СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтический театр как педагогическая технология

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о поэтическом театре как технологии, позволяющей расширить образовательное просстранство и объединить индивидуальную и коллективную работы, изучение литературы и русского языка, русской и зарубежной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Поэтический театр как педагогическая технология»


Поэтический театр

как педагогическая технология



Место поэтического театра в методической

системе работы по русскому языку и литературе


В пояснительной записке к программам по русскому языку (авторы М.Т.Баранов,

Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) одним из направлений работы провозглашается обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения, работу над развитием речевого слуха учащихся.


А в пояснительной записке к программе по литературе под ред. В.Я.Коровиной подчеркивается, что художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.


Связь русского языка и литературы закреплена программой и общим преподавателем этих таких разных и таких родственных дисциплин. В своей педагогической практике я стремлюсь всячески подчеркивать и выделять связь между учебными дисциплинами, между уроками на разные темы, между основной учебной деятельностью учащихся и внеклассной работой по предмету. Основным принципом своей педагогической деятельности определяю принцип с и с т е м н о с т и, позволяющий объединить различные приемы, методы, новые педагогические технологии для достижения единых, общих и наиболее значимых целей обучения и воспитания подрастающего поколения.

Ядром системы работы по предмету я считаю неразрывное единство рабочего урока (урока русского языка и литературы),

урока внеклассного чтения, развития речи и внеклассной работы по предмету.



Темы уроков-основ для создания поэтических

миниатюр и спектаклей



Поэтический театр как особая форма внеклассной работы складывался постепенно. И выборе тем для спектаклей главная роль принадлежит Программе общеобразовательных учреждений по литературе.


5 – 6 класс


Русские поэты о родной природе

« Осенний букет», «Весеннее танго»


5 – 6 класс


Мои любимые стихи (урок внеклассного чтения)

« Веселая карусель»


8 – 11 классы


Русские поэты о судьбе родины (поэзия И.Северянина, К.Бальмонта, А.Блока и др.)

« Спящая красавица»





А.А.Блок , цикл «На поле Куликовом»


9 класс


«Слово о полку Игореве» -- бессмертный памятник древнерусской литературы

« О, Русь моя, жена моя!»

11 класс


Творчество М.Цветаевой


Современная поэзия




8 класс


« Ромео и Джульетта» У.Шекспира –

гимн всепобеждающей любви


Сонеты У.Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Сонет в русской и мировой литературе

« Шекспир, который жизнь…»

9 класс


Гамлет как вечный образ мировой литературы


11 класс


Творчество Б. Пастернака, стихотворение «Гамлет». Пастернак-переводчик





В основе у р о к а лежит проблемный вопрос:

« За что мы любим стихи?»;

« Почему многие поэты, разделенные во времени, называют Россию

спящей красавицей?»;

« В чем современность «Слова о полку Игореве?»;

«Почему роль Гамлета уже более 300 лет считается самой трудной и

желаемой для любого актера?»

« Что сильнее в трагедии «Ромео и Джульетта» любовь или смерть?»

Подготовка домашнего задания, написание творческих работ, поиск материала к уроку для многих учащихся становится пропуском в поэтический театр «Элегия». Таким образом, к моменту выхода спектакля мы имеем подготовленного зрителя.



Поэтический театр – средство использования новых

педагогических технологий



Использование проектной технологии

в работе поэтического театра «Элегия»



Под проектом в рамках школьной программы понимается творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых дел под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

Работа гад проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки,

Взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Ученическая проектно-исследовательская деятельность имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:

- личностно-ориентированный вид познавательной деятельности;

- активное познание, поиск, исследование;

- комплексный характер;

- учебно-прикладной, т.е. прикладной характер;

- личностная или социальная значимость проекта;

- проблемный характер;

- вариативность и альтернативность, отсутствие единственного решения;

- воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;

- планомерность, последовательность, технологичность процесса;

- самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция,

самооценка;

- сотрудничество с учителем и его «страхующая» роль;

- авторское решение, авторская доказательная позиция;

- защита проекта и его общественная оценка.


Проектно-исследовательская деятельность поэтического театра «Элегия», как творческая по характеру, осуществляется через следующие этапы:



Важно, чтобы на заключительном этапе были определены вытекающие из завершенного исследования новые более сложные проблемы, что послужит толчком к новому витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

«Если в конце исследования не видно начала следующего – значит исследование не доведено до конца» (Д.С.Лихачев).



Результаты деятельности поэтического театра –

разнообразные виды проектов



Поэтический спектакль

Учебный видеофильм,

в том числе фильм- сопровождение


Научно-популярный

журнал



Медиатехнология



Для каждой поэтической миниатюры и поэтического спектакля творческой группой создается видеосопровождение. Это особые видеофильмы, которые помогают зрителю понять авторский замысел, эмоционально настраивают, служат справочным материалом. В стандартной программе Windows Movie Maker создаются видеофильмы из фотографий и изображений, обработанных в программах Photoshop и Corel DRAW , фрагментов художественных и мультипликационных фильмов. Фильмы-сопровождения тоже могут служить учебным наглядным материалом для рабочих уроков.


Музыкальная фонограмма спектакля – это тоже отдельный проект, создаваемый учащимися при помощи и при руководстве учителя. Аудиодиски, созданные после премьеры спектакля, могут служить пособием для уроков по представленной теме.


Издание научно-популярного журнала «Живое слово» тоже требует компьютерной грамотности. Импортирование изображений, верстка, редактирование – всему этому учатся учащиеся, работая над журналом.


Образовательные и воспитательные цели

предложенной системы работы по русскому языку


Предложенная система позволят ставить и достигать целый ряд образовательных и воспитательных целей, основной из которых является развитие творческих способностей учащихся. Ученическая творческая деятельность – это открытие чего-либо ранее неизвестного, это трудовая деятельность, это реализация мечты.




« Если в начале XX века в работнике больше всего ценились физическая сила и квалификация, если в середине XX века – выносливость и внимательность, то на рубеже XX и XXI веков наиболее ценным считается образование и способность к творчеству».

(историческая справка)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!