СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим о лени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поговорим о лени»


Лень

- Вот о лени-то мы как раз и поговорим сейчас. Что такое лень? Лень знакома всем вам, уж не лукавьте.

В языческие времена лень, как и многое, другое одушевлялась. Отсюда выражение «лень напала». Лень нападала не одна. Нападала она вместе с Дрёмой. Дрёма напускала на человека желание спать. Поэтому появилось словосочетание «лень беспробудная».

С приходом христианства моральные оценки поступков, поведения человека претерпели изменения. Не злые языческие духи должны властвовать над человеком, но сам человек обязан контролировать свои помыслы, чувства, волю. Не домовых следует бояться- грехов. Лень же стала зависеть от Воли человека.

В западном христианстве лень попала в список семи смертных грехов: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть, лень. В православии же было принято говорить не о лени , но об унынии. Видимо, русские более снисходительно относились к лени, чем к унынию ,т.е. к душевной вялости.

Но вспомним слова Владимира Мономаха: «Леность ведь всему мать: кто что умеет, то забудет, чего не умеет, тому не научится». Мысль князя восходит к латинской пословице pigritia mater vitiorum , что означает: праздность – мать всех пороков.

Но откуда же берётся лень? Бердяев отвечает:

Широк русский человек, широк, как русская земля, как русские поля. Огромность русских пространств не способствовала выработки в русском человеке самодисциплины,- он расплывался в пространстве . Русская лень, беспечность, недостаток инициативы с этим связаны.

Для Ильина И. А. русская лень неотделима от мечтательности,- всё замыкается на мечте, которая может привести к деятельности, но может и потухнуть, так инее успев толком реализоваться. Получается , лень – живой творческий процесс.


- А теперь подберите эпитеты к слову лень. Их очень много.Итак, лень бывает:

Вялая

Беспробудная

Задумчивая

Томная

Рассеянная

Счастливая

Тихая

Глубокая и так далее.


Представление о лени – это скорее культурное понятие, нежели экономическое. Шёл век за веком, на Руси ( России), сменялись цари,правители, политические и экономические системы, и только лень- матушка удивительным образом уцелела в этом водовороте истории. Много ли у нас выражений с важным для русского сознания и ментальности приложением матушка? Русь-матушка, Волга-матушка, Москва- матушка, лень- матушка… Случайно ли лень входит в эту стержневую для русской культуры парадигму? Нет, ибо в ней спрессованы и языческое прошлое( лень одолела), и христианские наставления( грешно лениться ), и поэтическая созерцательность( ленивая нега), и философский нигилизм( лень что-нибудь менять в жизни).Лень на Западе уже давно попала в разряд греховных качеств человека, ибо противопоставляется труду, практической работе, деятельности. Можно ли понять и объяснить лень, если она, по старинному русскому выражению, вперёд нас родилась?


3.Обратимся к сказке «По щучьему велению».

В сказке тема лени сразу бросается в глаза.

-Чем занят Емеля?

О.у: Емеля днями лежит на печи.

-то есть его можно назвать лентяем?( лодырем, бездельником, лежебокой). Но как его еще можно назвать?

О.у: Емелю еще можно назвать мечтателем.

Как уже говорилось, мечтательность, желание располагать большим, при этом тратя минимум усилий свойственна многим. Мечтательность одобряется: «мечтать не вредно…»(продолжите).

Мечтательность может привести к деятельности. И в этой сказке первым шагом к деятельности стал поход Емели за водой. Он зачерпнул с водой волшебную щуку. И когда та обратилась к нему с просьбой отпустить ее , он , не задумываясь , отпускает ее(не требуя ничего взамен).

Мы видим Емелю теперь не дураком-лентяем , а живым , весёлым, добрым – воистину проявляющим любимые народом качества. Герой совсем не выказывает лени душевной. Применение волшебству он находит сразу: вёдра с водой бодро зашагали домой .Работа у него спорится – всё с шутками да с прибаутками.

В сказке заложена мудрость: хороший человек рано или поздно найдет себе дорогу. Ему чужда суетливость. Он мечтает и ждёт своего часа и, что главное, знает , что его час пробьёт.



Мы часто встречаем в сказках народов мира волшебный момент исполнения желаний: то попадается щука, то золотая рыбка(у Пушкина),то золотая антилопа( в индийской сказке), то джинн( в арабских сказках).Здесь тоже существует некоторая закономерность: 3 желания, или – желания не исполняются у людей злых и т.д.

В бурятских сказках вышеуказанный элемент либо встречается крайне редко либо совсем не встречается.

Нам чужда мечтательность? Нам не знакома лень?

Увы, в отличие от кропотливых китайцев и других «экономических чуд», мы не можем похвастаться трудолюбием.

Об этом ещё Чехов Антон Палыч подмечал ,помнится, пересекая Сибирь и бурятские степи по пути на о. Сахалин. «талантлив бурят,- сказал он , -но ленив».

Корни бурятской лени ,конечно ,ищем опять в пресловутом менталитете. Многое сказалось: и суровый климат, и кочевой образ жизни, и верования. А притом , что буряты сейчас культурно более близки с русскими ,чем с родственными монголами, не говорить о мечтательности и лени не приходится. Почему же это не отражено в бытовых сказках?

В своеобразной иерархии жанров устного народного творчества сказка в целом и бытовая сказка в частности не занимала значительного места, уступая во многом легендам (улигерам)и мифологическим сказаниям.

Можно сказать , что бытовые сказки( в них основном развивается конфликт: богач- бедняк), находится в стадии развития.


4. Творческая работа.

- Ребята, давайте восполним пробел и сами составим сказку, бытовую, чтобы в ней реализовался элемент исполнения желаний. Сочинение даётся на дом.












Нэгэтэ хадаа нэгэтэ нэгэн айлда хоёр хаяа зэргэлээшэн hуудаг байгаа. Теэд тэрэ хоерой толтогγйень хуу баран мэдэдэг байгаа. Толтогγйёо мэдэжэ байгаад, тэрэнээ диилэхэ гэжэ hанаан хγсэл тэдээнэй толгойдонь ородоггγй байгаал даа. γдэртθθ гэртээ hуужа хэхымэеэ бэрэ олодоггγй хоер байгаа. Тиимэ хиим даа.

Нэгэниинь хэбтэн бγтγγ гэр соотьхо ниидэhэн аляаhа тоолохо, нγгθθдэнь байд гээд эдеэлжэ, байд гээд унтажа hэбээсхээлжэ байха. Хγдышье иимэ амарханаар hууха байгаал даа. Харин тиижэ байсрань тэрэ дайдадань ехэ ган гасуур ерэшоо. Ногоон хатажа, хγγндэшье, адаhандашье эдихэ уухымэе олдохонь хγндэ бэрхэ болошобо. Нэгэтэ хаб халуун γдэртэ тэрэ айлай урайгуур урдажа байhан горхонииншье хатаа.

Яагаадшье энэ хоёр ямар даа арга олохо ёhотой болобо. Хγрзэшэ барижа, тэрэ хоёр хаяа зэргэлээшэмнай худаг малтажа ороо. Газаа айдуутай халуун, наран амьдаарын тэдээншэ болгохоор шарана, амилханшье халуу бурьяад ороно – тэнгэртэ нэгэншье γγлэн гγй. Нγгθθ ушар байгаа хдань , хоюулаа энэ хγндэ ажалаа хаяад, гэртээ ошожо, hγγдэртэ амарханаар хэбтэсхээлхэ байгаал даа.

Малтана, малтана. Уhанай ойронь бэрэ харгаднагγй. Теэд нэгэниинь хγрзθθ тγшэшθθд байшаба. Хоётьхонь, багтайха шиид гэхэниинь, малтана.

- Хая лаа, - гээд нэгэнэй мэнэ-мэнэ хэлхъеэ байхадань, хоётьхонь хγрзθθрθθ юумэ дайраба. Юун ааб? Газарhаа абахадань – домбо.

- Хатуу тогооной арщитай байгаа hайш, - нэгэниинь неэсхэлнэ.

- Иимэ халуунда тогооной бэрэ зай болхγйнь аалам теэ! – хоётьхонь баа неэсхэлэн, гартаа домбо эрьюулнэ.

Гэнтэ домбо соо hоо тиимэ бγдγγн дуун гарашаба:

- Намайе индэhээ гаргаха тан хоёрто бэрэ хэрэггγй!

- Яалай хэрэглэй! – гээд хоёр зэргээлэшэд сошоод абашаба.

- Зэ, шагнагты! – саашань домбо соо hоо дуулдаба. – намайе сγлθθ болгохо вреэме γшθθ ерээгγй. Индэ худаг малтахамнай гэжэ хооhоор хγлэhэтэжэ байнат. Индэ уhа олохγйтнай адли. Домбыем hθθргθθ газарта хээд хадагалаа hаатнай , танай нэжээд hанааетнай дγγргэхэб!

Айhанhаа мэдээ орожо хоёр зэргэлээшэднай тэрэ домбо соо байhан джиндэ hанаан хγсэлθθ хэлэжэ γгэбэ.

Нэгэниинь миллион солхооб эрэжэ , мγнгэтэйхэн боложо, баяртайдаа ямар даа городто нγγгээд арлихаб гээ. Хоётьхонь, багтайха шиид гэхэниинь, иигэжэ: hанаhанаа ходо дγγргэжэ ябахын тγлθθ намъяа зγрхэтэй болгыш таа! – гээ. Теэд тэрэ хγγн ондоо тээ худаг малтажа, айлаа уhатай болгоо hэн. Нээрээ хэлнэм.






В одной деревне жили два соседа. Все знали, что они – лодыри. Да и сами они понимали, что лентяи ещё те. Днями сидели дома и дела себе не находили.

Жить бы да поживать им так, но случилась в их краях великая сушь. Трава засохла так, что нечего стало есть коровам и другой живности. Скоро высохла и речка.

Делать нечего и пришлось лентяям браться за лопаты и рыть колодец. Жара, дышать нечем, солнце нещадно палит их – а на небе ни облачка. Другой бы раз и бросили работу, пошли бы домой, залегли бы в тенёк – да нельзя сейчас.

Но вот у одного уж кончилось терпение – он встал, опершись о лопату, пока второй всё копал. Вот лентяй собирался сказать : « Бросай работу!», как тут лопата второго наткнулась на что-то в сухой земле. Что это?

Второй вытащил из земли кувшин.

-Может, там тарасун есть? – усмехнулся первый.

- Уж тарасун в такую жару не помешал бы!- подхватил второй , вертя в руках кувшин.

Вдруг из кувшина раздался голос:

- Ни к чему вам двоим меня отсюда вытаскивать!

От испуга соседи лишились речи.

- Слушайте меня, - продолжал голос, -мой час ещё не настал, оставьте меня в покое. Здесь вам всё равно воды не найти. Закопайте меня обратно , и за это я исполню по одному

Вашему желанию!..

Придя в себя , соседи сказали свои желания.

Один захотел миллион рублей. Разбогатев, он решил переехать в другие края. Второй пожелал перестать быть лентяем , чтобы всегда достигать цели. Он выкопал в другом месте колодец и обеспечил деревню водой.


Работа учителя родного языка Ханхараева А. П.

Хабаровская ООШ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!