Подвижные игры
на динамических переменах для начальной школы.
Главное назначение перемены – приостановить развивающееся в процессе учебных занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Хорошо организованная подвижная перемена – важный фактор улучшения двигательного режима детей в борьбе с гиподинамией. Недопустимо задерживать детей после звонка. Значительную помощь в организации перемен оказывают волонтеры школы. На больших переменах после 2 и 3 уроков старшеклассники проводят подвижные игры с 1-4 классами. Практика показывает, что в классах, где подвижные перемены проводятся систематически, значительно повысилась успеваемость учащихся и отмечаются положительные сдвиги в состоянии здоровья детей, лучше сформирован детский коллектив.
Описание игр
«Все ли на месте». Перед играющими раскладываются различные предметы: игрушки, бытовые предметы, школьные принадлежности. Водящий поворачивается к ним спиной. В это время один предмет убирается. Повернувшись, водящий должен назвать его и показать то место, где он лежал.
«Вызов номеров». Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. Ведущий вызывает детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т. д.
«Запомни свое место». Ведущий строит играющих в определенном порядке.
Дети должны запомнить свои места. Затем они расходятся. По сигналу ведущего (команда, свисток, хлопок, флажок и т. п.) каждый играющий должен занять свое место.
«Запрещенное движение». Ведущий проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например «руки за голову», - является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
«Лес, болото, море». Ведущий называет обитателей лесов, болот, морей и рек.
Как только ведущий называет обитателей лесов, дети поднимают руки вверх и тянутся кверху (волк, лисица, лось и т. д.).
Если ведущий называет обитателей болот (цапля, лягушки и т. д.), дети выполняют наклоны вправо-влево, держа руки на поясе.
Как только ведущий назовет обитателей морей и рек (карась, кит, акула и т. д.), дети разводят руки в стороны, имитируя движения плавания «брассом».
В конце игры подводятся итоги, кто окажется самым внимательным, какой ряд и т. д.
«Летает — не летает». Ведущий произносит названия предметов, животных и т. д.
Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают на месте.
Самолет, синица, муха... - стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.
Качели, машина... — ходьба на месте.
При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение приседа. Улитка, червяк... - присед.
«Как говорят части тела?». Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание; которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.
- Как говорят плечи «Я не знаю»?
- Как говорит палец «Иди сюда»?
- Как ноги ребенка требуют «Я хочу»?
- Как говорит голова «Да» и «Нет»?
- Как говорит рука «До свидания»?
«Класс — смирно!». Играющие стоят в колоннах между рядами парт. Ведущий проводит комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на решение задач физкультпаузы. Он подает команды: «Руки вперед!», «Руки вверх!», «Присесть!», «Встать!» и т. д.
Ребята должны выполнять только те действия, перед названием которых ведущий произносит слово «класс». В остальных случаях играющие никаких движений делать не должны.
Колонна, сделавшая меньше ошибок, выигрывает.
«Отгадай движение». Играющие делятся на две команды.
Игроки одной из команд заранее договариваются между собой о том движении, которое они будут делать все вместе на определенный счет во время ходьбы. Игроки водящей команды все вместе повторяют отгаданное движение. Затем команды меняются ролями
«Слушай сигнал». Дети свободно ходят и бегают. По звуковому сигналу (свисток, хлопок и т. д.) или зрительному (флажок, поднятие руки, ) они останавливаются.
«Сосед слева». Играющие образуют круг. Водящий подходит к одному из них и делает несколько простых движений (хлопает в ладоши, поднимает одну руку или обе руки вверх и т. п.). Вслед за ним эти движения повторяет ученик, стоящий слева от того, перед которым водящий остановился.
«Съедобное — несъедобное». Ведущий называет слова; если предмет съедобный, ученики выполняют движение правой рукой, имитируя еду (поднося воображаемую ложку ко рту), и поглаживают себя левой рукой по животу, а если предмет несъедобный, то откидываются назад спиной к стулу, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, лопатки свести.
«Что изменилось в костюме?». Один из учащихся, стоя перед строем, медленно поворачивается, затем отходит в сторону, изменяет что-либо в костюме и возвращается. Ученики должны запомнить все детали его костюма и заметить, что изменилось.
Тот, кто первым заметил изменение, сам становится перед строем.
«Чья команда быстрее построится?». Играющие делятся на две-три команды по 5-6 человек. Каждая команда имеет свой ориентир (флажок определенного цвета), прикрепленный в разных концах зала. Дети произвольно передвигаются, а по сигналу бегут к своему ориентиру. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее построятся около своего ориентира.
«Смена водящих». Дети идут колонной друг за другом. Водящий (первый в строю)
меняет положение рук, например кладет их на пояс или на затылок, или выполняет какое-нибудь упражнение в ходьбе, например идёт приставным шагом. Остальные дети должны точно повторять движения водящего. На сигнал старшего (хлопок в ладоши)
водящий делает шаг вправо, дожидается последнего в строю и идет вслед за ним. Новый водящий должен показывать уже другое упражнение. Так, по сигналу старшего меняются водящие, которые, показывают все новые движения или упражнения. Выигрывает тот, кто не ошибается, а из водящих - тот, кто не повторит старого упражнения, выдумывает наиболее красивое, интересное, забавное.
«Стоп, хлоп, раз». Дети идут колонной друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, и на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Все три сигнала повторяются в ходьбе 5 - 8 раз.Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остается всего 2 - 3 играющих, все снова становятся в круг. Игра продолжается.
«Ткач и челнок». Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает сновать, т.е. под одну «арку» вбегать, под другую выбегать. Пропустив «челнок» на две «арки» вперед, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трех кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара. Как только «ткач» или «челнок» ошибутся, например пропустят какую-нибудь «арку», следующая «арка» опускается и задерживает виновного. Заметивший ошибку сменяет того, кто ошибся, - становится «ткачом» или «челноком». Игра продолжается.
«Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Водящий договаривается с остальными играющими, что если он скажет «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» вытянуть руки вперед, на слово «воздух» поднять руки вверх, а на слово «огонь» произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, тот проигрывает.
«Слушай внимательно». Дети идут по кругу и делают фигуры, соответствующие словам ведущего. На слово «пень» становятся на одно колено, опустив голову и руки, сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слово «елка» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слове «сноп» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой. Затем указанные три команды даются в разбивку. Кто из детей ошибся, выходит из игры. Сначала команды даются через 6 - 10 секунд, а затем постепенно темп ускоряется до 3 - 5 секунд.
«Кто ушел?». Дети стоят по кругу. Водящий становится в центр, ему предлагают запомнить играющих, а затем закрыть глаза. Старший дотрагивается до одного из детей, и тот выходит из зала. После этого водящему предлагают открыть глаза и отгадать, кто из детей ушел. Если он угадывает, то сам выбирается вновь, и выполняет роль водящего.
Литература:
В.И.Ковалько. «Школа физкультминуток» Москва «Вако» 2007г.
-Н.И.Дереклеева. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва «Вако» 2007г.
- С.А.Исаева. «Организация переменок и динамических пауз в начальной школе» Москва 2004г.
- Ю.И.Портных. «Дидактические основы использования игр в физическом воспитании»Москва 2004г.
-Самсон Глязер «Зимние игры и развлечения» Москва 1973 г.
- И.М. Коротков. «Подвижные игры во дворе» Москва 1987 г.