ГОУ «Борзинская специальная ( коррекционная школа – интернат)
Конспект открытого занятия на тему:
ПОГОВОРИМ О ВЕЖЛИВОСТИ
Подготовила: воспитатель
Савватеева Н.В
2021год.
Цель: закрепление знаний воспитанников о вежливости и вежливых словах.
Задачи:
Обучающая: систематизировать знания о вежливых словах.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, речь, память, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы; расширять кругозор.
Воспитательные: воспитывать в детях желание быть вежливым, формировать нравственные качества, уважение друг к другу и к окружающим людям, учить правильно оценивать поступки людей, воспитывать коллективизм и взаимовыручку.
Методы и формы работы: беседа, словарная работа, инсценировка отрывка из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», обсуждение видеосюжетов.
Оборудование: музыкальное сопровождение (мелодия песни «Улыбка»), карточки с пословицами, карточки с вежливыми словами, разрезанными на слоги.
Ход занятия.
(Играет мелодия песни «Улыбка»)
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Я очень рада всех вас видеть сегодня. Надеюсь, у вас хорошее настроение? Чтобы ваше настроение было еще лучше, я включила для вас веселую песенку. Вы узнаете ее?
Вам нравится эта песня? А о чем она? Правильно, об улыбке. И о дружбе, которая от улыбок становится крепче и веселее. А вы часто улыбаетесь друг другу? Давайте в начале нашего занятия улыбнемся друг другу. Как вы думаете, зачем человеку улыбаться? Что изменится, если мы не будем улыбаться друг другу? Конечно, испортятся отношения между людьми. Потому что улыбаться - значит желать счастья другому человеку, передавать другому частичку своей доброты, своего сердца. В отношениях между людьми это очень важно.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Всем – и детям, и взрослым хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их, чтобы были вежливы. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. О вежливости. (На доску – тему)
Знакомое слово?
А что же такое вежливость? (Ответы детей)
Вежливость – соблюдение правил приличия. Вежливый человек - значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.
Послушайте, откуда пришло это слово:
- Один мальчик не любил говорить вежливые слова.
- Ах, ты невежа – говорили ему.
Он очень обижался и кричал в ответ
- Нет, я вежа, вежа, вежа!
(слово – на доску ВЕЖА ВЕЖЕСТВО)
Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.
Так что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить вежливые слова. А какие слова мы называем вежливыми? Назовите их. Вежливые слова мы называем и другим словом – волшебные. А почему? Как вы думаете?
Посмотрите сценку, которую приготовили ребята, об одном вежливом слове, которое можно назвать волшебным.
Сценка
Действующие лица: Старичок (Андрей) и Павлик (Ислам).
(На сцене сидит старичок, и что-то чертит зонтиком на полу. Вдруг к нему подходит Павлик).
Павлик: Подвиньтесь.
(Садится. Лицо у Павлика сердитое)
Старичок: С тобой что-то случилось?
Павлик: Ну и ладно! А вам-то, что? (Косится на старика.)
Старичок: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Павлик (сердито): Ещё бы! Я скоро совсем из дома убегу.
Старичок: Убежишь?
Павлик: Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
Старичок: Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой… (с обидой).
Старичок: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.
Павлик: (кричит) Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!” (Стучит по скамейке).
Старичок: Что же не берёт тебя брат?
Павлик: А почему вы всё спрашиваете?
Старичок (гладя бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… (Павлик раскрыл рот). Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Павлик: А какое слово?
(Старик, наклоняясь к уху Павлика, что-то ему шепчет. Затем говорит громко).
Старичок: Это волшебное слово, но не забудь, как нужно его говорить.
Павлик (весело): Я попробую, я сейчас же попробую.
Вскакивает и убегает.
- Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик мальчику?
- Помогло ли это слово? Конечно, помогло. Ребята показали нам часть рассказа, вы можете в свободное время прочитать его целиком. Этот рассказ называется «Волшебное слово», а написала его писательница В.Осеева.
- Какие вы ещё знаете волшебные слова?
(Ответы детей)
А сейчас поиграем в игру “Подскажи словечко”, угадайте волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете.
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:... (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем поварам... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю... (пожалуйста).
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
- Следующее задание: из слогов собрать вежливые слова.
Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра "Будь внимателен"
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "вежливое слово".
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Работа с пословицами: выбрать из предложенных пословиц только те, которые подходят нашей теме, и объяснить их смысл.
Доброе слово и кошке приятно.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Скучен день до вечера, коль делать нечего.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Доброе слово лечит, злое калечит.
За добрые дела добром платят.
Вот мы с вами все о вежливых словах говорим. Но вежливость это не только вежливые добрые слова. Можно знать много вежливых слов и даже иногда говорить их другим людям, при этом быть невежей. (некультурным невежливым человеком)
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, поставленный в конце стихотворения.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.
- Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей,
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
- Чтобы вы ответили на вопрос? Вежлив мальчик Витя?
(Рассуждения детей)
Какой вывод мы можем сделать?
- Недостаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.
Давайте узнаем, как вы знаете правила вежливости.
Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами.
– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Уходя, сказать «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
Молодцы. Знаете правила вежливого поведения. Теперь я предлагаю вам посмотреть два видеофрагмента. Внимательно смотрите, а потом мы поговорим, правильно или неправильно поступают герои этих ситуаций.
Демонстрация видеофрагментов.
Обсуждение.
Два героя перед нами. Что вы можете сказать о них? Кого из них мы можем назвать вежливым.
Героиня этого фрагмента вам понравилась, а почему?
Молодцы. Я надеюсь, что вы всегда будете поступать как хороший мальчик из первого ролика, будете всегда вежливы и отзывчивы.
Давайте подводить итоги. О чем мы с вами сегодня говорили? Понравилось вам наше занятие?
Послушайте напоследок хорошее стихотворение.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
1.Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
2.Придумано кем-то красиво -
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
3. Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
4. Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
Ребята, спасибо всем за работу !