СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к презентации "Методический семинар"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к презентации "Методический семинар"

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к презентации "Методический семинар"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ильдиканская средняя общеобразовательная школа»

Балейского района Забайкальского края

















Пояснительная записка к презентации

«Методический семинар.

Из опыта работы

по реализации ФГОС»











Автор: учитель математики

Акулова Любовь Викторовна























2017 год

I. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Использование возможностей современных развивающих технологий, позволяет обеспечивать формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.    

  Изучая вопрос, связанный с подходами реализации ФГОС в основной школе, меня не удивило наличие в списке приоритетных технологий «Игровой технологии». Рассмотрение данного вопроса являлось целью моей темы самообразования в начале педагогической деятельности. Итогом этой работы было выступление на педагогических чтениях (г. Нерчинск, 2001 год). Мои оппоненты раскритиковали мои подходы к применению игры на уроках математики, объяснив это серьезностью данного предмета. Несмотря на это я всегда считала, что игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Использование подобной формы обучения позволяет осуществлять более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний и более деликатный и дифференцированный подход, ликвидировать болезненную реакцию обучающихся на неудачные ответы. Обучение в игре позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять знания.

Уже с целью применения данной технологии для реализации ФГОС занялась пересмотром методологических подходов. Начала с классификации педагогических игр:

  1. По области применения (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

  2. По характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, развивающие, обобщающие, познавательные, творческие);

  3. По предметной области (математические, химические, музыкальные, трудовые, спортивные, экономические)

  4. По игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, телевизионные, циклические, со средствами передвижения).

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • Стимулируется познавательная деятельность;

  • Активизируется мыслительная деятельность;

  • Самопроизвольно запоминаются понятия;

  • Формируется ассоциативное запоминание;

  • Усиливается мотивация к изучению предмета.

Какая Возможность творчества, фантазии! Вот некоторые примеры игр:

  • По многим темам в разных классах есть возможность использовать для игры знания декартовой координатной плоскости. Варианты игр различные: от построения по заданным координатам и формулам функций, до чтения графиков и определения координат построенных точек. Результат игры: рисунок, построенный по точкам или из элементов графиков изучаемых функций.

  • Для обучающихся 5-6 классов можно использовать игру «Раскраска». В основном данный вид деятельности применяю при обобщении материала или при отработке различных приемов выполнения задания. Суть игры состоит в следующем: каждый обучающийся получает индивидуальную карточку с заданиями, рисунок и палитру. В ходе решения по готовым ответам, используя палитру, он определяет цвет, которым раскрашивает соответствующий элемент рисунка. Итог работы – раскрашенный рисунок, который после проверки учителем может забрать себе. Подготовка довольна трудоёмкая, но проверка работ не занимает много времени, и детям такая форма очень нравиться.

  • Игру «Магазин» целесообразно проводить по результатам изучения нескольких тем или по решению нестандартных (логических) задач. Форма организации «Магазина» может быть различной. Все зависит от фантазии учителя и его материальных возможностей (а почему бы нет?).

  • Игры, в ходе которых отрабатывается решение практических задач: «Банк», «Делаем ремонт», «Статистический отдел» и т.п. в процессе этой игры обучающимся предоставляется возможность выполнять функции представителя той или иной профессии, вести диалог и анализировать ситуацию.


Так как игровая технология актуальна на сегодняшний день, то есть необходимость более глубокого изучения методологических подходов ее применения с точки зрения реализации ФГОС.


II. Посещая уроки учителя русского языка и литературы нашей школы Князевой И.И. с целью ознакомления подходов к организации системно-деятельностного подхода, я особое внимание обратила на работу обучающихся с газетными статьями. Такая форма работы с материалом мне очень понравилась, и я задалась вопросом: «А можно ли подобное применять на уроках математики?» Таким образом, в моей методической копилке появился материал о кейс – технологиях. Вопрос новый для меня, и я решила его изучать и постепенно внедрять в практику.

Кейс - технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

      Кейс - технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Методы кейс – технологии:

  • Метод инцидентов.

Цель метода – поиск и обработка информации самим обучающимся.

  • Метод разбора деловой корреспонденции.

Цель ученика – сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов. Обработать предоставленные документы.

  • Игровое проектирование.

Цель – создание проекта (готового продукта) по заданной теме.

  • Ситуационно-ролевая игра.

Цель – инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки, поведение участников инсценировки.

  • Метод дискуссии.

Цель - обмен мнениями по какому-либо вопросу.

  • Метод кейс – стади.

Цель - самостоятельное изучение и обсуждение кейса.

Типы кейсов: 1. Обучающий кейс.

Пример. Тема урока: Деление дробей (6 класс)

Задание: Решить проблемную ситуацию, связанную с выполнением деления обыкновенных дробей.

Для решения проблемной ситуации обучающимся предлагается поработать с кейсом, содержащим правила деления на обыкновенную дробь и смешанных чисел. После изучения вопроса проводится первичное закрепление изученного материала.


2. Аналитический кейс.

Пример. Тема урока: Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ЕГЭ.(10-11 классы)

Задание: Интернет-провайдеры (компании, оказывающие услуги по подключению к сети Интернет) предлагают клиентам выбрать вариант подключения (выгодный тарифный план). Какую компанию выберут себе три постоянных клиента?

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация об Интернет-провайдерах, информация о постоянных клиентах и их требованиях к тарифным планам Интернет-провайдеров. Обучающиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее, выбрать наиболее подходящего Интернет-провайдера для клиента и обосновать свой выбор.

3. Эвристический кейс.

Пример. Тема урока: Решение задач на проценты (6 класс)

Задание: В районной администрации рассматривался вопрос озеленения городской территории. На заседании была оглашена следующая информация: в питомнике лесничества было выращено 1 800 саженцев. 85% саженцев отправили для озеленения города, а в городе 40% полученных саженцев было посажено в парке. Сколько деревьев было посажено в парке? Эта же информация была опубликована в местной газете. Прочитав газету, папа попросил сына назвать ему количество саженцев, которые были высажены в парке.

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором представлена информация о процентах; рассмотрены основные типы задач на проценты и способы их решения; предложены задания на нахождения процентов. Обучающиеся должны ответить на вопрос задания, предложив любой вариант её решения. Кроме того, из предложенных задач выбрать задачи, решаемые таким же способом, предварительно разделив задачи по типам; подготовить свои задачи для дополнения кейса.

4. Исследовательский кейс.

Пример. Тема урока: Сечение многогранников (10 класс)

Задание: Учитель предлагает обучающимся выступить в роли фирмы - производителя строительных материалов, в данном случае пеноблоков. Современный дизайн строительных сооружений предполагает использование пеноблоков различной формы. Перед разработчиками была поставлена задача – создать все возможные модели пеноблоков. Условно считать пеноблок многогранником вида – куб.

Для решения поставленной задачи необходимо изучить теоретический материал по теме «Сечение многогранников», используя интернет-источники, изобразить все виды сечения куба на альбомном листе и показать пеноблок наглядно (на булке хлеба).

Подобную технологию целесообразно проводить при организации профориентации в старших классах, а уроки математики такой функцией наделены не хуже других школьных дисциплин.

Пример. Тема «Объемы тел» (11 класс)

Урок проводился в 11 классе при обобщении темы. Обучающиеся класса, исходя из своих интересов к определенной профессии, формировали группы:

1 – кулинарное дело

2 – механизация сельского хозяйства

3 – строительство

4 – ландшафтный дизайн

Каждой группе предлагался одинаковый банк заданий. После анализа кейса, содержащего теоретический материал по теме, обучающиеся работали над решением и представляли его другим группам.

 

Работая над вопросом методик и технологий, применение которых направлено на реализацию ФГОС, я пришла к выводу:

  1. Нет ни одной приоритетной технологии, которая позволила бы учителю отказаться от апробации других.

  2. Есть необходимость интеграции элементов нескольких технологий.


Каждый раз, разрабатывая очередной урок, ставлю перед собой задачу: организовать работу так, чтобы она мотивировала обучающихся на самостоятельное приобретение новых знаний.

Мое педагогическое кредо:

« Я иду на урок не для того, чтобы посвятить детей в вопросы математики, а прежде всего, для того, чтобы средствами математики развивать каждого ученика, увлечь его познавательной деятельностью, научить применять полученные знания в жизни».