Единые подходы
к анализу результатов достижений учащихся
Педагогический анализ проводится в 4 этапа:
1 этап
определение предмета, состава, содержания анализа:
- сбор информации
- определить цель
2 этап
структурно- функциональное описание предмета анализа:
- изучить способ связей, педагогических условий, способов взаимодействия по достижению целей
3 этап
анализ причинно-следственных связей в логической цепочке:
- явление - причина – условие - следствие
4 этап
установление фактов достижения целей
Структура аналитической справки.
1.Цель
2. Исполнитель
3. Содержание
4. Вывод с указанием проблем
5. Механизмы устранения проблем
ПОЭЛЕМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поэлементный анализ работ учащихся способствует повышению объективности не только качественной, но иногда и количественной оценки (отметки). Такой анализ заключается в расчленении контрольного задания на возможные элементарные составные части в соответствии с выполняемыми показателями результатов усвоения и рассмотрении ответов учащихся на основе этих показателей и связей между ними.
Элементом ответа (элементом знаний) называют составную часть ответа, соответствующую тем или иным показателям общего результата. В качестве основы для поэлементного анализа можно использовать следующую матрицу: Файл:Matrica analiz k rab.jpg . Для заполнения матрицы используют символы «+» - правильный ответ, «-» - неправильный ответ (ошибка), «0» - ответ отсутствует.
Использование подобной матрицы дает возможность:
- получить точную и объективную количественную оценку ЗУН учащихся. Для этого общее количество выделенных элементов принимается за 100% и вычисляется процент верных ответов по формуле:
Процент выполнения работы = Кол-во правильных ответов/ Общее кол-во элементов х 100%
Полученный процент переводится в баллы по шкале:
А) для контрольной работы
отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
процент | 96-100% | 76-95% | 51-75% | менее 50% |
Б) для теста
отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
процент | 80-100% | 65-79% | 50-64% | менее 50% |
- получить наглядную информацию об основных ошибках, допущенных в работе, сделать выводы о типичности ошибок, причинах их возникновения и, как следствие, дает широкие возможности для коррекции.
- автоматизировать процесс обработки данных, использовать математические и статистические закономерности для их обработк
Контрольные работы проводятся с целью получения информации об уровне усвоения материала учащимися. Необходимо проводить и анализ контрольной работы. Но как это сделать? На что обратить внимание? Цель любого анализа - подвести итог, выявить типичные ошибки, сравнить с предыдущими результатами
Начать анализ необходимо с указания даты проведения контрольной работы и класса. Напишите тему, по которой вы оценивали знания учащихся. Отметьте, сколько человек обучается в этом классе и сколько выполняли задание. Затем подсчитайте, сколько учащихся справились с заданием на "пять", "четыре", "три" и т.д.
Например:
"5" - 10 учащихся (0 ошибок);
"4" - 12 учащихся (1-2 ошибки);
"3" - 10 учащихся (3-4 ошибки);
"2" - 4 учащихся (5-6 ошибок);
"1" - 1 учащийся (более 6 ошибок).
Обратите внимание, что критерии выставления оценок в начальной, средней и старшей школе разные.
Дальше вы должны посчитать уровень обученности и качество знаний учащихся.
Уровень обученности подсчитывается следующим образом: складывается количество "5", "4" и "3" и делится на общее количество писавших.
Например:
10+12+10=32
32:37=0,86
Таким образом, уровень обученности составляет 86%.
Качество знаний подсчитывается следующим образом: складывается количество "5" и "4" и делится на количество учащихся, написавших без "2" и "1".
Например:
10=12=22
22:32=0,69
Таким образом, качество знаний составляет 69%.
Далее необходимо отметить типичные ошибки, допущенные учениками, и указать их количество. Можно составить таблицу, в которую вы внесёте список учеников, типичные ошибки. Вы сможете отмечать напротив каждой фамилии, допустил ли ученик по данной орфограмме или в данном задании ошибку. Такая таблица удобна тем, что можно подсчитать процент ошибок, допущенных в контрольной работе на каждом этапе, а также процент правильно выполненных заданий.
Можно провести сравнение с результатами предыдущей контрольной работы. Например, если вы построите в графике кривую, отмечая проценты ошибок, а затем, обозначая другим цветом, построите кривую по результатам последней контрольной работы, то будет очевидно, по каким правилам или в каких заданиях наметился спад, а где отмечается положительная динамика.
Таким образом, педагог видит, на что обратить внимание в обучении, что необходимо повторить на последующих занятиях.