Поэтический театр
как педагогическая технология
Место поэтического театра в методической
системе работы по русскому языку и литературе
В пояснительной записке к программам по русскому языку (авторы М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) одним из направлений работы провозглашается обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения, работу над развитием речевого слуха учащихся.
А в пояснительной записке к программе по литературе под ред. В.Я.Коровиной подчеркивается, что художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Связь русского языка и литературы закреплена программой и общим преподавателем этих таких разных и таких родственных дисциплин. В своей педагогической практике я стремлюсь всячески подчеркивать и выделять связь между учебными дисциплинами, между уроками на разные темы, между основной учебной деятельностью учащихся и внеклассной работой по предмету. Основным принципом своей педагогической деятельности определяю принцип с и с т е м н о с т и, позволяющий объединить различные приемы, методы, новые педагогические технологии для достижения единых, общих и наиболее значимых целей обучения и воспитания подрастающего поколения.
Ядром системы работы по предмету я считаю неразрывное единство рабочего урока (урока русского языка и литературы),
урока внеклассного чтения, развития речи и внеклассной работы по предмету.
Темы уроков-основ для создания поэтических
миниатюр и спектаклей
Поэтический театр как особая форма внеклассной работы складывался постепенно. И выборе тем для спектаклей главная роль принадлежит Программе общеобразовательных учреждений по литературе.
5 – 6 класс | |
Русские поэты о родной природе | « Осенний букет», «Весеннее танго» |
5 – 6 класс | |
Мои любимые стихи (урок внеклассного чтения) | « Веселая карусель» |
8 – 11 классы | |
Русские поэты о судьбе родины (поэзия И.Северянина, К.Бальмонта, А.Блока и др.) | « Спящая красавица» |
| |
А.А.Блок , цикл «На поле Куликовом» | |
9 класс | |
«Слово о полку Игореве» -- бессмертный памятник древнерусской литературы | « О, Русь моя, жена моя!» |
11 класс | |
Творчество М.Цветаевой | |
Современная поэзия | |
8 класс | |
« Ромео и Джульетта» У.Шекспира – гимн всепобеждающей любви | |
Сонеты У.Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Сонет в русской и мировой литературе | « Шекспир, который жизнь…» |
9 класс | |
Гамлет как вечный образ мировой литературы | |
11 класс | |
Творчество Б. Пастернака, стихотворение «Гамлет». Пастернак-переводчик | |
| |
В основе у р о к а лежит проблемный вопрос:
« За что мы любим стихи?»;
« Почему многие поэты, разделенные во времени, называют Россию
спящей красавицей?»;
« В чем современность «Слова о полку Игореве?»;
«Почему роль Гамлета уже более 300 лет считается самой трудной и
желаемой для любого актера?»
« Что сильнее в трагедии «Ромео и Джульетта» любовь или смерть?»
Подготовка домашнего задания, написание творческих работ, поиск материала к уроку для многих учащихся становится пропуском в поэтический театр «Элегия». Таким образом, к моменту выхода спектакля мы имеем подготовленного зрителя.
Поэтический театр – средство использования новых
педагогических технологий
Использование проектной технологии
в работе поэтического театра «Элегия»
Под проектом в рамках школьной программы понимается творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых дел под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
Работа гад проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки,
Взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
Ученическая проектно-исследовательская деятельность имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:
- личностно-ориентированный вид познавательной деятельности;
- активное познание, поиск, исследование;
- комплексный характер;
- учебно-прикладной, т.е. прикладной характер;
- личностная или социальная значимость проекта;
- проблемный характер;
- вариативность и альтернативность, отсутствие единственного решения;
- воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;
- планомерность, последовательность, технологичность процесса;
- самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция,
самооценка;
- сотрудничество с учителем и его «страхующая» роль;
- авторское решение, авторская доказательная позиция;
- защита проекта и его общественная оценка.
Проектно-исследовательская деятельность поэтического театра «Элегия», как творческая по характеру, осуществляется через следующие этапы:
Важно, чтобы на заключительном этапе были определены вытекающие из завершенного исследования новые более сложные проблемы, что послужит толчком к новому витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.
«Если в конце исследования не видно начала следующего – значит исследование не доведено до конца» (Д.С.Лихачев).
Результаты деятельности поэтического театра –
разнообразные виды проектов
Поэтический спектакль | Учебный видеофильм, в том числе фильм- сопровождение | Научно-популярный журнал |
Медиатехнология
Для каждой поэтической миниатюры и поэтического спектакля творческой группой создается видеосопровождение. Это особые видеофильмы, которые помогают зрителю понять авторский замысел, эмоционально настраивают, служат справочным материалом. В стандартной программе Windows Movie Maker создаются видеофильмы из фотографий и изображений, обработанных в программах Photoshop и Corel DRAW , фрагментов художественных и мультипликационных фильмов. Фильмы-сопровождения тоже могут служить учебным наглядным материалом для рабочих уроков.
Музыкальная фонограмма спектакля – это тоже отдельный проект, создаваемый учащимися при помощи и при руководстве учителя. Аудиодиски, созданные после премьеры спектакля, могут служить пособием для уроков по представленной теме.
Издание научно-популярного журнала «Живое слово» тоже требует компьютерной грамотности. Импортирование изображений, верстка, редактирование – всему этому учатся учащиеся, работая над журналом.
Образовательные и воспитательные цели
предложенной системы работы по русскому языку
Предложенная система позволят ставить и достигать целый ряд образовательных и воспитательных целей, основной из которых является развитие творческих способностей учащихся. Ученическая творческая деятельность – это открытие чего-либо ранее неизвестного, это трудовая деятельность, это реализация мечты.
« Если в начале XX века в работнике больше всего ценились физическая сила и квалификация, если в середине XX века – выносливость и внимательность, то на рубеже XX и XXI веков наиболее ценным считается образование и способность к творчеству».
(историческая справка)