МКОУ «Богословская средняя общеобразовательная школа»
Подход к решению профессиональных задач по развитию УУД
Юршева Елена Фёдоровна, учитель математики
2013 г
Введение
«Страшная опасность - безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, т. е на уроке»
В.А. Сухомлинский
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне учебных действий. В текстах, относящихся к стандартам второго поколения, речь уже идёт об универсальных учебных действиях.
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.
Основная особенность подросткового возраста – начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. Происходит включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различие, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностные.
2.Регулятивные.
3.Познавательные.
4.Коммуникативные
УУД как важнейший образовательный результат, наряду с предметными знаниями и умениями, становятся предметом педагогического проектирования. Анализируются и подбираются дидактические средства и методические приемы, технологии и способы организации учебного процесса, позволяющие целенаправленно формировать регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Работа это новая и многие привычные подходы, отработанные на предметных знаниях и умениях, не только не срабатывают, но и искажают суть решаемой задачи. Связано это с особой психолого-педагогической природой УУД и механизмами их развития.
На каждом этапе получения новых знаний, уточняются задачи с целью возникновения у учащихся познавательно-побуждающих мотивов. В этом случае возникает внутренняя заинтересованность ученика, которая и формирует мотивационную среду на учебном занятии. Важно, что мотивационная среда воздействует на поведение и действия школьников в интересах саморазвития и самосовершенствования, а не просто стимулирует их выполнение какой-то конкретной работы.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Овладение УУД в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции;
контроль и оценка;
рефлексия.
Все эти компоненты формируются у учащихся на уроке. Для того чтобы это происходило качественно, чтобы ребёнок активно участвовал в учебном процессе, а УД стала действительно совместной деятельностью учителя и ученика, считаю необходимым целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, состояние межличностных отношений в классе, определять «трудности» подростков в той или иной сфере (в учении, общении, поведении и т.п.), свойства характера (характерологический тип) ребёнка, способности ребёнка к обучению и т.д. Иными словами, чтобы научить ребёнка, надо учитывать его возрастно-психологические особенности.
Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках
математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока:
ТИП УРОКА | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Урок сообщения новых знаний | ИКТ, технология проблемного обучения |
Урок закрепления знаний | ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления |
Урок повторения | ИГРЫ, групповые формы работы |
Урок систематизации изученного материала | ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы |
Комбинированный урок | Возможно применение всех технологий |
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
1-этап - вводное - мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)
2- этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
3- этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4- этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер
Практическая часть
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Личностные | • Участие в проектах • Подведение итогов урока • Творческие задания, имеющие практическое применение • Самооценка событий |
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Пример. Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике, Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость
-Найди значение выражения, и переведите всё равенство в арабскую нумерацию. Ответ: 1. 26+54=80; 2. 8-4=4.
-Изобрази своего друга с помощью геометрических фигур. Посчитай сколько и каких фигур у тебя получилось
Игровая ситуация Учитель. Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Мне необходимо от нее отрезать кусок длиной 30 см, но у меня нет под рукой линейки. И все же я могу отрезать требуемый кусок. Кто скажет, как это сделать? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Познавательные | |
Пример. -Какое настроение будет у «человечка» в субботу. (надо выделить закономерность в изображениях фигур каждого ряда).
- Решите уравнения или примеры и расшифруйте полученное слово
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Регулятивные | |
Пример. - На доске записано целое отрицательное число, например — 19
ученик должен быстро ответить на вопросы, которые учитель задаёт в краткой форме.
1) Какое это число?
2) Его модуль?
3) Где располагается на координатной прямой?
4) Соседние с ним целые числа?
5) Два числа, меньшие его?
6) Два числа, большие его?
7) Противоположное число?
8) Расстояние между точками с координатами 19 и —19?
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Коммуникативные | |
Пример. Игра «Привал». Каждая пара срывает с клумбы цветок, на котором находится задание. Задания одинаковые, вот только первоначальная дробь разная.
Сочинение математической сказки – путь развития способности к творчеству
«Творческая работа,- писал Н.А.Островский, это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». Такая деятельность позволяет: ощутить успех от открытия нового, удивиться при возможности выхода из нестандартной ситуации, испытать любопытство в стремлении к познанию.
Проживая в образах сказочных персонажей, ученики, , приобретают веру в себя, в свои умственные возможности, преодолевают страх перед математикой. Читая сказки учащихся, можно с удовлетворением отметить, что у детей формируются механизмы чувственного восприятия мира, умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать.
Вывод
Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
· выделять тип задач и способы их решения
· осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
· различать обоснованные и необоснованные суждения,
· обосновывать этапы решения учебной задачи,
· производить анализ и преобразование информации
· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
· устанавливать причинно-следственные связи
· владеть общим приемом решения задач
· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
· желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
· знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
· умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:
· выбирать средства для своего поведения
· планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
· Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
· Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
· Уровень развития морального сознания
· Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
· Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Помните-каждый ребенок индивидуален.
Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников
Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете
Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал
Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике
Научите ребенка высказывать свои мысли
Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.