ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ОҚУ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН АГРОТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ КАЗАХСТАНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Ашык сабақтың эдістемелік әзірлемесі
Методическая разработка открытого урока по предмету; «Русский язык и литература»
Тақырыбы: «Соғысқа шалдыққан поэзия»
Тема: «Поэзия, опаленная войной»
Орындаған: Сафина СЕ. Выполнила: Сафина СЕ,
Әдістемелік әзірлеме ЦК мәжілісінде беккітілді хаттама № « £ » OS 2012 ж.
Методическая разработка утверждена на заседании ЦМК протокол № £
от« £» 2012 г.
Комиссияның төрағасы:
Председатель комиссии:

Карабалык, 2012 ж. Қарабалық, 2012 г.
Поурочный план №19
Кабинет 407
Күні/дата 15 марта
Топ/Группа_291
Пәні/Предмет : Русская литература
Сабақтың тақырыбы:
Тема урока: Поэзия, опаленная войной Сабақтың мақсаты:Цели урока:
Шолу/Образовательная : дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр,
соединяла высокие и потриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя.
Дамыту/Развивающая: развивать познавательные способности учащихся; комуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Тәрбиелік/Воспитательная:_способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный
Сабақ түрі/Вид урока: урок презентация с применением групповой формы работы
Оқыту әдісі/Методы обучения: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта,беседа.
Пәнаралық байланыс/Межпредметная связь: история, информатика.
Материалдық-техниқалық жабдық/Материально-техническое обеспечение:
мультимедийная презентация « Ради жизни на земле»,
в\ф «Парад Победы», памятка «Анализ стихотворений», карты урока, словарь литературоведческих терминов.
Оқушылар білуі керек/Учащиеся должны знать: содержание изученных поэтических произведений.
Оқушылар icтей білуі керек/Учащиеся должны уметь: воспроизводить содержание литературного произведения
Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание
1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,
2-я - И.Уткина,
3-я - М.Джалиля,
4-я - К.Симонова,
5-я А. Суркова,
6-я - группа "Поиск" собирает материал по теме "Сотрудники колледжа, участвовавшие в Великой Отечественной войне" и готовит презентацию "Никто не забыт, ничто не забыто".
Ход урока
1. Организационный момент. Цели и задачи
а) Слово учителя: Здравствуйте , ребята! Мне приятно видеть вас на нашем уроке. А еще
приятнее будет с вами работать. Мы не будем волноваться. Мы улыбнемся друг другу, и
у нас обязательно все получится. Сегодня у нас не обычный урок, урок посвященный
поэзии военных лет.
б) .3вучит вальс и слова о нападении врага. Приложение 1
Итак, ребята, как нам уже известно из уроков истории 22 июня 1941года началась В.О.В.
Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом металла. Все что было до этого обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво -
красным огнем, многие матери отметят этот день в календаре черным числом.
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!
Какому историческому событию они посвящены? Да, событиям Великой Отечественной войны...
Война...Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость....)
Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.
Цель нашего урока - понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.
2. Презентация "Ради жизни на земле".Приложение 2
слайд - Да, война - это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.
слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.
На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.
Внимание: вопрос. Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?
Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех вьшавших на долю страны и народа испытаний.
слайд - В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА.
Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?
Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.
Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.
Многие военные стихи становились популярными песнями ("Священная война" В. Лебедев-Кумач, "Землянка" А. Сурков и др.)
Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?
В ходе дебатов выясняем, что
отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;
3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);
многогранность и глубина лирики;
раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;
музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;
создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).
слайд. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.
3. Выступления групп по плану
О жизни писателя и его творчестве.
Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору учащихся). Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно.
слайд - Ю.Друнина (1924-1991).
Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.
Стихотворения "Я только раз видала рукопашный", "Целовались. Плакали и пели..."
слайд - И.Уткин (1924-1991)
Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронтав Москву, погиб в авиационной катастрофе.
Стихотворения "Если я не вернусь, дорогая...", "Сестра".
7-8 слайд - М.Джалиль (1906-1944)
Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Стихотворения "Платок", "Без ноги".
9слайд-К.Симонов (1915-1979)
Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.
24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение "Жди меня" стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
Стихотворения "Жди меня", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."
10 слайд -А-Сурков (1899-1983)
Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни "Землянка".
Стихотворение "Землянка".
Беседа по вопросам
Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.
Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.
Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)
В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как .жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.
Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:
"Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле...")
А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?
(Предельная искренность. В каждом стихотворении - неприкрашенная правда.)
А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?
(Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!
Это люди разной национальности, разных возрастов, вьщержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)
Выступление группы "Поиск"
А сейчас группа "Поиск", защитит проект "Никто не забыт, ничто не забыто. Сотрудники колледжа, участвовавшие в Великой Отечественной войне" и поведует нам о тех, кто славно защищал нашу Родину, кто и явился героем поэзии, опаленной войной.
1 чтец: Мы - поколение, вступающее в жизнь. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Цель нашего проекта "Никто не забыт, ничто не забыто. Сотрудники колледжа, участвовавшие в Великой Отечественной войне" - понять ту боль, что мир перенес в годы
Великой Отечественной войны; вспомнить славных зашитников Родины, героев поэзии, опаленной войной.
2 чтец:
Я знаю, никакой моей вины в том,
другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше,
Кто моложе - остались там,
И не о том же речь,
Что я их смог, но не сумел сберечь...
Речь не о том, но все же, все же, все же....
Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней
Слышны её рассказы, вздыбившие землю...
1 чтец:
Я шлю письмо из сорок первого. Взгляни на снимок, человек родной. На нем я вместе с нашими ребятами. Ты посмотри, какой я молодой...
Слайд 11: Багманов С. Г.
Слайд 12: Дусумов С.
Слайд 13:Новгородов Н. Т.
1 чтец: Мы, карабалыкчане , по праву гордимся теми, кто вписал свою яркую строку в летопись Великой Победы.
Победа! Алый стяг над куполом рейхстага. Сбылось все, во что мы свято верили, во
имя чего боролись , приносили неисчислимые жертвы. И этот праздничный день был
днем горячего творческого накала для многих наших поэтов. Они первыми звучно и образно выразили народные чувства.
Торжественный финал похода.
Отбой бессонниц и дорог.
У каждого- четыре года
Недосыпаний и тревог.
В своих глазах
В края чужие
Несли, как отраженье, мы
Огонь сожженных сел России,
Пожаров красные дымы.
В этих словах А. Недогонова запечатлены сокровенные думы солдата, вынесшего на своих плечах все тяготы войны.
Просмотр в\ ф «Парад Победы». Приложение 3.
Выводы:
Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Народ помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!
67 лет Великой нашей Победе. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей победы,стихи той поры останутся в строю, в веках будут сиять бессмертные подвиги воинов, народа-богатыря. И. долго будут жить, не старея,
вдохновенные строки поэм и стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.
Творческая работа:
Рефлексия : (раздать смайлики)
Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?
10. Подведение итогов урока: комментирование оценок за урок
10.Д омашнее задание: учитель поздравляет с наступающим праздником и раздает небольшие сувениры, на оборотной стороне сувенира учащиеся найдут задание на
дом.