Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| игроки команд располагаются в колоннах в затылок друг другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. Расстояние между игроками 1-2м. По сигналу преподавателя первый в колонне передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает тот же и т.д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему и т.д. | Способ передачи мяча – верхняя передача. Выигравшей считается команда, которая сделает больше передач мяча, а при выполнении передач со сменой мест – команда, команда быстрее выполнившая задание. | Передача выполняется с переходом последнего участника вперед и продолжается до тех пор, пока все игроки не поменяются местами в колоннах. Каждый участник должен сделать над собой одну (или более) передачу. |
Челночная передача
Задачи: игра закрепляет технику выполнения передачи мяча; развитие ловкости, точности, координации движений в соревновательных условиях.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
ОМУ: По мере освоения техники необходимо переходить к более сложным видам передач.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Команды располагаются в кругах, водящий — в центре. Подбросив мяч, он делают передачу любому игроку, стоящему в круге. Тот отбивает мяч ладонями или пальцами кому-либо из играющих или водящему, который в свою очередь передает мяч дальше. Задача игроков — не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержать его в воздухе. | Как только мяч коснется земли, водящего заменяет игрок, сделавший ошибку, а водящий становится на его место. Нельзя касаться мяча больше одного раза. Побеждает команда, дольше удерживавшая мяч и сделавшая меньше замен водящих. | |
Мяч в воздухе.
Задачи: развитие навыка передач мяча, характерных для игры в волейбол; воспитание ловкости, меткости, согласованности действий.
Инвентарь: 1-2 волейбольных мяча.
Место: спортивная площадка, зал.
ОМУ: Игру лучше проводить при небольшом количестве учащихся в кругах. Перед игрой следует напомнить технику передачи мяча. Лучшим игроком считается тот, кто ни разу не водил.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Игроки образуют четыре команды. По одному игроку от каждой команды с мячом в руках стоят в круге напротив шеренги своих игроков. По сигналу преподавателя они передают или пасуют мяч первому игроку своей команды. Получив мяч обратно, направляют его следующему игроку и т. д. Последний игрок, получив мяч, бежит с ним в круг, а стоящий в круге становится первым в колонне. Игра длится до тех пор, пока игрок, первым стоявший в круге, снова не окажется в нем. | Передавать мяч только установленным способом. Нельзя создавать помех сопернику. Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге. | |
Мяч с четырёх сторон.
Задачи: развитие быстроты; совершенствование техники передачи мяча в игровой обстановке.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
ОМУ: Для игры необходимо разметить круг диаметром 2 м и от него на расстоянии 3—4 м контрольные линии.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Игроки каждой команды занимают свою половину волейбольной площадки и располагаются в двух шеренгах. В каждой шеренге столько человек, сколько имеется в наличии мячей. Шеренги по очереди выполняют десять передач над собой или удерживают мяч в воздухе определенное время. | Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки получают штрафное очко за недостаточную высоту передачи и за потерю мяча. Побеждает команда, сумевшая набрать меньшее количество штрафных очков. | 1)соревнуются парные шеренги в верхней передаче мяча; 2 то же, но передача нижняя; 3)то же, но передача комбинированная. |
Выполни пас над собой.
Задачи: совершенствование техники передачи мяча; воспитание ловкости, точности движений в игровых условиях.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
ОМУ: На площадке должна быть начерчена прямая линия, зона передачи. В зависимости от числа играющих можно образовать несколько шеренг, расположенных на указанном расстоянии.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Учащиеся, разбившись на пары, встают напротив друг друга на расстоянии 3—5 м. Игра заключается в том, чтобы за возможно короткое время сделать без ошибок 25 передач. | Передавать мяч можно любым указанным способом, не переступая условную линию (сетку). Если мяч упадет перед линией (сеткой), его надо вывести за линию и лишь потом выполнить передачу. Выигрывает команда или пара, которая первой и без ошибок сделает 25 передач. | 1) смешанные; 2) только верхом; 3) только низом; 4) передача верхом, а прием низом. |
25 передач.
Задачи: совершенствование передач мяча на месте; развитие точности, глазомера, ловкости, быстроты двигательной реакции.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, волейбольная площадка.
ОМУ: При выполнении передач несколькими командами необходимо следить, чтобы они не создавали помех друг другу.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Игроки делятся на команды по 6—12 человек. Каждая команда располагается на одной стороне площадки в две шеренги. Команды соревнуются в передаче мяча низом из разных положений. | Подбивать и принимать мяч можно только снизу. Побеждает команда, в которой было меньше потерь мяча. | 1) игра проходит между шеренгами игроков из расчета один мяч на двоих при одновременном участии обеих команд, расположенных на волейбольных площадках; 2) игра проходит через сетку, где соревнуются две команды. |
Приём и передача низом.
Задачи: развитие быстроты двигательной реакции; совершенствование глазомера за счет отработки техники передач и приема мяча низом.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
ОМУ: При наличии нескольких волейбольных площадок между командами может быть разыграна любая система соревнований, например, победители первой и второй подгрупп играют между собой за I — II, а побежденные за III—IV место.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Игроки команд располагаются в шеренгах на боковых линиях. По сигналу преподавателя игроки, стоящие на одной боковой линии, посылают мячи одним из способов подачи своим соперникам напротив, которые стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач. | Выполнять подачу и прием только установленным способом. При ошибке в подаче очко не назначается, то же при приеме. Побеждает команда, подавшая и принявшая больше мячей без ошибок. | |
Сумей принять мяч.
Задачи: совершенствование техники приема и подачи мяча в игровой обстановке.
Инвентарь: мячи.
Место: спортивный зал, волейбольная площадка.
ОМУ: Необходимо обратить внимание учащихся на точность подбрасывания при подаче и принятие и. п. при приеме мяча, а также на последовательность включаемых движений рук, ног, туловища.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Трое игроков одной команды располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый из них принимает по 10 сильных (или нацеленных) подач от команды соперника. Затем происходит смена игроков. | За подачу и прием мяча начисляют очки: 2 — ошибка при подаче и приеме; 3 — подача и прием выполнены без технической ошибки; 4 — подача и прием без ошибки, мяч доведен в зону нападения; 5 — выполнена сильная подача и передача сразу на удар. Побеждает команда, набравшая в сумме большее количество очков. | |
Кто лучше подаст и примет мяч.
Задачи: закрепление техники подачи и приема мяча в соревновательных условиях.
Инвентарь: волейбольные мячи
Место: спортивный зал, волейбольная площадка.
ОМУ: В конце игры объявляется победитель, набравший наибольшее количество очков. Свободные игроки могут отрабатывать подачу с отскоком от стенки.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Игроки двух команд располагаются за лицевыми линиями площадки. По сигналу преподавателя игроки обеих команд поочередно выполняют по 6 подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. | Если игрок испортил подачу или наступил на линию, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой было больше попаданий на площадку соперника. | |
Подай и попади.
Задачи: совершенствование техники верхней и нижней подач мяча в соревновательных условиях.
Инвентарь: мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
ОМУ: Учащиеся должны выполнять подачу сначала снизу, затем сверху, сбоку. По мере освоения могут переходить к любому способу подач.
Изображение | Содержание | Правила | Варианты |
| Команды располагаются в шеренгах за лицевыми линиями. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 6 подач, стремясь набрать больше очков. | При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается и очки не начисляются. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. | |
Снайперы.
Задачи: совершенствование техники подачи мяча в соревновательных условиях, развитие точности глазомера, скоростно-силовых качеств.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Место: волейбольная площадка.
ОМУ: Способ выполнения подачи устанавливает преподаватель. Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков.