АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 25.08.2015 г. Руководитель МО ____________Т.П. Сивакова | Согласовано Зам. директора по УВР Г.Н.Шустрова | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №11» А.В. Мартинюк Приказ № 143 от 28.08.2015 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу "Подвижные игры" и "Путешествие по тропе здоровья"
спортивно-оздоровительное направление
во 2 «Б» классе
на 2015 – 2016 учебный год
разработана на основе курса
"Подвижные игры" и "Путешествие по тропе здоровья",
разработанного Глебовой Л.Д. руководителя методического объединения учителей
начальных классов, МОУ ООШ № 1, с. Донское, Ставропольский край
Составитель: Л.В. Конрад, учитель начальных классов, первая категория
Рубцовск, 2015 г.
Учебно-тематическое планирование
по "Подвижные игры" и "Путешествие по тропе здоровья"
Класс: 2 «Б»
Учитель: Конрад Людмила Викторовна
Количество часов: на год 35, в неделю 1 час;
I полугод. 16
II полугод. 19
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Подвижные игры» и «Путешествие по тропе здоровья»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г., на основе курса «Подвижные игры» и «Путешествие по тропе здоровья», разработанного Глебовой Л.Д. руководителя методического объединения учителей начальных классов, МОУ ООШ № 1, с. Донское, Ставропольский край (журнал «Завуч» № 3, 2011 г).
Информация о возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа.
Программа предназначена для детей 8 лет, посещающих ОУ.
Информация о назначении программы курса.
Игра - важнейший инструмент жизненной активности ребёнка. Движение – это жизнь. Природа дала ребёнку врождённое стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает двигаясь. Общее снижение интереса к детской игре как в учебном процессе, так и во внеурочное время в определённой мере утратило значение игр в решении жизнедеятельности ребёнка. Игры с физическим компонентом позволяют решить целый комплекс вопросов в работе с детьми, удовлетворить их потребность в движении, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные, творческие способности. Эмоциональный подъём во время игры создаёт у детей повышенный тонус всего организма. Регулярное включение в учебный процесс различных видов игр позволяет направленно развивать и совершенствовать двигательные функции ребёнка, в результате чего формируется новый, более высокий уровень развития таких физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, осваиваются новые виды движений. Знакомство с русскими народными играми, играми народов России является неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов, создаётся эмоциональная основа для развития патриотических чувств.
Базовым результатом освоения курса является не только активное развитие физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека.
Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности. В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися курса с общеразвивающей направленностью, входят:
-умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Согласно учебного календарного графика по календарю выпадает 35 часов. 1 час будет использован на тему: «Веселые старты».
Цель курса: повысить интерес к детским подвижным играм как одной из форм двигательной активности ребёнка.
Задачи:
- Расширить знания учащихся в области подвижных игр.
- Возвысить через игру культуру русского народа. Познакомить с культурой других народов.
- Развитие физических способностей ребёнка в игре.
Принципы:
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание курса «Подвижные игры» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая.
Средства: физические упражнения, игры, эстафеты.
Методы: репродуктивный (выполнение заданий по образцу), словесный и наглядный, практический.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Формы представления результатов:
- Соревнования;
- Турниры;
- Конкурсы.
Планируемые результаты.
По окончании второго класса начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
–характеризовать роль и значение двигательной активности в жизни человека;
– использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство под руководством учителя;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
–применять технические действия из базовых видов спорта в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Уровни воспитательных результатов.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знамя, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает ценить (или отвергает).
Личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание тем курса внеурочной деятельности (35 ч).
Русские народные игры (10 ч).
Знакомство с играми своего народа, развитие физических способностей детей, координации движения, силы и ловкости. Воспитание уважительного отношения к культуре родной страны.
Подвижные игры (8 ч).
Совершенствовать координации. Движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
Эстафеты (7 ч + 1 ч).
Познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
Тропа здоровья (9 ч).
Через практические навыки, умения познакомить учащихся со своим организмом, то есть с самим собой. Развивать знания в области сохранения организма здоровым начиная с детства.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма внеурочной деятельности | Дата проведения |
план | факт |
Русские народные игры (10 ч) |
1. | Жмурки. | 1 | Игровая, фронтальная | 04.09 | |
2. | Кот и мыши. | 1 | Игровая, поточная | 11.09 | |
3. | Горелки. | 1 | Игровая, поточная | 18.09 | |
4. | Салки. | 1 | Игровая, поточная | 25.09 | |
5. | Пятнашки. | 1 | Игровая, поточная | 02.10 | |
6. | Охотники и зайцы. | 1 | Игровая, фронтальная | 09.10 | |
7. | Фанты. | 1 | Игровая, фронтальная | 16.10 | |
8. | Ловушки с приседаниями. | 1 | Игровая, фронтальная | 23.10 | |
9. | Волк. | 1 | Игровая, фронтальная | 30.10 | |
10. | Птицелов | 1 | Игровая, фронтальная | 13.11 | |
Подвижные игры (8 ч) |
11. | Совушка. | 1 | Игровая, поточная | 20.11 | |
12. | Мышеловка. | 1 | Игровая, поточная | 27.11 | |
13. | Пустое место. | 1 | Игровая, поточная | 04.12 | |
14. | Карусель. | 1 | Игровая, поточная | 11.12 | |
15. | Кто быстрее? | 1 | Игровая, поточная | 18.12 | |
16. | Конники-спортсмены. | 1 | Игровая, поточная | 25.12 | |
17. | Лягушата и цыплята. | 1 | Игровая, фронтальная | 15.01 | |
18. | Карлики и великаны. | 1 | Игровая, фронтальная | 22.01 | |
Эстафеты (7 ч + 1 ч) |
19. | Передача мяча. | 1 | Соревнование, фронтальная | 29.01 | |
20. | С мячом. | 1 | Соревнование, фронтальная | 05.02 | |
21. | Эстафета зверей. | 1 | Соревнование, фронтальная | 12.02 | |
22. | Быстрые и ловкие. | 1 | Соревнование, фронтальная | 19.02 | |
23. | Встречная. | 1 | Соревнование, поточная | 26.02 | |
24. | Передал – садись. | 1 | Соревнование, поточная | 04.03 | |
25, 26. | Веселые старты. | 2 | Соревнование, поточная | 11.03 18.03 | |
Тропа здоровья (9 ч) |
27. | Вводное занятие. Путешествие в страну Здоровячков. | 1 | Беседа | 25.03 | |
28. | Органы пищеварения. | 1 | Беседа | 08.04 | |
29. | Органы дыхания. | 1 | Беседа | 15.04 | |
30. | Органы зрения. Глаз – помощник человека. | 1 | Беседа | 22.04 | |
31. | Охрана здоровья в разные времена года. | 1 | Беседа | 29.04 | |
32. | Опора тела и движение. Скелет и осанка. | 1 | Беседа | 06.05 | |
33. | Органы кровообращения. Сердце. | 1 | Беседа | 13.05 | |
34. | Зубы и уход за ними. | 1 | Беседа | 20.05 | |
35. | Мышцы и их значение. | 1 | Беседа | 27.05 | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учителя.
Лях В. И. Физическая культура. 1-4 классы./ Под. Ред. В. И. Лях – М.: Просвещение, 2012
«Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1 - 4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – 2-изд. (М.: Просвещение, 2012)
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учащихся:
Лях В. И. Физическая культура. 1-4 классы./ Под. Ред. В. И. Лях – М.: Просвещение, 2012
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Демонстрационный материал:
- таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
-портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.
Учебно-практические оборудование:
-шведские стенки;
-скамейка гимнастическая;
-навесная перекладина;
-маты гимнастические;
-скакалки гимнастические;
-обручи гимнастические;
-палки гимнастические;
-мячи большие (баскетбольные, волейбольные, футбольные);
-стойки;
-рулетка измерительная (10 м);
-сетка волейбольная;
-кегли;
-мячи для метания;
-теннисные мячи;
-конусы;
-аптечка медицинская.
Цифровые образовательные ресурсы:
- ноутбук.
Лист корректировки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2015-2016 учебного года
Учитель: Л.В. Конрад предмет: "Подвижные игры" и "Путешествие по тропе здоровья" класс: 2 «Б»
_____ четверть | По рабочей программе | Корректировка |
Количество занятий по плану | Количество занятий по факту | Дата занятия | Тема занятия | Дата | Причина коррекции | Способ коррекции |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |