Пояснительная записка на методический семинар "Учитель года"

Категория: Всем учителям

Пояснительная записка к методическому семинару "Учитель года". Дополнен презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка на методический семинар "Учитель года"»

Пояснительная записка

к презентации конкурсного задания «Методический семинар»

Сазыкиной Наталии Ивановны,

учителя английского языка МБОУ СОШ с. Норовка

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский



Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Этот вопрос является одним из основных в моей педагогической практике. Каждый ученик должен овладеть умением общаться на иностранном языке. Речь идёт о формировании коммуникативной компетенции, то есть, способности и готовности обучающихся осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо). Моя задача состоит в развитие коммуникаций: учащиеся должны уметь устанавливать контакт в процессе общения с другими людьми, овладеть языком в процессе общения, уметь анализировать свои действия и слова, заинтересовать собеседника, грамотно и последовательно излагать мысли. Все эти умения можно обозначить одним понятием – универсальные учебные действия или УУД, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

Овладеют ли мои ученики коммуникативной компетенцией, будет ли у них желание общаться на иностранном языке – во многом это зависит от побуждения и потребностей ученика, его мотивации. Любая деятельность без мотива не происходит. Именно мотивация вызывает активную деятельность учеников, определяет выбор средств и приёмов для достижения цели. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать, « приохотить».

Учебная мотивация-это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебных задач.

Выделяют внешнюю и несколько разновидностей внутренней мотивации.

Внешняя мотивация – это широкая социальная мотивация, т.е. общепринятое в обществе мнение о том, что каждый образованный человек должен владеть английским языком, она нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения.

Внутренняя мотивация подразделяется на несколько подвидов:

1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности – «язык пригодится в жизни»;

2) коммуникативная мотивация – «нравится общаться на иностранном языке», или «язык удовлетворяет мои интересы»;

3) учебная мотивация – это интерес учащихся к английскому языку как к учебному предмету, т.е. «интересно читать, выполнять упражнения».

Данный вид мотивации имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. Но и не так просто активизировать познавательные интересы детей. (слайд № 2)

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. На уроках я использую следующие технологии для создания учебной мотивации:

  • игровые технологии;

  • проектная технология;

  • обучение в сотрудничестве;

  • технология развития критического мышления;

  • ИКТ-технологии;

  • элементы артпедагогики.

Приемы этих технологии эффективно использую в своей педагогической практике. (слайд № 3)

Часто использую прием «кластер»: вокруг ключевого слова записываются ассоциативные цепочки. Этот прием использую на этапах актуализации, систематизации, повторения знаний, на этапе контроля, при работе с текстом. Данный прием позволяет творчески мыслить, помогает обобщить изученное.

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. (слайд № 4)

При чтении текста часто использую прием «инсерт». На полях расставляют следующие пометки:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

Прием «Таблица тонких и толстых вопросов» является одним из самых интересных для учеников.(слайд № 5).

Тонкие вопросы

Толстые вопросы



Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. "Мозговой штурм" обычно провожу в группах численностью 3-5 человек. На первом этапе ученики создают банк идей, возможных решений проблемы. На втором этапе коллективно обсуждают идеи и предложения. На третьем этапе выбирают наиболее перспективные решения проблемы. (слайд № 6)

На этапе рефлексии эффективным приемом считаю синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Дети с удовольствием выполняют это задание.

Новый для школьников прием –диаманта.Это краткое по форме и изложению, но емкое по содержанию стихотворение строится по особой схеме. Выравнивание текста стихотворения выполняется по центру так, чтобы готовое стихотворение напоминало по форме алмаз, поэтому еще одно название этого произведения — стихотворение-алмаз (от английского “diamond poem”). Этот прием вызвал интерес у детей. (слайд № 7).

Прием фишбоун. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они делают и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть.

Приём рафт заимствован у американских педагогов, развивающих идеи технологии развития критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов: R – role (роль)A – audience (аудитория)F - format – (форма)T - topic (тема) Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Данный приём способствует эффективному погружению обучающегося в предметное содержание. Эффективен при создании драматических диалогов, при работе с текстом. (слайд № 8)

Метод ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Главное в образовании ассоциаций - это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов дети запоминают. Его целесообразно использовать в самом начале урока на этапе целеполагания. Для самых слабых учеников подчас ассоциации –единственный способ дать правильный ответ. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.

При использовании приема KWL CHART предлагаю учащимся вспомнить информацию по теме. В левой строке таблицы они записывают то, что знают, затем, что хотят узнать и наконец, что узнали. (слайд № 9)

Применение информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного языка я считаю необходимым, обязательным. ИКТ является эффективным средством визуализации учебного материала, помогает в осуществлении личностно-ориентированного подхода к  обучению, способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня. ИКТ является средством повышения мотивации к изучению  предмета, стимулирует поисковую деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей. Я работаю со всеми ресурсами, имеющимися в школе. (слайд № 10)

На заключительных уроках часто использую метод проектов. Этот метод дает возможность вести индивидуальную и групповую работу над темой, повышает активность учащихся, позволяет даже слабому ученику реализовать себя на уроке. Например, на заключительных уроке по теме «Семья» учащиеся 5 класса представляли генеалогическое древо своей семьи, по теме «Школа» представили свой проект «школы будущего», по теме «Здоровье» разработали мини-проект «Здоровые советы» (слайд № 11). Согласно УМК для 5-6 классов (учебник Ваулиной Ю. Е.), мини-проекты оформляются после каждого учебного модуля.

Вместе с детьми из разных классов я участвовала в реализации проекта «Обучение через предпринимательство». Группа учащихся под моим руководством создала описательный проект ООО «Зерновая компания», руководителем которой являлся управляющий компанией по Нижнеломовскому району представитель Швеции г-н Пэр Берндтсон. Общение с руководством компании на английском языке вызвало живой интерес обучающихся, явилось еще одним из стимулов к изучению иностранного языка и доказательством того, что иностранный язык в современной жизни является непременным залогом успеха. (слайд № 12)

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, я всегда применяю здоровьесберегающие технологии, учитываю физиологические и психологические, возрастные и индивидуальные особенности. Осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями и предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы усталость, чувство страха, боязни и создавали положительный эмоциональный настрой. На урок прихожу всегда с улыбкой, всегда в хорошем настроении. Важным компонентом успешного урока я считаю доброжелательную и непринужденную обстановку. Использование в работе шутливых историй, смешных картинок, игрушек, настраивает ребят на позитивный лад. Позитивный настрой снижает напряжение и усталость. Чтобы снять напряжение на уроке использую тематические физкультминутки, практикую смену разных видов деятельности. (слайд № 13).

Приемы арт – педагогики являются разновидностью игровых технологий. На уроке часто использую выразительное чтение, инсценировку, этюд, ролевую игру, фразы с различной интонацией. (слайд № 14, 15)

Кроме того, стараюсь сама подавать пример, участвуя в различных конкурсах, побуждая тем самым детей тоже участвовать. Рассказываю, какие книги люблю читать, какие песни слушаю, какие фильмы смотрю. (слайд 16)

Любимым дистанционным конкурсом у детей является «Британский бульдог». Они всегда с нетерпением ждут его результаты и очень радуются, когда получают призы и дипломы.

В этом учебном году ученица 10 класса Ащеулова Татьяна приняла участие в научно-практической конференции «Старт в науку» с проектом « Чайные традиции России и Британии», 24 человека приняли участие в конкурсе «Британский Бульдог», 6 человек получили дипломы и подарки. (слайд 17)

В МБОУ СОШ с. Норовка я работаю третий год и я думаю, что основная работа у меня еще впереди. Я стараюсь прилагать все усилия, чтобы привить своим учащимся интерес к иностранному языку. Но и на данном этапе уже есть некоторые положительные результаты.

Создание мотивации на уроках английского языка привело к следующим результатам:

-поддержание интереса к изучению ИЯ;

-рост качества знаний по английскому языку по итогам года;

-отсутствие неуспевающих по предмету;

- увеличение числа учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах. (слайд № 18)








Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас