Пояснительная записка к методическому семинару
«Применение технологии проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся»
Учитель русского языка и литературы: Золотарь Елена Алексеевна
Одной из главных задач образовательного процесса современной российской школы является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Ключевые компетенции - способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической печати сформулированы разнообразные ключевые компетенции, над формированием которых должен работать современный учитель.
Существует семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
На своих уроках я работаю над формированием учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.
Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия картины мира.
Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.
Учебно-познавательную деятельность определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.
Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.
Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций.
В соответствии с компетентностным подходом в обучении я определила цель моей педагогической деятельности : формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемного диалога.
Проблемный диалог – это не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. Использование диалога позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает речь, самостоятельность ребёнка.
Можно показать данную технологию в ракурсе «вчера, сегодня, завтра».
Вчера. Технология проблемного диалога не выросла на пустом месте, она имеет мощные корни. В теоретическом наследии доктора психологических наук А.М.Матюшкина для Е.Л.Мельниковой определяющими стали два принципа: проблемность и диалогичность. Согласно первому, обучение представляет собой творческий процесс постановки и решения проблем. Согласно второму, обучение строится на диалоге учителя с учениками. Иными словами, А.М.Матюшкин доказал, что ученики на уроке могут ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем. Эта новая теоретическая идея потребовала разработки соответствующей технологии. Двадцать лет собственных изысканий Е.Л.Мельникова оформила в продукт, который сегодня известен как технология проблемного диалога.
Данной технологией я заинтересовалась 3 года назад, начала изучать её особенности. Чем руководствовалась я, делая свой выбор? Очевидно, что объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть полностью противопоставлены опыту традиционной школы. Разработанная Е.Л.Мельниковой технология не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении современных образовательных целей.
Системное применение на уроках технологии проблемного диалога даёт эффективный результат. Я заметила, что дети, зажатые на традиционном уроке, смело и активно отстаивают свою позицию, проявляют инициативу в поиске решения проблемных ситуаций на тех уроках, где применяется технология проблемного диалога.
Данная технология предполагает такую организацию занятий, которая позволяет обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем, в результате чего и происходит формирование ключевых компетенций.
Изучив методическую литературу, я выяснила, что центральной частью технологии являются проблемно-диалогические методы обучения. Начала нарабатывать примерные схемы введения нового знания на уроках русского языка и литературы.
Технологию проблемного диалога стала реализовывать в рамках урочной деятельности. В чём же специфика уроков по данной технологии? Урок начинаю с проблемной ситуации. При постановке учебной проблемы я использую основные три метода: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Проблемную ситуацию создаю разными приёмами, поэтому и текст побуждающего диалога тоже разный. Например, на уроках литературы наиболее характерной является ситуация с предъявлением двух противоречивых фактов, точек зрения, после которой я произношу реплики: «Что вас удивило? Какой возникает вопрос?». На уроках русского языка проблемную ситуацию создаю с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши то, что только сегодня будем изучать). На уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает разброс мнений. Тогда побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Что мы ещё не знаем?», например, фрагмент урока русского языка по теме «Имена существительные общего рода».
На своих уроках использую и подводящий к теме диалог. Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Все вопросы подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока, например, фрагмент урока русского языка по теме: «Н и НН в суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени» .
Третьим методом постановки учебной проблемы является метод сообщения темы с мотивирующим приёмом. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Например, приём «яркое пятно» заключается в сообщении детям интригующего материала, привлекающего внимание. Этот прием я часто использую на уроках русского языка с приглашением «гостьи» Елены Пушкиной (выдуманного персонажа) с небольшой поэтической зарисовкой – материалом для наблюдения. Или использование небольших зарисовок из жизни, оформленных в виде мультипликационных зарисовок.
Каждый из перечисленных методов постановки учебной проблемы способствует формированию учебно-познавательных компетенций.
После поставленной проблемы организую поиск решения, который приводит к открытию нового знания. Также использую три метода: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к знаниям диалог, подводящий без проблемы диалог.
Однако реальный урок – это не только проблемно-диалогические методы, но ещё содержание, формы и средства. Содержание имеет две характеристики: качество и количество. По качеству различаю четыре основных типа знаний: факты, правила, понятия, закономерности. На практике обязательно содержание материала связываю с проблемным диалогом. Известно, что факты нельзя «открывать», их сообщаю в готовом виде, правила и закономерности помогаю открывать побуждающим диалогом, под существенный признак понятий «подвожу».
Работая по технологии проблемного диалога, использую разные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную, фронтальную. Когда решается проблемная ситуация с затруднением, работаю фронтально со всем классом. При создании проблемных ситуаций с разбросом мнений использую групповую или парную работу. При организации таких разных форм работы каждый ученик может сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить свой собственный продукт. Для их выражения использую различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Предлагаю учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций.
Другая форма продуктивных заданий - формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу провожу в парах как постоянного, так и переменного состава. В проговаривании нового материала участвуют сразу двое: тот, кто задает вопрос, и тот, кто на него отвечает.
Использую творческое применение «открытых» знаний. Реализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала. Опорный сигнал - это образ, выражающий знание в абстрактном, концентрированном виде. Предлагаю его выполнить либо в классе, работая в группе или паре, либо в качестве домашнего задания индивидуально. Разновидности сигнала могут быть разные: символ, схема, таблица, опорные слова.
Таким образом, используя в своей работе технологию проблемного диалога, я убедилась, что её преимущество состоит в умении детей добывать знания, в развитии речи у учащихся, в воспитании самостоятельности, делает работу на уроках интересной для учеников и учителя. Об успешном формировании учебно-познавательной компетенции учеников говорит 100% успеваемость всех детей, качество знаний по предметам 67%, результативное участие учеников в разных конкурса, с каждым годом количество детей, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, увеличивается. Дети умеют вести беседу, отстаивают свою точку зрения, подкреплённую аргументацией, используют необходимые знания в любой ситуации, самостоятельно мыслят.
Сегодня я продолжаю работать уже с новым набором детей, которые приходят в 5 класс. Новый класс – новые проблемы! А цель педагогической деятельности - формирование ключевых компетенций – прежняя. В 5 классе было проведено анкетирование с целью выяснения эмоционального отношения детей к учёбе, характера возникающих трудностей, отношения учащихся к этим трудностям. После обработки результатов выяснилось, что большинству детей нравится учиться в школе, но многие из них испытывают затруднения в обучении. Помочь решить данную проблему может, в том числе и технология проблемного диалога.
Анализируя полученные результаты, я прихожу к выводу, что использование технологии проблемного диалога даёт положительные результаты: повышается интерес учащихся к учёбе, обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения, не допускается переутомления на уроках, обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика, происходит развитие речи, логического мышления, вырабатывается активная позиция детей. Уровень формирования ключевых компетенций моих учеников растёт, и это меня как учителя очень радует. Обществу нужна личность с высоким уровнем развития и культуры. Мои дети на уровне своего возраста этого совершенства пока не достигли. Над этим вопросом ещё надо много работать и завтра.