СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подростковый возраст и его психологические особенности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Подростковый возраст и его психологические особенности"»

Родительское собрание в 7-м классе

по теме: «Подростковый возраст и его психологические особенности"


Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками, сплочение семьи.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;

  • Найти для родителей пути преодоления подросткового кризиса;

  • Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Цитаты для обсуждения:

  1. «Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет». Джон Дьюи

  2. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». А.Макаренко


План проведения

  1. Вступительное слово учителя

  2. Выступление социального педагога школы

  3. Презентация " Подростковый возраст и его психологические особенности "

  4. Рекомендации учителя


Ход родительского собрания

  1. Вступительное слово учителя

Именно подростковый период детей приносит больше всего забот и проблем взрослым. Это сложный период психологического взросления и полового созревания ребенка. Это тот самый период, что породил понятия «конфликт поколений» и «проблема отцов и детей». Является ли данный возраст настолько сложным, насколько его представляют?


Тринадцать и четырнадцать лет – самые трудные двадцать четыре месяца в жизни. Именно в это время сомнения в себе и ощущение неполноценности достигают пика при максимальном давлении социальной среды. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически.

     Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» – друзья, семья, учителя.

        Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.

          Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников

          Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

         Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них

           Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.

В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

  1. Выступление социального педагога школы

Деловая и игра с родителями.


Классный руководитель предлагает родителям распределиться на три команды (с помощью разноцветных жетонов). В течение 5минут они готовят решение, как выйти из сложившейся ситуации, связанной с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста

Ситуация 1. Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать и отказываться носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших и дорогих вещей…

Ситуация 2. Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый стирается пригласить ее к себе на день рождения, в кругу семьи девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков…

Ситуация 3. Девочка абсолютная неполная, отказывается от пищи, переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют…


Каждая команда предлагает свое решение, затем соперники предлагают свои варианты решения. Сделать это можно по кругу от команды к команде. Затем предлагаю правильные пути решения этих ситуаций:

    1. необходимо выслушать ребенка и объяснить, что не надо копировать внешность и поведение других подростков. Сказать, что каждый человек индивидуален. А те вещи, которые покупают родители ни чуть не плохие, а модные. Не каждая дорогая вещь красиво смотрится и подходит человеку.


    1. родителям следует сказать дочери, что она не имеет права так отзываться о других людях, оскорблять, тем более об одноклассницах. Нужно объяснить, что каждый человек развивается неравномерно, кто-то раньше, кто-то позже. Придет время, и они будут интересны мальчикам.


    1. маме нужно серьезно поговорить с дочерью. Мама должна рассказать о том, что в подростковом возрасте нельзя садится на диету, т.к. их организм растет, то он нуждается в сбалансированном питании, а иначе будет нарушение работы в организме и в итоге появление различных заболеваний.

  1. Презентация

Правила поведения в ранней ситуации, 
чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

       

Заключительная часть собрания:


Советы родителям:

      Используйте  в  жизни  своей  семьи  следующие  правила!


1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок, как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий

2.   Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.

3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.

4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

5.  Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

6. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы, ваш ребенок  будет учиться не паниковать  в трудной ситуации.

7.    Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.

8.  Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.

9. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?  

Приложения:

В процессе подготовки собрания  учащимся была предложена анкета, состоящая из двух частей.

   Анкета для учащихся.  

      1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:

А. В кругу своей семьи          Б. С друзьями       В. В одиночестве

2. Изменения твоей внешности, роста и веса:

А. Радуют        Б. Огорчают             В. Раздражают и злят.

3. Тебе больше всего хотелось бы быть:

А. Умным          Б. Красивым       В. Общительным

4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:

А. Радовало           Б. Огорчало            В. Безразлично

5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:

А. Радовало            Б. Огорчало           В. Безразлично

6. Подростковый возраст- это…

7. Имя твоей лучшей подруги (друга)                  

8. Твой любимый телевизионный канал

9. Твой любимый цвет                                

10.Какую книгу ты читал (а) в последнее время?

1).   Знают ли родители твоих друзей?                                                    

2). Проводите ли вы совместные праздники?

3). Знаешь ли ты друзей своих родителей?

4). Любишь ли ты одиночество?

5). Нравится ли тебе присутствие родителей на детском празднике?

6). Часто ли ты беседуешь по душам с родителем?

7). Ты предпочитаешь всё делать сам или обратиться за помощью?

8).  Комфортно ли тебе в школе?

9). Ты предпочитаешь отдых с семьёй, в одиночку или с друзьями?

10). Как относятся родители к твоему мнению?

Непосредственно на собрании родители также ответили на вопросы анкеты.


Анкета для родителей.

1). Знаете ли вы друзей своего ребёнка?

2). Проводите ли вы совместные праздники с детьми?

3). Знают ли дети ваших друзей?

4). Любите ли вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми?

5). Считаете ли вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике?

6). Часто ли вы беседуете по душам с детьми?

7). Самостоятелен ли ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?

8). Комфортно ли вашему ребёнку в школе?

9). Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку?

10). Как вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для вас?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!