Кравченко Алексей Николаевич Учитель истории и обществознания МКОУ «Стародраченинская с.о.ш.» Заринского района, Алтайского края.
I квалификационная категория, стаж работы 22 года.
Адрес электронной почты:
[email protected]
Сайт:
http://multiurok.ru/znanie-sila-2/files/
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Характерной особенностью школьного курса истории является то, что почти на каждом уроке используются межпредметные связи. География, обществознание, МХК и другие дисциплины тесно взаимодействуют с историей, но наиболее важным является «сотрудничество» с литература. «Война и Мир», «Тихий Дон», «Капитанская дочка», «Дубровский» и многие другие произведения художественной литературы помогают учителю шире, глубже, красочней раскрыть исторический материал. Наверное нет таких историков, которые бы не использовали эти методики в своей педагогической деятельности.
В данной работе я хочу поделиться конкретными примерами применения «поэтических вопросов» при проведении тестов и других проверочных работ по истории. Подобные задания делают тест более разнообразным, интересным, мотивируют учащихся к предмету, повышают эффективность обучения, что и является основной целью современного образования.
1. Прочитайте строки древнегреческого поэта:
«Славный полис Афины лежит меж скалистых холмов (А)
Множество храмов прекрасных там я с восторгом увидел (Б)
Мудрой Афины копьё златом сверкает на солнце (В)
Сфинкс величавый с холма грозно взирает на смертных (Г)
Сотни триер ожидают дальних походов в Пирее (Д)
Царь Леонид этим полисом с мудростию управляет…» (Е)
Появились сомнения?
Укажите две «фальшивые» строки.
Комментарий: правильный ответ «Г» и «Е». Пятиклассники легко находят первый ответ, а второй вызывает затруднения. Якобы «гомеровские» стихи - моего собственного сочинения, такие можно сочинить к любой теме по истории Древнего мира. Особых талантов и времени это не потребует.
2. Прочитайте строки древнегреческого поэта:
"…На поединок с врагами
храбрый Ахилл собирался.
Шлем золоченый
на голову он водружает,
Панцирь тяжелый
могучее тело скрывает.
А на ногах сапоги из шкуры кентавра.
Меч и копьё он берет
в мускулистые руки.
Острую саблю подвесил
герой наш на кожаный пояс.
Нет ему равных бойцов среди смертных…»
Какие два предмета вам кажутся лишними в снаряжении древнегреческого воина?
Примечание: Лишними являются сапоги и сабля.
О храбром парне речь
пойдет
Он звался ……. …….
Не даром имя смельчака
В народе берегут.
Ещё он бороды не брил,
А был уже стрелок,
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.
Но дом его сожгли враги,
И ……. ……. исчез –
С ватагой доблестных
стрелков
Ушел в Шервудский лес.
3. Прочитайте фрагмент старинной английской баллады. Вспомните имя главного героя.
4. О каком событии говорит Пушкин в своей поэме «Медный всадник»?
«…Отсель грозить мы
будем шведу,
Назло надменному соседу
Здесь нам природой
суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать
при море…»
( Ответ: основание Санкт-Петербурга. Вопрос можно упростить или усложнить. Например: о каком городе идёт речь? Более сложный вариант: запиши дату описанного Пушкиным события.
«Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит…»
5. О каком сражении идёт речь?
Вариант: запишите дату этой битвы.
( Ответ: Полтавская битва, 27 июня 1709 года)
6. О каком сражении идёт речь?
Вариант: запишите дату
этого события.
« Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел».
( Ответ: Бородинская битва, 26 августа 1812 года)
7. Какие строки не относятся к футуризму:
А) «От смрада протухших созвездий
Пузыристо булькает ладан.
Ступай, или прыгай, иль езди
Ты будешь ноздрею обрадован…»
----------------------------
Б ) «Будем кушать камни, травы
Сладость, горечь и отравы
Будем лопать пустоту, глубину и высоту…»
-------------------------------------
В) «Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет…»
------------------------------------
Г) «Если звезды зажигают - значит это
кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?»
Ответ: вариант «В» (А.Блок)
8. О каком процессе говорится в поэме А.Твардовского «Страна Муравия»? Или более сложный вариант: о какой социальной прослойке сельчан идёт речь? ( Ответ: коллективизация, кулаки)
«Их не били, не вязали, Не пытали пытками, Их везли, везли возами С детьми и пожитками
А кто сам не шел из хаты, Кто кидался в обмороки, Милицейские ребята Выводили под руки... »
9. О чем мечтал «братишка-хохол» в стихотворении М.Светлова «Гренада»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А) о сытой и весёлой жизни; Б) о мировой революции; В) о встрече
с Лениным; Г) об окончательной победе над белогвардейцами.
Примечание: правильный ответ «Б», стихотворение лучше прочитать полностью (см слайд №14), хотя ответ можно найти и в приведённом отрывке.
Откуда ж, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?
************
Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
— Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь —
Гренадская волость
В Испании есть!
**************
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
10. Какую повинность ввёл Евгений Онегин в своих владениях, отменив «ярмо барщины старинной»?
«Один среди своих
владений, Чтоб только время
проводить, Сперва задумал наш
Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец
пустынный, Ярмо он барщины
старинной ……… легким заменил; И раб судьбу благословил»
(Ответ: оброк)
МИХАИЛ СВЕТЛОВ
ГРЕНАДА
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая —
Степной малахит.
Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.
Он пел, озирая
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Он песенку эту
Твердил наизусть...
Откуда у хлопца
Испанская грусть?
Ответь, Александровск,
И Харьков, ответь:
Давно ль по-испански
Вы начали петь?
Скажи мне, Украина,
Не в этой ли ржи
Тараса Шевченко
Папаха лежит?
Откуда ж, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?
Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
— Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь —
Гренадская волость
В Испании есть!
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Мы мчались, мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя —
Язык батарей.
Восход поднимался
И падал опять,
И лошадь устала
Степями скакать.
Но «Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен...
Где же, приятель,
Песня твоя;
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?
Пробитое тело
Наземь сползло,
Товарищ впервые
Оставил седло.
Я видел: над трупом
Склонилась луна,
И мертвые губы
Шепнули: «Грена...»
Да. В дальнюю область,
В заоблачный плес
Ушел мой приятель
И песню унес.
С тех пор не слыхали
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя...
Новые песни
Придумала жизнь...
Не надо, ребята,
О песне тужить.
Не надо, не надо,
Не надо, друзья...
Гренада, Гренада,
Гренада моя!
1926
Спасибо за внимание. Буду очень рад, если мой опыт кому-нибудь пригодится, послужит мотивацией для работы в этом направлении. Предлагаю вашему вниманию ссылки на некоторые мои разработки.
«Юмор на уроках истории» https ://multiurok.ru/files/iumor-na-urokakh-istorii.html
«Историческая карта своими руками»
https :// multiurok.ru/files/istorichieskaia-karta-svoimi-rukami.html
Сайт: http ://multiurok.ru/znanie-sila-2/files/