СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия, опаленная войной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэзия, опаленная войной. Урок проведен в 191 группе, специальность "Фермерское хозяйство".

Просмотр содержимого документа
«Поэзия, опаленная войной»

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ОҚУ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ҚАЗАҚСТАН АГРОТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ КАЗАХСТАНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ





Ашык сабақтың эдістемелік әзірлемесі


Методическая разработка открытого урока по предмету; «Русский язык и литература»




Тақырыбы: «Соғысқа шалдыққан поэзия»


Тема: «Поэзия, опаленная войной»









Орындаған: Сафина СЕ. Выполнила: Сафина СЕ,

Әдістемелік әзірлеме ЦК мәжілісінде беккітілді хаттама № « £ » OS 2012 ж.

Методическая разработка утверждена на заседании ЦМК протокол № £

от« £» 2012 г.

Комиссияның төрағасы:

Председатель комиссии:




Карабалык, 2012 ж. Қарабалық, 2012 г.

Поурочный план №19

Кабинет 407

Күні/дата 15 марта

Топ/Группа_291

Пәні/Предмет : Русская литература

Сабақтың тақырыбы:

Тема урока: Поэзия, опаленная войной Сабақтың мақсаты:Цели урока:

Шолу/Образовательная : дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр,

соединяла высокие и потриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя.

Дамыту/Развивающая: развивать познавательные способности учащихся; комуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Тәрбиелік/Воспитательная:_способствовать становлению мировоззренчес­кой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный


Сабақ түрі/Вид урока: урок презентация с применением групповой формы работы

Оқыту әдісі/Методы обучения: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта,беседа.

Пәнаралық байланыс/Межпредметная связь: история, информатика.


Материалдық-техниқалық жабдық/Материально-техническое обеспечение:

мультимедийная презентация « Ради жизни на земле»,

в\ф «Парад Победы», памятка «Анализ стихотворений», карты урока, словарь литературоведческих терминов.

Оқушылар білуі керекчащиеся должны знать: содержание изученных поэтических произведений.

Оқушылар icтей білуі керекчащиеся должны уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание

  • 1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,

  • 2-я - И.Уткина,

  • 3-я - М.Джалиля,

  • 4-я - К.Симонова,

  • 5-я А. Суркова,

  • 6-я - группа "Поиск" собирает материал по теме "Сотрудники колледжа, участвовавшие в Великой Отечественной войне" и готовит презентацию "Никто не забыт, ничто не забыто".


Ход урока


1. Организационный момент. Цели и задачи


а) Слово учителя: Здравствуйте , ребята! Мне приятно видеть вас на нашем уроке. А еще
приятнее будет с вами работать. Мы не будем волноваться. Мы улыбнемся друг другу, и
у нас обязательно все получится. Сегодня у нас не обычный урок, урок посвященный
поэзии военных лет.


б) .3вучит вальс и слова о нападении врага. Приложение 1


Итак, ребята, как нам уже известно из уроков истории 22 июня 1941года началась В.О.В.


Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом металла. Все что было до этого обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво -


красным огнем, многие матери отметят этот день в календаре черным числом.

  • Вспомним всем до боли известные и знакомые строки:


Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

  • Какому историческому событию они посвящены? Да, событиям Великой Отечественной войны...

  • Война...Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость....)

  • Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

  • Цель нашего урока - понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

  • 2. Презентация "Ради жизни на земле".Приложение 2

  1. слайд - Да, война - это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.

  2. слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

  • На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

  • Внимание: вопрос. Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

  • Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех вьшавших на долю страны и народа испытаний.

  1. слайд - В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА.

  • Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

  • Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

  • Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

  • Многие военные стихи становились популярными песнями ("Священная война" В. Лебедев-Кумач, "Землянка" А. Сурков и др.)

  • Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?

  • В ходе дебатов выясняем, что

  • отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;

  • 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);

  • многогранность и глубина лирики;

  • раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;

  • музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;

  • создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).

  1. слайд. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

  • 3. Выступления групп по плану

  • О жизни писателя и его творчестве.

  • Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору учащихся). Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно.

  1. слайд - Ю.Друнина (1924-1991).

  • Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.

  • Стихотворения "Я только раз видала рукопашный", "Целовались. Плакали и пели..."

  1. слайд - И.Уткин (1924-1991)

  • Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронтав Москву, погиб в авиационной катастрофе.

  • Стихотворения "Если я не вернусь, дорогая...", "Сестра".

  • 7-8 слайд - М.Джалиль (1906-1944)

  • Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Стихотворения "Платок", "Без ноги".

  • 9слайд-К.Симонов (1915-1979)

  • Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.

  • 24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение "Жди меня" стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.

  • Стихотворения "Жди меня", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."

  • 10 слайд -А-Сурков (1899-1983)

  • Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни "Землянка".

  • Стихотворение "Землянка".

  1. Беседа по вопросам

  • Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

  • (Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

  • Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.

  • Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

  • В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

  • (Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как .жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.

  • Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

  • "Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле...")

  • А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

  • (Предельная искренность. В каждом стихотворении - неприкрашенная правда.)

  • А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

  • (Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

  • Это люди разной национальности, разных возрастов, вьщержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)

  1. Выступление группы "Поиск"

  • А сейчас группа "Поиск", защитит проект "Никто не забыт, ничто не забыто. Сотрудники колледжа, участвовавшие в Великой Отечественной войне" и поведует нам о тех, кто славно защищал нашу Родину, кто и явился героем поэзии, опаленной войной.

  • 1 чтец: Мы - поколение, вступающее в жизнь. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

  • Цель нашего проекта "Никто не забыт, ничто не забыто. Сотрудники колледжа, участвовавшие в Великой Отечественной войне" - понять ту боль, что мир перенес в годы

  • Великой Отечественной войны; вспомнить славных зашитников Родины, героев поэзии, опаленной войной.

  • 2 чтец:

  • Я знаю, никакой моей вины в том,

  • другие не пришли с войны,

  • В том, что они - кто старше,

  • Кто моложе - остались там,

  • И не о том же речь,

  • Что я их смог, но не сумел сберечь...

  • Речь не о том, но все же, все же, все же....

  • Чем дальше мы уходим от войны

  • И нас с тобою тишина объемлет,

  • Тем все сильней и явственней

  • Слышны её рассказы, вздыбившие землю...

  • 1 чтец:

  • Я шлю письмо из сорок первого. Взгляни на снимок, человек родной. На нем я вместе с нашими ребятами. Ты посмотри, какой я молодой...

  • Слайд 11: Багманов С. Г.

  • Слайд 12: Дусумов С.

  • Слайд 13:Новгородов Н. Т.

  • 1 чтец: Мы, карабалыкчане , по праву гордимся теми, кто вписал свою яркую строку в летопись Великой Победы.

  • Победа! Алый стяг над куполом рейхстага. Сбылось все, во что мы свято верили, во

  • имя чего боролись , приносили неисчислимые жертвы. И этот праздничный день был

  • днем горячего творческого накала для многих наших поэтов. Они первыми звучно и образно выразили народные чувства.

  • Торжественный финал похода.

  • Отбой бессонниц и дорог.

  • У каждого- четыре года

  • Недосыпаний и тревог.

  • В своих глазах

  • В края чужие

  • Несли, как отраженье, мы

  • Огонь сожженных сел России,

  • Пожаров красные дымы.

  • В этих словах А. Недогонова запечатлены сокровенные думы солдата, вынесшего на своих плечах все тяготы войны.

  1. Просмотр в\ ф «Парад Победы». Приложение 3.

  2. Выводы:

  • Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Народ помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!

  • 67 лет Великой нашей Победе. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей победы,стихи той поры останутся в строю, в веках будут сиять бессмертные подвиги воинов, народа-богатыря. И. долго будут жить, не старея,

  • вдохновенные строки поэм и стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.

  1. Творческая работа:

  • Написать эссе: «Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?».

  1. Рефлексия : (раздать смайлики)

  • Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

  • 10. Подведение итогов урока: комментирование оценок за урок

  • 10омашнее задание: учитель поздравляет с наступающим праздником и раздает небольшие сувениры, на оборотной стороне сувенира учащиеся найдут задание на

  • дом.