Игра «Привал». Каждая пара срывает с клумбы цветок, на котором находится задание. Задания одинаковые, вот только первоначальная дробь разная.

Сочинение математической сказки – путь развития способности к творчеству

«Творческая работа,- писал Н.А.Островский, это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». Такая деятельность позволяет: ощутить успех от открытия нового, удивиться при возможности выхода из нестандартной ситуации, испытать любопытство в стремлении к познанию.

Проживая в образах сказочных персонажей, ученики, , приобретают веру в себя, в свои умственные возможности, преодолевают страх перед математикой. Читая сказки учащихся, можно с удовлетворением отметить, что у детей формируются механизмы чувственного восприятия мира, умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать.

Вывод

Овладение УУД  ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.

  РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Результатом формирования познавательных УУД   будет являться умение ученика:

·  выделять тип задач и способы их решения

·  осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач

·  различать обоснованные и необоснованные суждения,

·  обосновывать этапы решения учебной задачи,

·   производить анализ и преобразование информации

·  проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)

·   устанавливать причинно-следственные связи

·   владеть общим приемом решения задач

·   создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач

·   осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

·  желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)

·  знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими

·  умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

·  выбирать средства для своего поведения

·  планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

· Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки

·  Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Результатом формирования личностных УУД  следует считать:

·  Уровень развития морального сознания

·  Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

·  Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

 ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

 Помните-каждый ребенок индивидуален.

Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников

Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете

Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал

Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике

Научите ребенка высказывать свои мысли

Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!