СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтические образы "Слова" в русской литературе, живописи, музыке

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поэтические образы "Слова" в русской литературе, живописи, музыке»

Творческое задание. Поэтические образы «Слова» в русской литературе, живописи, музыке. Подготовили : студенты группы РЛ-17-3, очной формы обучения Башмакова А. и Тулупова А. Н. Новгород 2018

Творческое задание.

Поэтические образы «Слова» в русской литературе, живописи, музыке.

Подготовили : студенты группы РЛ-17-3, очной формы обучения

Башмакова А. и Тулупова А.

Н. Новгород

2018

"Слово о полку Игореве" - живое явление не только литературы древней, но и новой - XIX–XX веков. Образы "Слова" использованы в стихах о России А.Блока и в произведениях И.Бунина, в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других.

"Слово" является основой сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". К этому произведению обращались такие художники: Н.Рерих, В.Васнецов и В.Фаворский. Время не властно над таким бессмертным произведением, как « Слово о полку Игореве»

“ Слово” в литературе.  Общение со “Словом” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение.  «Прекрасным благоуханным цветком славянской поэзии» называл “Слово” В.Г. Белинский. Неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов. В.Г. Белинский 1811 – 1848 гг.

Слово” в литературе.

Общение со “Словом” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение.

«Прекрасным благоуханным цветком славянской поэзии» называл “Слово” В.Г. Белинский. Неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.

В.Г. Белинский

1811 – 1848 гг.

“ Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях.

Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях.

 Поэтические инкрустации из “Слова” вносил в свою поэзию Радищев в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”: «Певец лет древних славных, певец времени Владимира, коего в громе парящая слава быстро пронеслась до Геллеспонта, Боян, певец сладчайший, коего глас, соловьиному подобный, столь нежно щекотал слухи твоих современников, возложи, Боян, благозвонкие твои персты на одушевленные, на живые твои струны…» 31 августа 1749 – 24 сентября 1802 гг.

Поэтические инкрустации из “Слова” вносил в свою поэзию Радищев в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”:

«Певец лет древних славных, певец времени Владимира, коего в громе парящая слава быстро пронеслась до Геллеспонта, Боян, певец сладчайший, коего глас, соловьиному подобный, столь нежно щекотал слухи твоих современников, возложи, Боян, благозвонкие твои персты на одушевленные, на живые твои струны…»

31 августа 1749 – 24 сентября 1802 гг.

К. Рылеев стихотворение «Боян»:

К. Рылеев стихотворение «Боян»:

"Может быть, жил Боян во времена героя Олега; может быть, пел ем славный поход сего аргонавта к Царю-граду, или несчастную смерть храброго Святослава, который с горстию своих погиб среди бесчисленных печенегов, или блестящую красоту Гостомысловой правнуки Ольги, ее невинность в сельском уединении, ее славу на троне".

18 сентября 1795 – 13 июля 1826 гг.

А.С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила» «Слово о полку Игореве» для А.С. Пушкина стало для поэта источником творческого вдохновения. В «Слове» упоминается о легендарном Лукоморье: А поганого Кобяка изъ луку моря от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ яко вихръ, выторже: и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ,в гридницѣ Святъславли. 6 июня 1799 – 10 февраля 1837 гг.

А.С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»

«Слово о полку Игореве» для А.С. Пушкина стало для поэта источником творческого вдохновения. В «Слове» упоминается о легендарном Лукоморье:

А поганого Кобяка изъ луку моря

от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ

яко вихръ, выторже:

и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ,в гридницѣ Святъславли.

6 июня 1799 – 10 февраля 1837 гг.

 В. Жуковский

В. Жуковский

"Слова о полку Игореве" подвергся язык многих поэтов. Вам уже известен перевод "Слова...", сделанный Василием Андреевичем Жуковским. А теперь послушайте отрывок из его произведения "Певец во стане русских воинов":

...О, радость древних лет, Боян!

Ты, арфой ополченный,

Летал пред строями славян,

И гимн гремел священный.

Петру возник среди снегов

Певец - податель славы…

9 февраля 1783 – 24 апреля 1852 гг.

А. Островский драма-сказка “Снегурочка” В хоре гусляров, из второго действия «весенней сказки», звучат мотивы «Слова о полку Игореве» «Чести и славы князьям добывая, Ломят и гонят дружины дружины, Топчут комонями, копьями нижут.  Лижут  Звери лесные кровавые трупы, Крыльями птицы прикрыли побитых, Тугой поникли деревья и травы.» 12 апреля 1823 – 14 июня 1886 гг.

А. Островский драма-сказка “Снегурочка”

В хоре гусляров, из второго действия «весенней сказки», звучат мотивы «Слова о полку Игореве»

«Чести и славы князьям добывая,

Ломят и гонят дружины дружины,

Топчут комонями, копьями нижут.

Лижут

Звери лесные кровавые трупы,

Крыльями птицы прикрыли побитых,

Тугой поникли деревья и травы.»

12 апреля 1823 – 14 июня 1886 гг.

“ Слово” в музыке.  Сочинение оперы А. Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”. 12 ноября 1833 – 27 февраля 1887 гг.

Слово” в музыке.

Сочинение оперы А. Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.

12 ноября 1833 – 27 февраля 1887 гг.

«Половецкие пляски» — балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина. Хор и половецкий танец оркестрованы Бородиным при участии Н. А. Римского-Корсакова к концерту Бесплатной музыкальной школы 27 февраля 1879 года. Римский-Корсаков в своей «Летописи» упоминает об участии в оркестровке А. К. Лядова, однако рукописными материалами это не подтверждается. «Половецкие танцы» приобрели огромную популярность.

«Половецкие пляски» — балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина.

Хор и половецкий танец оркестрованы Бородиным при участии Н. А. Римского-Корсакова к концерту Бесплатной музыкальной школы 27 февраля 1879 года. Римский-Корсаков в своей «Летописи» упоминает об участии в оркестровке А. К. Лядова, однако рукописными материалами это не подтверждается. «Половецкие танцы» приобрели огромную популярность.

Ария князя Игоря  — центральная характеристика главного героя. Он охарактеризован как мужественный воин, верный патриот и нежный горячо любящий супруг. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением.

Ария князя Игоря  — центральная характеристика главного героя. Он охарактеризован как мужественный воин, верный патриот и нежный горячо любящий супруг. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением.

“ Слово” в живописи.  Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре открылся первый “русский сезон”. В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина. 1874 – 1947 гг.

Слово” в живописи.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре открылся первый “русский сезон”. В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина.

1874 – 1947 гг.

Н.Рерих. Путивль. 1908 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Н.Рерих. Путивль. 1908 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Н.Рерих. Двор князя Владимира Галицкого.1914 г. Фонд Стравинского-Дягилева, Нью Йорк.

Н.Рерих. Двор князя Владимира Галицкого.1914 г. Фонд Стравинского-Дягилева, Нью Йорк.

Н. Рерих. Терем Ярославны [1908] Калужский областной художественный музей

Н. Рерих. Терем Ярославны [1908] Калужский областной художественный музей

Н. Рерих. Плач Ярославны.Собр. Е. М. Величко, Москва

Н. Рерих. Плач Ярославны.Собр. Е. М. Величко, Москва

В 1942 году Рерих пишет станковую картину «Поход Игоря».

В 1942 году Рерих пишет станковую картину «Поход Игоря».

“ Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Иваном Ивановичем Голиковым. 1887 – 1937 гг.

“ Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Иваном Ивановичем Голиковым.

1887 – 1937 гг.

Владимир Андреевич Фаворский – российский художник-график, монументалист, театральный художник, теоретик искусства, иллюстратор, создатель школы отечественной ксилографии, то есть гравюры на дереве. Богатый арсенал приёмов, которым владел мастер, способствовал содержательной простоте, ясности, лиризму его произведений. В. Фаворский четырежды иллюстрировал “Слово о полку Игореве”. 14 марта 1886 – 29 декабря 1964 гг.

Владимир Андреевич Фаворский – российский художник-график, монументалист, театральный художник, теоретик искусства, иллюстратор, создатель школы отечественной ксилографии, то есть гравюры на дереве.

Богатый арсенал приёмов, которым владел мастер, способствовал содержательной простоте, ясности, лиризму его произведений. В. Фаворский четырежды иллюстрировал “Слово о полку Игореве”.

14 марта 1886 – 29 декабря 1964 гг.

Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “Плач Ярославны”! Покоряет затихшее безбрежье далей – к ним обращено слово человека. Поэтичный речитатив Ярославны находит полнозвучный отклик и в заречных кущах, и в водах Днепра, и в сиянии солнца: Полечу кукушкою по Дунаю, омочу бобровый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле.

Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “Плач Ярославны”! Покоряет затихшее безбрежье далей – к ним обращено слово человека. Поэтичный речитатив Ярославны находит полнозвучный отклик и в заречных кущах, и в водах Днепра, и в сиянии солнца:

Полечу кукушкою по Дунаю,

омочу бобровый рукав в Каяле-реке,

утру князю кровавые его раны

на могучем его теле.

Плач Ярославны. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве». 1954

Плач Ярославны. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве». 1954

Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи. Стоит вспомнить картину Виктора Михайловича Васнецова “Баян”. 1848 – 1926 гг.

Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи. Стоит вспомнить картину Виктора Михайловича Васнецова “Баян”.

1848 – 1926 гг.

«Баян» 1910 г. Холст, масло 303 х 408 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

«Баян» 1910 г. Холст, масло 303 х 408 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки “Слова”: Пали полки Игоревы. Тут кровавого вина недостало, Тут пир окончили храбрые русские, Сватов напоили и сами полегли За землю Русскую.  После побоища Игоря Святославича с половцами - Виктор Михайлович Васнецов. 1880.

Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения.

Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки “Слова”:

Пали полки Игоревы.

Тут кровавого вина недостало,

Тут пир окончили храбрые русские,

Сватов напоили и сами полегли

За землю Русскую.

После побоища Игоря Святославича с половцами - Виктор Михайлович Васнецов. 1880.

Сюжеты «Слова» отразил в своей картине Василий Григорьевич Перов. 21 декабря 1833 – 29 мая 1882 гг.

Сюжеты «Слова» отразил в своей картине Василий Григорьевич Перов.

21 декабря 1833 – 29 мая 1882 гг.

Плач Ярославны - Перов. 1881. Холст, масло

Плач Ярославны - Перов. 1881. Холст, масло

1942 – 1976 гг. К. Васильев. Плач Ярославны.

1942 – 1976 гг.

К. Васильев. Плач Ярославны.

Заключение. Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа.

Заключение.

Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа.