Начальный период обучения игры в баскетбол в школе
Приложение № 2
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА
Эстафета. Играют две – три команды, которые выстраиваются в колонны по одному у лицевой линии. Перед каждой колонной расставляются 4 – 5 стоик на расстоянии 1,5 – 2 м. По сигналу учителя ученики, стоящие первыми начинают бег с ведением мяча, обегая стойки змейкой. Обегают последнюю стойку, возвращаются назад, передают мяч, а сами встают в конец колонны. Команда, игроки которой первыми выполнили упражнение, выигрывает.
Передал – садись! Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4 – 5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает.
Бросай – беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3 – 4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая, У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, выигрывает.
Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.
Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух – трех колоннах выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч до отмеченного места, останавливаются, бросают мяч в стену и ловят (вращают его вокруг себя; переводят с ведением мяч под ногой; и т.д.) С ведением возвращаются в конец колонны и прокатывают мяч первому под ногами всех участников. Следующие все повторяют. Команда, закончившая первой, побеждает.
Борьба за мяч. Играют две команды на баскетбольной площадке. Учитель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.
Колесо. Играющие стоят в колоннах по три, расставленных лучами по окружности лицом от центра. У первых игроков по мячу. По свистку первые игроки бегут с ведение мяча по кругу, обегая колонны (в одном заданном направлении). Добегая до своей колонны, передают мяч из рук в руки первому, а сами встают в конец колонны. И так до тех пор, пока первый вновь не становится в начале. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
Гонка мячей по шеренгам. Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой.
Вызов номеров. Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков.
Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами.
Мяч своему. Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно. После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу и передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам.
Баскетбольные салочки. Одна команда, владея мячом, водя его и передавая друг другу, старается осалить мячом игроков другой команды. Салить можно, только не выпуская мяч из рук. Пробежки и осаливание броском мяча не допускаются. Осаленные садятся на скамейку. Затем команды меняются ролями. Играют оговоренное время, выигрывает команда, осалившая большее число соперников; если играют до осаливания всех игроков убегающей команды, то выигрывает команда, справившаяся с задачей быстрее.
Салки с передачей мяча водящему. У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч. По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается.
Поурочное планирование:
Рассказать и разучить стойку баскетболиста. Провести беговые упражнения с передвижениями спиной, боком, прямо в стойке баскетболиста. Показать и учить ведению мяча на месте с элементами переводов мяча и жонглированием (в две шеренги напротив). Учить приему и передаче мяча двумя от груди в парах на месте; то же после ведения с забеганием. Провести эстафету с ведением мяча в колоннах (передача под ногами).
Совершенствуя передвижения в стойке провести беговые упражнения, провести единоборство в парах с осаливанием колен, стоп соперника. Повторить передачи мяча в парах с ведением и забеганием (с мячом: второй на месте выполняет упражнения по заданию; без мяча: второй на месте выполняет переводы и жонглирование). Провести передачи мяча в тройках (2х1) на встречу с забеганием на быстроту выполнения кол-ва раз. Провести подвижную игру «Передал – садись» с ведением.
Провести беговые упражнения. Учить остановке в два шага; прыжком. Провести передачи мяча после ведения с выполнением заданий (маятник, ведение правым, левым боком, касания линий, остановка прыжком) во встречных колоннах. Провести эстафету с ведением и переводами мяча у стойки («восьмерка»)под ногами в колоннах.
Провести беговые упражнения с выполнением остановок в 2 шага и прыжком. Учить стойке защитника спиной вперед приставным шагом в движении «змейкой». Совершенствовать ведение мяча на месте с переводами (игра «Зеркало» - повтори за мной).Учить ведению мяча в движении дальней рукой от стойки при выполнении «змейки» в колоннах (2 – 3 мяча) Провести подвижную игру: «Передал – садись» с ведением «змейкой».
Провести беговые упражнения с выполнением: остановок прыжком, передвижения в стойке защитника «змейкой». Повторить единоборство в парах с осаливанием колен, стоп соперника. Провести передачи мяча после ведения (с переводами: маятник, восьмерка, вращение после остановки в 2 шага, ведение челноком) во встречных колоннах. Разучить и провести игру: «Мяч своему» по времени на количество передач (в 3 команды).
Провести беговые упражнения; передвижения в упорах «Тараканчики» и в парах. Совершенствовать передачи после ведения во встречных колоннах (урок № 5). Провести передачи мяча в тройках с забеганием на свободное место, по треугольнику. Учить броску с короткой дистанции двумя от груди в колоннах с подбором и забеганием в свою. Провести тоже в форме эстафеты на 2 кольца (по две колонны).
Провести беговые упражнения с выполнением передвижений в стойке баскетболиста; защитника, с ускорениями. Совершенствуя технику ведения мяча в движении вокруг стоек дальней рукой «змейкой», провести контрольный зачет. Учить броскам двумя от груди с короткой дистанции от щита сбоку в колоннах с забеганием в другую. Провести игру: «Мяч капитану» с ограничением в ведении.
Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча в 4 колоннах по «восьмерке» с забеганием. Совершенствовать передачи мяча во встречных колоннах (по 2) с забеганием, то же в 4 колоннах с передачей по диагонали и забеганием в колонну напротив. (Приложение № 3 схема № 1, 2.) Совершенствовать броски двумя от груди от щита с боку на 3 щитах с передачей в свою и забеганием в другую группу.
Провести беговые упражнения с выполнением: остановок прыжком, передвижений «змейкой» в стойке защитника. Совершенствовать передачи после ведения во встречных колоннах: по уроку № 5; после остановки прыжком. Совершенствуя передачи на месте во встречных колоннах (2х1)с забеганием, провести контрольный зачет. Провести игру «Мяч своему».
Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по «восьмерке» с забеганием. Провести передвижения в упорах в парах с отжиманиями. Совершенствовать броски двумя от груди от щита с боку на 3-х щитах с забеганием (урок № 8). То же в форме соревнований на количество бросков. Учить броскам двумя от груди от щита после ведения и остановки прыжком (в колоннах по 3 мяча; с заданием на возвращении) справа и слева от щита.
Провести беговые упражнения по уроку № 9. Совершенствовать ведение с переводами (под ногой; по «восьмёрке»; с изменением высоты отскока перекладывая кубики) и передач мяча во встречных колоннах. Совершенствовать броски двумя от груди от щита после ведения «змейкой» и остановки прыжком в колоннах. Провести контрольный зачет по броскам двумя от груди от щита с короткой дистанции.
Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по «восьмерке». Совершенствовать броски двумя от щита после ведения и остановки прыжком в колоннах на подборе справа и слева от щита. (Приложение № 3, схема № 12) Тоже в форме соревнований по броскам за 3 минуты справа, слева от щита. Провести передвижения в упорах в парах с отжиманиями через 3 шага.
Провести беговые упражнения с передвижениями в баскетбольной стойке. Совершенствовать броски двумя от груди с места в 2 колонны с подбором в свою и передачей в другую (3 мяча; по краям штрафной линии мини-баскетбола). Совершенствовать броски после ведения и остановки прыжком.(см урок № 12) Провести игру по мини-баскетболу с ограничением при ведении мяча.
Провести беговые упражнения с ускорениями в парах лицом, спиной в стойке защитника. Совершенствовать броски после ведения и остановки прыжком, провести контрольный зачет. Совершенствуя передачи мяча провести игру «Не давай мяч водящему» (3х1 или 4х1-2). Совершенствовать ведение с переводами (урок № 11) и передач мяча во встречных колоннах.
Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по «восьмерке» в колоннах. Совершенствовать броски двумя от груди с места в 2 колонны по уроку № 13. Провести игру по мини-баскетболу с ограничениями при ведении мяча.
Контрольные упражнения. (мяч № 5)
Ведение мяча в движении "змейкой" вокруг стоек со сменой рук(определение визуальное).
Броски двумя от груди от щита сбоку с расстояния 2-х метров (1 позиция). 6 попыток (3 + 3): 3 попадания - 5 бал; 2 попадания - 46.; 1 попадание - 3 б.
Прием и передача мяча двумя от груди во встречных колоннах с забеганием (определение визуальное).
Броски двумя от груди от щита после ведения и остановки прыжком (в 2 шага) из 5 попыток. 3 попадания - 5 6.; 2 попадания - 46.; 1 - 0 попаданий - 3 6.
IV. четверть.
Задачи:
Совершенствовать передвижения в стойке баскетболиста, в стойке защитника;
Совершенствовать ведение мяча с изменением направлений движения, высоты отскока и переводом в другую руку, а так же передача одной от плеча;
Учить ведению мяча с выполнением повотов – разворотов через спину и переводом в другую руку;
Продолжить обучение броскам в движении после ведения в 2 шага; продолжить обучение технике штрафного броска одной от плеча;
Учить броскам одной от плеча от щита сбоку с короткой дистанции;
Учить броску одной от плеча в движении в 2 шага с 1 ведением сбоку от щита;
Развивать скоростные качества и ловкость.
Поурочное планирование:
Беговые упражнения. Перемещения в стойке баскетболиста, в стойке защитника (змейкой). Совершенствовать ведение мяча с изменением высоты отскока и передача после остановки, в движении в 2 шага, во встречных колоннах. Эстафета с ведением в колоннах. (У стойки – "восьмерка"). Обучение броскам одной от плеча от щита по тройкам; броскам в колоннах с забеганием. (Эстафета).
Беговые упражнения. Перемещение в стойке защитника (змейкой). Совершенствовать ведение и передачи в колоннах по "восьмерке". Закреплять броски одной от плеча по тройкам (и в виде эстафеты). Обучение броскам в движении после ведения в 2 шага (и в виде эстафеты).
Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра с ограничением ведения (до 3).
Беговые упражнения. Осаливание ног (колен, стоп) в парах (в стойке баскетболиста). Совершенствование ведения мяча змейкой (с обводом стоек) в колоннах. То же в виде эстафеты и передачей мяча под ногами. Закрепление бросков в движении после ведения (с отметки 1 у щита до ошибки). Тоже в виде эстафеты.
Беговые упражнения. Ведение и передача мяча в колоннах по "восьмерке". Совершенствовать броски одной от плеча в двух колоннах с забеганием и передачей после подбора в соседнюю. То же в виде эстафеты. Совершенствование бросков в движении после обводки стоек "змейкой". То же в виде стоек.
Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра с ограничением ведения: до 3 ведений, после ведения не бросать.
Беговые упражнения. Передвижения в стойке защитника змейкой. Обучение ведению приставным шагом с выполнением повота по коридору змейкой в двух колоннах. Эстафета с ведением и перестановкой предметов (изменение высоты отскока в колоннах. Совершенствовать броски одной от плеча по тройкам (один на подборе).
Беговые упражнения. Ведение приставным шагом с повотами по коридору в две колонны. Передачи мяча по тройкам с забеганием одной от плеча (два, один напротив). Передачи по тройкам двух мячей (по треугольнику). Совершенствование бросков в движении после ведения змейкой (обводки стоек). Броски с места одной от плеча от щита(зачет) (6-3-2-1)
Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра по заданию: бросок после 5 передач и не более 3-х ведений.
Беговые упражнения. Совершенствовать ведение и передачу мяча во встречных колоннах с изменением: высоты отскока, ведение приставным шагом, "гусиным" шагом. Совершенствовать передачи во встречных колоннах с забеганием во встречную. То же, но в 4 колоннах (2 на 2) с забеганием в боковую. Броски в движении после ведения (зачет).
Беговые упражнения. Совершенствовать ведение приставным шагом с повотами в коридоре в две колонны. Совершенствовать броски в движении после ведения с выполнением 2-х повотов у стоек. Учебно-тренировочная игра в мини-баскетбол.
Беговые упражнения. Совершенствовать броски одной от плеча в две колонны с передачей и забеганием в соседнюю.Учебно-тренировочная игра по правилам баскетбола.
Контрольные упражнения. (мяч № 5)
Ведение мяча змейкой в шаге с выполнением пивотов — разворотов через спину и перевода мяча в другую руку — определяется визуально.
Прием и передача мяча в движении после ведения двумя от груди во встречных колоннах с забеганием (определение визуальное).
Броски одной от плеча от щита сбоку из 6 попыток (3 + 3): 3 попадания - 5 б.; 2 попадания – 4б.; 1 попадание - 3 б.
Бросок в движении после одного ведения в шаге из 5 попыток: 3 попадания - 5 б.; 2 попадания - 4 б., 1 попадание - 3 б. (техника выполнения броска в 2 шага обязательна).