СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к методическому семинару

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к методическому семинару»





Тема методического семинара:


«Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка по ФГОС»











Подготовила:

Учитель русского языка и литературы,

МОУ «Бронцевская СОШ».

Смирнова Дарья Алексеевна













2022 г.

Пояснительная записка


ФГОС ООО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.

Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в письменных работах учащихся, а также требованиями ФГОС основного общего образования.

В своей работе ставлю следующую цель:

развивая орфографическую зоркость на уроках русского языка, сформировать лингвистическую, коммуникативную, информационную компетенции учащихся. Показать приемы и методы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в основной школе с учётом ФГОС ООО.

При изучении развития орфографической зоркости у учащихся можно выявить противоречия между тем, что у учащихся есть желание писать грамотно и тем, что для этого у них недостаточно определенных умений и навыков. Следовательно, учитель должен создавать такие условия, которые помогут обрести эти умения и навыки на более высоком уровне.

Чтобы сократить количество допущенных ошибок в письменных работах учащихся, учитель должен развивать орфографическую зоркость на уроках русского языка.

Образовательные задачи: формировать орфографические навыки учащихся: умение видеть и находить изученные орфограммы, определять особенности этой орфограммы, научить учащихся классифицировать орфограммы, применять изученные правила на письме.

Развивающие задачи: способствовать формированию всесторонне развитой личности учащихся, их мышления, языковой интуиции, творческих способностей; развивать умение самостоятельно работать со словарями; совершенствовать речевые умения учащихся; развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать исследовательские умения.

Воспитательные задачи: формировать навыки совместной деятельности; развивать сознание собственной деятельности через рефлексию.



Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии:

а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, изографы, «четвёртый лишний»,зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки,);

б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.

Если мы хотим добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма, необходимо проводить систематическую работу на уроках. Чаще всего ученик знает правило, но допускает ошибки при письме, т.к. у него есть нарушения фонематического слуха ещё из начальных классов. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы («точки применения правил»). А для достижения поставленных целей нужно постоянно работать с учениками. Также учитель должен научить детей самоконтролю, чтобы ученик сам мог находить ошибки в своей работе и умел их исправить в соответствии с нормами русского языка. Фонетический анализ, т.е. соотнесение звуков и букв, орфографическая зоркость и самоконтроль - самое необходимое для выработки грамотного письма.

Проблема орфографической зоркости учащихся связана с особенностями запоминания правил русского языка и применением их в практической работе, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. По этому, без знания умений, навыков и индивидуальных особенностей учащихся учитель не сможет добиться поставленных целей и задач на уроках русского языка в соответствии с ФГОС ООО.

Трудность орфографических задач, в отличие от математических состоит в том, что ученик должен во время письма на уроке русского языка не отвлекаясь от поставленной перед ним задачи определить точку применения правил и написать слово в соответствии с орфографическим правилом.

Ученик для решения орфографической задачи должен пройти 6 этапов:

  • увидеть орфограмму в слове;

  • определить её вид;

  • определить способ решения задачи;

  • составить алгоритм решения задачи;

  • решить задачу;

  • написать слово и осуществить самопроверку.


Основные причины написания слов с ошибками:

1. Ученик не видит «точки применения правил».

2. Не может подбирать проверочные слова из-за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению.

3. Не всегда может работать самостоятельно при выполнении работы.

Выделяют следующие признаки орфограммы:

  • расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием

  • «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания),

  • их запоминание , их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.



В своей методической работе я руководствуюсь положениями, сформулированными М.М. Разумовской в « Методике обучения орфографии в школе» М, 1996 г.





Предлагаемая методика обучения отличается следующими чертами;

  1. В качестве основного принципа орфографии принимается морфологический принцип.

  2. Методика разработана исходя из принятого в психологии положения о сознательной природе орфографического навыка как навыка сложного.

  3. Процесс письма должен протекать на семантическом уровне: схватывается смысл речи, осознаются значения слов и значения морфем - значимых частей слов.

  4. Сознательность навыка обеспечивается необходимыми знаниями.

  5. Учитывая практическую направленность школьной орфографии - формирование навыков грамотного письма, знания учащихся должны быть направлены на овладение адекватными содержанию правил правописания способами практических действий.

  6. Орфография русского языка осваивается в результате овладения системой языка, его богатством.

  7. Формирование прочных навыков - основная задача орфографической подготовки учащихся.

  8. Автоматизация навыка.

Для формирования орфографической грамотности на уроках применяю орфографическое чтение. Орфографическое чтение - это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как пишется. При таком чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти: зрительной, слуховой и речедвигательного аппарата. Ученик видит слово, слышит его и произносит в том облике, как оно пишется.

На уроках русского языка для развития орфографической зоркости как способа формирования орфографической грамотности применяю современные технологии:

  • здоровьесберегающую,

  • информационно – коммуникативную,

  • игровую,

  • технологию проблемного обучения и другие технологии.















Следует отметить, что использование ИКТ необходимо для развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности учащихся. Применяю различные электронные мультимедийные пособия.

Во-первых, это электронные уроки и тесты, например, мультимедийные уроки виртуальной школы «РЭШ», которые содержат теоретический, практический и тестовый материал по всем темам. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подаётся блоками, что даёт возможность овладевать учащимся образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими правилами.

Во-вторых, на уроках для формирования орфографической грамотности использую электронные сопровождения в виде презентаций. Презентации отражают основные понятия, схемы, таблицы, алгоритм применения орфографического правила. Презентации на уроке важны, так как наглядность представленного материала красочна, поэтому изучаемые орфограммы легко запоминаются учащимися.

Для формирования орфографической грамотности применяю технологию проблемного обучения.

Я стараюсь целенаправленно создавать проблемные ситуации на уроках русского языка. Предлагаю учащимся задания, когда они сталкиваются с конкретной проблемой. Например, провожу объяснительный диктант, в который включаю слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне, в конце диктанта называю слово с чередующейся гласной. Учащиеся не смогли объяснить правописание последнего в диктанте слова, сформулировать правило, классифицировать орфограмму. Учащиеся столкнулись с фактом недостаточности знаний. Осознание этого стимулирует поиск новых знаний. Проблемное обучение развивает мыслительные действия, вызывает интерес к орфографии, пробуждает творческие силы и, конечно, влияет на результативность. Учащиеся владеют приёмами решения проблем в учебных ситуациях, стремятся преодолевать трудности, то есть противостоять неуверенности и неопределённости, умеют выбрать оптимальный вариант решения проблемного вопроса.

В обучении использую личностно-ориентированный подход, учитываю особенности характера, интересы, способности учащихся, создаю условия для познавательной активности учащихся.

Личностно – ориентированный подход необходим, так как создаёт эмоциональное благополучие учащихся на уроке, влияет на успешность учебной деятельности. На уроках русского языка для формирования орфографической зоркости реализую следующие принципы: принцип научности (от простого к сложному); системности и поэтапности действий; продуктивного сотрудничества; принцип учёта возрастных особенностей учащихся; психологического комфорта; принцип креативности ( ориентация на творчество) и другие принципы. Применяю следующие методы: объяснение, беседу, метод опорного конспекта, информационный метод, метод проблемного обучения, «портретной орфографии», метод проектов, исследования и другие методы.

На уроках провожу работу над ошибками не только после проведённого диктанта, но и после каждой домашней работы учащихся, чтобы ещё раз закрепить правописание слов, в которых были допущены ошибки. Работа над ошибками может быть самостоятельной, групповой.

Использую различные методики для словарно-орфографической работы.

При изучении новых словарных слов применяю методику «Лингвистический портрет слова».

  1. Находим слово в словаре или зрительно воспринимаем слово, записанное на доске.

  2. Определяем лексическое значение слова. Подбираем синонимы, антонимы к слову.

  3. Рассматриваем, в каких фразеологических оборотах встречается слово. Объясняем значение оборотов.

  4. Выполняем транскрипцию слова, ставим ударение, анализируем звуковой и буквенный состав слова.

  5. Записываем слово в словарик.

  6. Определяем этимологическое происхождение слова.

  7. Отмечаем, как слово представлено в фольклоре (пословицы, поговорки, считалки, загадки).

  8. Закрепляем написание слова в ходе урока.

Систематически провожу словарные диктанты, в которые включаю изученные слова.

На уроках по изучению орфограмм формирую навыки работы со справочной литературой, прежде всего с орфографическим, этимологическим, толковым и другими словарями. Учащиеся, работая с этимологическим словарём, знакомятся со значением, историей и происхождением слова. Часто этимологическая справка становится незаменимым средством предупреждения орфографических ошибок, например, слов с непроверяемыми орфограммами.

Использую игровую технологию на уроках по изучению, закреплению орфограмм.

Учитывая особенности возрастного воспитания учеников, считаю важным введение на уроках игр. Применяю на уроках следующие формы игр:

  • соревнования,

  • деловая игра,

  • мозговой штурм,

  • викторина и т.д.







Игровые методы и приёмы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными.

Игра « Угадай-ка»:

 необходимо угадать, о какой орфограмме идёт речь, записать несколько слов на эту орфограмму. Например, орфограмма находится в корне с чередующейся гласной. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на СТ, Щ.

Игра «Не подведи свою команду»

Она даёт представление о том, как дети усвоили изученные орфограммы. Учащиеся 1 группы называют слово, например, пол – яблока, учащиеся 2 группы называют эту орфограмму, а дети 3 группы объясняют написание этого слова.

Провожу задание «Четвёртое лишнее» или « Третье лишнее».

Учащиеся выбирают «лишнее» слово с точки зрения орфографии и объясняют, почему они назвали именно это слово «лишним».

Для того чтобы лучше усвоить правило, учащиеся заучивают правила - стихи, правила – сказки, которые можно быстро воспроизвести в памяти. На уроках использую кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, головоломки, провожу викторины, включаю олимпиадные задания, чтобы заинтересовать учащихся и для формирования орфографических навыков.

Участвуя в игре, учащиеся совместно решают задачи, учатся общаться, учитывают мнение товарищей. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, овладевают различными ролями в коллективе. Каждая игра имеет близкий результат ( окончание игры), стимулирует учащихся к достижению цели и осознанию пути достижения цели.

Использую разные виды контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся. Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определённом этапе обучения, поэтому могут носить характер тематический ( проверка изученной темы) , промежуточный ( проверка фрагментов урока), итоговый (например, тест «Правописание безударных окончаний имён существительных»).

Как особый вид контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся использую разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, графические, выборочные (по орфограммам), предупредительные, распределительные, картинные, творческие, диктанты по памяти и т.д.).

Например, диктант «Проверю себя» - вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарём, справочником. Вопросы и другие способы самопроверки разрешаются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант «Проверю себя» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Такой диктант вызывает интерес у учащихся. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким- то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Педагогические технологии, которые я применяю на уроках русского языка для развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности учащихся, способствуют тому, что у учащихся сформировались орфографические навыки. Учащиеся видят орфограммы, классифицируют их, корректируют их во время проверки, взаимопроверки, самопроверки, выполняют тесты, справляются с разными видами диктантов.

Использование данных технологий оказывается чрезвычайно эффективным для формирования различных компетенций.

В области учебных компетенций учащиеся умеют решать учебные и самообразовательные задачи, связывают воедино и используют отдельные части знаний. В области коммуникативных компетенций умеют выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде. В области информационных компетенций учащиеся самостоятельно находят, обращаясь к различным источникам, анализируют и отбирают необходимую информацию, умеют преобразовать, сохранить и передать её.

Используемые технологии, методы, приёмы позволяют добиться стабильных результатов. Но главное, чтобы учитель при этом проявлял своё педагогическое мастерство, а учащиеся не потеряли бы интерес к предмету и любовь к родному языку.





















































Рефлексия.



В работе я поделилась приёмами работы по формированию орфографической зоркости в условиях ФГОС ООО.



В конце проделанной работы можно сформулировать следующие методические рекомендации по организации и использованию приёмов работы по формированию орфографической зоркости.



  1. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно.

  2. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм.

  3. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости.

  4. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.

  5. Учитель должен хорошо владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости.

  6. Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость.

  7. Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид.

  8. При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе, и использовать их на каждом уроке.



Подводя итоги проделанной работы, надо сказать, что работа по формированию орфографической зоркости является неотъемлемой частью уроков русского языка, имеет очень большое значение и занимает много труда и времени.

Таким образом, систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся. Поэтому работу по развитию орфографической зоркости я буду продолжать и предоставлять учащимся больше самостоятельности при работе на уроках русского языка, чтобы каждый ученик мог легко решать любую поставленную перед ним задачу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!