ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
Школа осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привития умений и навыков, формирования ценностных ориентаций. Потому так важно обращение к социальной истории: это позволяет видеть роль отдельного человека в развитии общества и понимать развитие человеческой истории через культуру. В связи с этим, культурно-исторический материал требует особого подхода к изучению и выполняет важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе, в этом и состоит актуальность исследования.
Цель исследования заключается в выявлении наиболее эффективных подходов в преподавании вопросов культуры в школьном курсе истории в 5 классе на основе анализа учебно-методических комплексов по истории Древнего мира.
Изучение культурологического содержания школьного курса истории является традиционно сложным как для учителя, так и для учащихся. Это связано с рядом проблем, например, отсутствием четкого подхода к изучению вопросов культуры в рамках школьного курса истории [Рябцев, 2010, с. 30]. В большинстве школьных учебников господствует персоналистский подход к изучению культуры, который дает широкий обзор имен известных деятелей культуры и их достижений.
Психолог Л.П. Разбегаева предположила, что решить вопрос об отборе содержания историко-культурного материала позволит ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания и изучении фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. [Разбегаева, 2015, c. 25]. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но и проникнуть в их суть.
Методист М.В. Короткова выделяет несколько подходов к изучению культурно-исторического материала в школе. Первый из них - структурно-функциональный, заключающийся в рассмотрении общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как целому. Весьма продуктивным способом изучения культуры в школьном курсе истории является личностно-ориентированный подход. Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явлений культуры и включает эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры. В последние годы набирает силу проектный подход, применение которого имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. [Короткова, 2010, c. 31].
Самым продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в школьном преподавании истории, по мнению многих исследователей, является интегрированный подход. Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части.
В связи с вышеизложенным для школьного исторического образования встает вопрос отбора и построения структуры содержания учебного материала. Именно с этой целью нами был проведён анализ учебно-методических комплексов по истории Древнего мира с точки зрения освещения вопросов культуры и выявлены подходы, наиболее подходящие и продуктивные для изучения культурно-исторического материала.
По итогам анализа были сделаны следующие выводы:
В учебно-методическом комплексе авторов А.А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С. Савицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» (Вигасин, 2014) культурно-исторический материал располагается как внутри параграфов о политическом и социально-экономическом развитии государств, так и в качестве самостоятельных структурных единиц. Здесь сочетается использование традиционного персоналистского, ценностного, структурно-функционального и интегрированного подходов. При подобном изложении материала раскрывается историческая ценность культурного наследия народов, социокультурные особенности разных цивилизаций.
В учебно-методическом комплексе серии СФЕРЫ автора В.И. Уколовой «История. Древний мир. 5 класс» (Уколова, 2014) культурно-исторический материал преимущественно включён в основной текст параграфов, что позволяет использовать широкий спектр подходов, таких как структурно-функциональный, ценностный и интегрированный. Такое изложение историко-культурного материала позволяет сложиться целостному представлению учащихся об изучаемой эпохе, однако в ряде случаев приводит к формированию фрагментарных знаний о культуре конкретной цивилизации (например, о культуре Древнего Рима).
На наш взгляд, сочетание различных подходов является наиболее продуктивным в изучении истории культуры, но делать это необходимо с учетом специфики конкретного культурно-исторического материала. Например, невозможно полностью игнорировать традиционный персоналистский подход при изучении древнегреческой и древнеримской культуры. Для формирования целостного представления о каком-либо народе или цивилизации совершенно необходимо использование интегрированного подхода, причем способом его реализации может стать не только интеграция культурологического материала в общий исторический материал, но и использование учителем заданий, направленных на установление взаимосвязей и взаимовлияния культуры и других сфер общества, которых, к сожалению, в текстах учебников крайне мало. Еще одним способом интеграции материала по искусству может стать организованная учителем работа с изобразительными источниками, включенными в тексты по политической и социально-экономической истории. Последнее особенно важно в тех случаях, когда культурный аспект развития какого-либо государства или цивилизации специально не рассматривается.
Список используемых источников
Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник. М.: -Просвещение, 2014. 303 с.
Уколова В.И. История. Древний мир: учебник. М.: -Просвещение, 2014. 160 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/ (дата обращения: 25.02.2018).
Список используемой литературы
Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003 г.
Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 2010 №5.
Разбегаева, Л. П. Значение вопросов культуры в обучении истории как актуальная педагогическая проблема / Л. П. Разбегаева, Т. В. Самоходкина // Нижегородское образование. – 2015. – № 2. – С. 23–28.
Рябцев, Ю. С. Освещение вопросов русской культуры в школьных учебниках истории / Ю. С. Рябцев// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 4. – С. 28–31.