СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий «подлежащее» и «сказуемое» и научить их находить в предложении.

Просмотр содержимого документа
««Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»»

Тема урока «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»

I. Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий «подлежащее» и «сказуемое» и научить их находить в предложении.

Предметные результаты:

  1. Познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

  2. Формировать умение различать подлежащее и сказуемое.

  3. Учить правильно подчёркивать подлежащее и сказуемое в предложении.

  4. Совершенствовать навыки каллиграфического письма.

Личностные результаты:

  1. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностях.

  2. Использование эмоциональной разрядки.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. Постановка учебной задачи.

  2. Оценивание качества и уровня усвоения материала.

  3. Работать по рисунку (схеме).

Познавательные УУД:

  1. Осознанное и произвольное речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  1. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  2. Умение работать в паре.

Методы обучения: наглядно-образный, словесный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

  1. Организационный момент.

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему именно эту пословицу мы используем в начале урока? (потому что нужно быть грамотным человеком и мы сегодня будем учиться чему-то новому)

- Совершенно верно. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

1) Минутка чистописания.

Отгадайте загадки.

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в школу, днем домой. (Валенки)

Белое корыто к полу прибито. (Ванна)

Дали братьям тёплый дом, 
Чтобы жили впятером. 
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился. (Варежки)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

-Что общего во всех отгадках? (все слова начинаются с буквы В)

-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать заглавную и строчную буквы В в.

2.) Работа над словарными словами.

(на доске ребусы)

- Что вы видите на доске?

(ребусы)

-Давайте их решим.

-Запишите получившиеся слова, поставьте в них ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

II. Актуализация имеющихся знаний и опыта.

- что вы сейчас делали?

- что такое предложение?

-есть ли у этого предложения основная мысль?

-как называют по-другому, основную мысль?

- а как называют слова, которые уточняют данные в предложении?

III. Постановка цели урока. Определение темы. Планирование.

(учитель раздаёт каждой паре карточки со словами, в которых допущены ошибки)

(малчик, карабль,ресует).

-Прочитайте слова, которые написаны у вас на карточках.

-Все ли слова написаны правильно? (нет)

-Что нужно сделать? (исправить ошибки и записать слова правильно)

-Работаем в парах.

- Итак, ребята, давайте проверим, кто правильно выполнил это задание (коллективная проверка)

- Можно ли из этих слов составит предложение? (да)

- Какое можно составить предложение? (Мальчик рисует корабль)

-Какая пара слов составляет основу этого предложения? (Мальчик рисует)

- Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? (главные)

- А сколько их в нашем предложении? (два)

- А знаем ли мы как они называются? (нет)

-Тогда, что мы хотим узнать на уроке?

1) Как называются главные члены предложения.

2.) Как выделять в предложении главные члены предложения.

IV. Изучение нового материала.

- Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте как называется тема нашего сегодняшнего урока?

(подлежащее и сказуемое – главные члены предложения)

- Молодцы, значит, как называются главные члены предложения?

(подлежащее и сказуемое)

- Давайте разберемся с вами, что же такое подлежащее и что такое сказуемое. Вернемся к предложению, которое вы записали.

-О ком говорится в этом предложении? (о мальчике)

- На какой вопрос отвечает слово «мальчик»? (Кто?)

- Давайте мы подчеркнём слово мальчик одной чертой.

- Какое действие совершает мальчик? (рисует)

- На какой вопрос отвечает слово «рисует»? (Что делает?)

-Подчеркнем слово «рисует» двумя чертами

- Мы нашли основу предложения? (да)

- Посмотрите на нашу тему урока и скажите, как вы думаете, что мы нашли сначала? (подлежащее)

- А что нашли потом? (сказуемое)

-Хорошо.

-Итак, ребята, что нарисовал мальчик? (корабль)

- Он нарисовал один корабль или несколько? (несколько)

- А как мы скажем, если бы он нарисовал несколько? (корабли)

- А что могут делать корабли? (плыть)

-А по чему они могут плыть? (по реке)

-Кто составит предложение? (Корабли плывут по реке.)

-Запишите это предложение.

- Давайте найдём основу этого предложения?

-Какое слово будет подлежащим? (корабли)

-На какой вопрос отвечает слово «корабли»? (Что?)

- Как подчеркнём подлежащее? (одной чертой)

- Какое слово будет сказуемым? (плывут)

- На какой вопрос отвечает слово «плывут»? (Что делают?)

-Как подчеркнём сказуемое? (двумя чертами)

-Итак, что мы искали в этих предложениях.

(на доске карточки «подлежащее» и «сказуемое»)

-Подлежащее - это что за главный член предложения? (это то, о ком или о чём говорится в предложении)

На какие вопросы отвечает подлежащее? (Кто? Что?)

(на доске под подлежащим карточки «кто?», «что?»)

-Когда подлежащее будет отвечать на вопрос «Кто?», а когда на вопрос «Что?».

-Как подчёркиваем подлежащее? (одной чертой)

- Сказуемое - это что за член предложения? (говорит о том, что делает подлежащее)

-На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что делают?)

(на доске под сказуемым карточки «что делает?», «что делают?»)

-Как подчёркиваем сказуемое? (двумя чертами)

- Давайте попробуем рассказать по схеме, которая у нас получилась на доске, что такое подлежащее?

- Проверим себя по учебнику стр. 32

- Давайте попробуем рассказать по схеме, которая у нас получилась на доске, что такое сказуемое?

- Проверим себя по учебнику стр. 33

-Так что такое подлежащее и сказуемое? (главные члены предложения)

- Прочитайте правило на стр. 33

ФИЗМИНУТКА

V. Первичное закрепление. Первичная проверка понимания.

  1. Работа по учебнику.

- Прочитайте задание упр. 35 на стр.32, что нам нужно сделать?

(соотнести предложения и схемы)

- Записали в тетради упр. 35.

-Прочитайте первое предложение. (Ветер дует.)

-Запишите его к себе в тетрадь. Как будем писать первое слово в предложении? Какой знак поставим в конце предложения? (С большой буквы. Точку.)

-О чём говорится в этом предложении? (о ветре)

-На какой вопрос отвечает слово ветер? (Что?)

- Каким главным членом предложения будет являться слово «ветер»? (подлежащим)

-Как мы его подчеркнём? (одной чертой)

-Что делает ветер? (дует)

-На какой вопрос отвечает слово «дует»? (что делает?)

-Каким главным членом предложения будет являться слово «дует»?

(сказуемым)

-Как подчеркнём сказуемое? (двумя чертами)

-К какой схеме подходит это предложение? (ко второй)

(аналогичная работа проводится с остальными предложениями. По одному ученику работают у доски, остальные в тетради)

  1. Работа в рабочей тетради.

-Посмотрите на упр.23 в рабочей тетради. Что вы там видите?

(неполные предложения)

-Почему неполные?

(не хватает слов)

-Посмотрите слова для справок, какие слова там указаны?

(блестит, дождь, горит)

-Давайте подставим их по смыслу, какие получатся предложения?

(Дождь прошёл. Трава блестит. В небе радуга горит.)

-Запишите получившиеся предложения и подчеркните в них подлежащее и сказуемое.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

VII. Итог урока.

-Итак, какая тема урока у нас сегодня была?

-Посмотрите на задачи нашего урока, решили ли мы их?

-Расскажите еще раз по схеме, что такое подлежащее и сказуемое.

VII. Рефлексия.

В тетради отметьте, как вы поняли сегодняшний материал.

-Если вам на уроке всё было понятно, то нарисуйте кружок зелёного цвета.

-Если вы еще испытываете трудности в определении подлежащего и сказуемого, то нарисуйте кружок жёлтого цвета.

- Если вы не поняли, как определять подлежащее и сказуемое, то то нарисуйте кружок красного цвета.

IX. Домашнее задание.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Читать правила стр. 32,33 и упр. 36 письменно.

-Откройте упр. 36, прочитайте задание.

-Прочитайте текст.

-Поднимите руку, кому непонятно как выполнить домашнее задание.

-Урок окончен. Вы большие молодцы!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!