СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поэтические вопросы" в тестах по истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Характерной особенностью школьного курса истории является то, что почти на каждом уроке используются межпредметные связи. География, обществознание, МХК и другие дисциплины тесно взаимодействуют с историей, но наиболее важным является «сотрудничество» с литература. «Война и Мир», «Тихий Дон», «Капитанская дочка», «Дубровский» и многие другие произведения художественной литературы помогают учителю   шире, глубже, красочней раскрыть исторический материал. 

Просмотр содержимого документа
«"Поэтические вопросы" в тестах по истории.»

Кравченко Алексей Николаевич Учитель истории и обществознания МКОУ «Стародраченинская с.о.ш.» Заринского района, Алтайского края.  I квалификационная категория, стаж работы 22 года. Адрес электронной почты: lovazadoff@gmail.com Сайт: http://multiurok.ru/znanie-sila-2/files/

Кравченко Алексей Николаевич Учитель истории и обществознания МКОУ «Стародраченинская с.о.ш.» Заринского района, Алтайского края.

I квалификационная категория, стаж работы 22 года.

Адрес электронной почты:

[email protected]

Сайт:

http://multiurok.ru/znanie-sila-2/files/

 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Характерной особенностью школьного курса истории является то, что почти на каждом уроке используются межпредметные связи. География, обществознание, МХК и другие дисциплины тесно взаимодействуют с историей, но наиболее важным является «сотрудничество» с литература. «Война и Мир», «Тихий Дон», «Капитанская дочка», «Дубровский» и многие другие произведения художественной литературы помогают учителю шире, глубже, красочней раскрыть исторический материал. Наверное нет таких историков, которые бы не использовали эти методики в своей педагогической деятельности.   В данной работе я хочу поделиться конкретными примерами применения «поэтических вопросов» при проведении тестов и других проверочных работ по истории. Подобные задания делают тест более разнообразным, интересным, мотивируют учащихся к предмету, повышают эффективность обучения, что и является основной целью современного образования.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Характерной особенностью школьного курса истории является то, что почти на каждом уроке используются межпредметные связи. География, обществознание, МХК и другие дисциплины тесно взаимодействуют с историей, но наиболее важным является «сотрудничество» с литература. «Война и Мир», «Тихий Дон», «Капитанская дочка», «Дубровский» и многие другие произведения художественной литературы помогают учителю шире, глубже, красочней раскрыть исторический материал. Наверное нет таких историков, которые бы не использовали эти методики в своей педагогической деятельности.

В данной работе я хочу поделиться конкретными примерами применения «поэтических вопросов» при проведении тестов и других проверочных работ по истории. Подобные задания делают тест более разнообразным, интересным, мотивируют учащихся к предмету, повышают эффективность обучения, что и является основной целью современного образования.

1. Прочитайте строки древнегреческого поэта: «Славный полис Афины лежит меж скалистых холмов (А) Множество  храмов  прекрасных  там  я с восторгом  увидел (Б) Мудрой Афины копьё златом сверкает на солнце (В) Сфинкс величавый с холма грозно взирает на смертных (Г) Сотни триер ожидают дальних походов в Пирее (Д) Царь Леонид этим полисом с мудростию управляет…» (Е) Появились сомнения? Укажите две «фальшивые» строки.    Комментарий: правильный ответ «Г» и «Е». Пятиклассники легко находят первый ответ, а второй вызывает затруднения. Якобы «гомеровские» стихи - моего собственного сочинения, такие можно сочинить к любой теме по истории Древнего мира. Особых талантов и времени это не потребует.

1. Прочитайте строки древнегреческого поэта:

«Славный полис Афины лежит меж скалистых холмов (А)

Множество храмов прекрасных там я с восторгом увидел (Б)

Мудрой Афины копьё златом сверкает на солнце (В)

Сфинкс величавый с холма грозно взирает на смертных (Г)

Сотни триер ожидают дальних походов в Пирее (Д)

Царь Леонид этим полисом с мудростию управляет…» (Е)

Появились сомнения?

Укажите две «фальшивые» строки.

Комментарий: правильный ответ «Г» и «Е». Пятиклассники легко находят первый ответ, а второй вызывает затруднения. Якобы «гомеровские» стихи - моего собственного сочинения, такие можно сочинить к любой теме по истории Древнего мира. Особых талантов и времени это не потребует.

2. Прочитайте строки древнегреческого поэта:

2. Прочитайте строки древнегреческого поэта:

"…На поединок с врагами

храбрый Ахилл собирался.

Шлем золоченый

на голову он водружает,

Панцирь тяжелый

могучее тело скрывает.

А на ногах сапоги из шкуры кентавра.

Меч и копьё он берет

в мускулистые руки.

Острую саблю подвесил

герой наш на кожаный пояс.

Нет ему равных бойцов среди смертных…»

Какие два предмета вам кажутся лишними в снаряжении древнегреческого воина?

Примечание: Лишними являются сапоги и сабля.

О храбром парне речь  пойдет Он звался ……. ……. Не даром имя смельчака В народе берегут. Ещё он бороды не брил, А был уже стрелок, И самый дюжий бородач Тягаться с ним не мог. Но дом его сожгли враги, И ……. ……. исчез – С ватагой доблестных  стрелков Ушел в Шервудский лес.  3. Прочитайте фрагмент старинной английской баллады. Вспомните имя главного героя.

О храбром парне речь

пойдет

Он звался ……. …….

Не даром имя смельчака

В народе берегут.

Ещё он бороды не брил,

А был уже стрелок,

И самый дюжий бородач

Тягаться с ним не мог.

Но дом его сожгли враги,

И ……. ……. исчез –

С ватагой доблестных

стрелков

Ушел в Шервудский лес.

3. Прочитайте фрагмент старинной английской баллады. Вспомните имя главного героя.

4. О каком событии говорит Пушкин в своей поэме «Медный всадник»?  «…Отсель грозить мы  будем шведу, Назло надменному соседу Здесь нам природой  суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать  при море…» ( Ответ:  основание Санкт-Петербурга. Вопрос можно упростить или усложнить. Например: о каком городе идёт речь? Более сложный вариант: запиши дату описанного Пушкиным события.

4. О каком событии говорит Пушкин в своей поэме «Медный всадник»?

«…Отсель грозить мы

будем шведу,

Назло надменному соседу

Здесь нам природой

суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать

при море…»

( Ответ: основание Санкт-Петербурга. Вопрос можно упростить или усложнить. Например: о каком городе идёт речь? Более сложный вариант: запиши дату описанного Пушкиным события.

 «Швед, русский — колет, рубит, режет.  Бой барабанный, клики, скрежет,  Гром пушек, топот, ржанье, стон,  И смерть и ад со всех сторон.  Но близок, близок миг победы.  Ура! мы ломим; гнутся шведы.  О славный час! о славный вид!  Еще напор — и враг бежит…» 5. О каком сражении идёт речь? Вариант: запишите дату этой битвы. ( Ответ: Полтавская битва, 27 июня 1709 года)

«Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор — и враг бежит…»

5. О каком сражении идёт речь?

Вариант: запишите дату этой битвы.

( Ответ: Полтавская битва, 27 июня 1709 года)

6. О каком сражении идёт речь? Вариант: запишите дату этого события.  « Ну ж был денек! Сквозь дым летучий  Французы двинулись, как тучи,  И всё на наш редут.  Уланы с пестрыми значками,  Драгуны с конскими хвостами,  Все промелькнули перед нами,  Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!..  Носились знамена, как тени,  В дыму огонь блестел,  Звучал булат, картечь визжала,  Рука бойцов колоть устала,  И ядрам пролетать мешала  Гора кровавых тел». ( Ответ: Бородинская битва, 26 августа 1812 года)

6. О каком сражении идёт речь?

Вариант: запишите дату

этого события.

« Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел».

( Ответ: Бородинская битва, 26 августа 1812 года)

 7. Какие строки не относятся к футуризму: А) «От смрада протухших созвездий  Пузыристо булькает ладан.  Ступай, или прыгай, иль езди  Ты будешь ноздрею обрадован…» ---------------------------- Б ) «Будем кушать камни, травы  Сладость, горечь и отравы  Будем лопать пустоту, глубину и высоту…» ------------------------------------- В) «Ночь, улица, фонарь, аптека,  Бессмысленный и тусклый свет.  Живи еще хоть четверть века —  Все будет так. Исхода нет…» ------------------------------------ Г) «Если звезды зажигают - значит это  кому-нибудь нужно?  Значит - кто-то называет эти плевочки  жемчужиной?» Ответ: вариант «В» (А.Блок)

7. Какие строки не относятся к футуризму:

А) «От смрада протухших созвездий

Пузыристо булькает ладан.

Ступай, или прыгай, иль езди

Ты будешь ноздрею обрадован…»

----------------------------

Б ) «Будем кушать камни, травы

Сладость, горечь и отравы

Будем лопать пустоту, глубину и высоту…»

-------------------------------------

В) «Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет…»

------------------------------------

Г) «Если звезды зажигают - значит это

кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?»

Ответ: вариант «В» (А.Блок)

8. О каком процессе говорится в поэме А.Твардовского «Страна Муравия»? Или более сложный вариант: о какой социальной прослойке сельчан идёт речь? ( Ответ: коллективизация, кулаки) «Их не били, не вязали,   Не пытали пытками,   Их везли, везли возами   С детьми и пожитками А кто сам не шел из хаты,   Кто кидался в обмороки,   Милицейские ребята   Выводили под руки... »

8. О каком процессе говорится в поэме А.Твардовского «Страна Муравия»? Или более сложный вариант: о какой социальной прослойке сельчан идёт речь? ( Ответ: коллективизация, кулаки)

«Их не били, не вязали,  Не пытали пытками,  Их везли, везли возами  С детьми и пожитками

А кто сам не шел из хаты,  Кто кидался в обмороки,  Милицейские ребята  Выводили под руки... »

 9. О чем мечтал «братишка-хохол» в стихотворении М.Светлова «Гренада» ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  А) о сытой и весёлой жизни; Б) о мировой революции; В) о встрече с Лениным; Г) об окончательной победе над белогвардейцами. Примечание: правильный ответ «Б», стихотворение лучше прочитать полностью (см слайд №14), хотя ответ можно найти и в приведённом отрывке. Откуда ж, приятель, Песня твоя: «Гренада, Гренада, Гренада моя»? ************ Он медлит с ответом, Мечтатель-хохол: — Братишка! Гренаду Я в книге нашел. Красивое имя, Высокая честь — Гренадская волость В Испании есть! ************** Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные! Прощайте, семья! «Гренада, Гренада, Гренада моя!»

9. О чем мечтал «братишка-хохол» в стихотворении М.Светлова «Гренада»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А) о сытой и весёлой жизни; Б) о мировой революции; В) о встрече

с Лениным; Г) об окончательной победе над белогвардейцами.

Примечание: правильный ответ «Б», стихотворение лучше прочитать полностью (см слайд №14), хотя ответ можно найти и в приведённом отрывке.

Откуда ж, приятель,

Песня твоя:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя»?

************

Он медлит с ответом,

Мечтатель-хохол:

Братишка! Гренаду

Я в книге нашел.

Красивое имя,

Высокая честь —

Гренадская волость

В Испании есть!

**************

Я хату покинул,

Пошел воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать.

Прощайте, родные!

Прощайте, семья!

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

 10. Какую повинность ввёл Евгений Онегин в своих владениях, отменив «ярмо барщины старинной»? «Один среди своих  владений,  Чтоб только время  проводить,  Сперва задумал наш  Евгений  Порядок новый учредить.  В своей глуши мудрец  пустынный,  Ярмо он барщины   старинной  ……… легким заменил;  И раб судьбу благословил» (Ответ: оброк)

10. Какую повинность ввёл Евгений Онегин в своих владениях, отменив «ярмо барщины старинной»?

«Один среди своих

владений, Чтоб только время

проводить, Сперва задумал наш

Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец

пустынный, Ярмо он барщины 

старинной ……… легким заменил; И раб судьбу благословил»

(Ответ: оброк)

МИХАИЛ СВЕТЛОВ

ГРЕНАДА

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая —

Степной малахит.

Но песню иную

О дальней земле

Возил мой приятель

С собою в седле.

Он пел, озирая

Родные края:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Он песенку эту

Твердил наизусть...

Откуда у хлопца

Испанская грусть?

Ответь, Александровск,

И Харьков, ответь:

Давно ль по-испански

Вы начали петь?

Скажи мне, Украина,

Не в этой ли ржи

Тараса Шевченко

Папаха лежит?

Откуда ж, приятель,

Песня твоя:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя»?

Он медлит с ответом,

Мечтатель-хохол:

Братишка! Гренаду

Я в книге нашел.

Красивое имя,

Высокая честь —

Гренадская волость

В Испании есть!

Я хату покинул,

Пошел воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать.

Прощайте, родные!

Прощайте, семья!

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Мы мчались, мечтая

Постичь поскорей

Грамматику боя —

Язык батарей.

Восход поднимался

И падал опять,

И лошадь устала

Степями скакать.

Но «Яблочко»-песню

Играл эскадрон

Смычками страданий

На скрипках времен...

Где же, приятель,

Песня твоя;

«Гренада, Гренада,

Гренада моя»?

Пробитое тело

Наземь сползло,

Товарищ впервые

Оставил седло.

Я видел: над трупом

Склонилась луна,

И мертвые губы

Шепнули: «Грена...»

Да. В дальнюю область,

В заоблачный плес

Ушел мой приятель

И песню унес.

С тех пор не слыхали

Родные края:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Отряд не заметил

Потери бойца

И «Яблочко»-песню

Допел до конца.

Лишь по небу тихо

Сползла погодя

На бархат заката

Слезинка дождя...

Новые песни

Придумала жизнь...

Не надо, ребята,

О песне тужить.

Не надо, не надо,

Не надо, друзья...

Гренада, Гренада,

Гренада моя!

1926

 Спасибо за внимание. Буду очень рад, если мой опыт кому-нибудь пригодится, послужит мотивацией для работы в этом направлении. Предлагаю вашему вниманию ссылки на некоторые мои разработки.  «Юмор на уроках истории» https ://multiurok.ru/files/iumor-na-urokakh-istorii.html «Историческая карта своими руками» https :// multiurok.ru/files/istorichieskaia-karta-svoimi-rukami.html Сайт: http ://multiurok.ru/znanie-sila-2/files/

Спасибо за внимание. Буду очень рад, если мой опыт кому-нибудь пригодится, послужит мотивацией для работы в этом направлении. Предлагаю вашему вниманию ссылки на некоторые мои разработки.

«Юмор на уроках истории» https ://multiurok.ru/files/iumor-na-urokakh-istorii.html

«Историческая карта своими руками»

https :// multiurok.ru/files/istorichieskaia-karta-svoimi-rukami.html

Сайт: http ://multiurok.ru/znanie-sila-2/files/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!