II. Актуализация знаний. | – Прочитайте задание 53. Прочитайте предложения с пропущенными запятыми. Назовите основу | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. Показывает написание на доске, проговаривая вид соединения. – Найдите закономерность и определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. (Буква «с».) – Как вы это определили? – Писать букву «с» будем в соединении с буквами, которые в предложении могут быть союзами. Какие это буквы? – Назовите и напишите эти соединения до конца строки, соблюдая закономерность. Под самыми красивыми слогами поставьте точку. | Анализируют закономерность. Записывают букву «с» вместо вопросительного знака. – Буквы «а», «и» могут быть союзами. Выполняют чистописание. Си, са, ас, ис. |
Работа над словами | – Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. На цветных квадратах записаны буквы. | Получают слово «серебро». Записывают новое словарное слово. |
V. Составление плана текста | Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по тексту. – Сколько частей (абзацев) в этом тексте? (Четыре абзаца.) – Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль? – Определите мысль каждого абзаца. – Составьте план текста. – Предлагаю лучшие варианты пунктов плана вынести на доску | Делят текст на части. Определяют микротему каждого абзаца. Составляют план текста, работая в парах и самостоятельно. Записывают лучшие варианты пунктов плана на доске и в тетрадях. Примерный план: 1. Рыбачили вместе. 2. Епифана нет. 3. Кот на бревне. 4. Ловят рыбу врозь |
VI.Лексико-орфографическая подготовка | Организует лексико-орфографическую работу по тексту изложения. – Назовите действующих лиц рассказа. – Где происходят события? – Как рыбачили кот и старик? Где сидел кот? – Какую рыбку поймал старик? – Почему старик удивился? – Где сидел кот Епифан? – Расскажите, как ловил рыбу кот. – Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. – Объясните значение слова «удил» в данном тексте. (Удил – ловил рыбу.) | На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями. Находят информацию о рыбе ерш. Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно спутать с какой-либо другой. С первого взгляда он может показаться чудовищем: ерш так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост может согнуть набок. Такое взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет |
| – Объясните значение слова «выдернул» в данном тексте. (Выдернул – поймал рыбу.) – Какую рыбку поймал старик? (Старик поймал ерша.) – Посмотрите в справочнике информацию о рыбе ерш. – Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «кот», «старик». – Найдите в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. По каким признакам вы их различили? (В простом предложении одна грамматическая основа. В сложном предложении грамматических основ две или более.) – Объясните постановку запятых в этих предложениях | единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука. Обыкновенно ерш имеет в длину около 13 см, хотя при благоприятных условиях, то есть при обилии пищи, достигает гораздо большей величины. Подбирают синонимы к словам. Кот – Епифан, он, хитрец. Старик – рыбак, он. Выписывают простые предложения с однородными членами. Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Вот плывут стайкой рыбешки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест. Кот удит лапой с когтями, а рыбак – удочкой с крючком. |
VII. Устное изложение (пересказ) текста. Написание изложения | Организует устное изложение текста. – Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Выберите вместе опорные слова к каждой части плана. – Перескажите текст по плану, используя опорные слова | Называют опорные слова по тексту. Удил рыбу, сидел рядом, выдернул из воды, далеко на плотах, лежит на бревне, опустил лапу, плывут стайкой, подцепил когтями, ловят врозь. Несколько учеников пересказывают текст изложения |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу. – Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем. – Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа? – Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов? – Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |