
Подготовила учитель физики:
Смирнова Таисия Алексеевна
2017-2018 учебный год
Эпиграфом к своему сегодняшнему выступлению я взяла слова американского педагога Лоренса Питера – «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем».
А кое-что старое – это проблемный метод обучения учащихся на уроке. Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознана практиками, а я сегодня буду говорить о том, как я открываю знания вместе с учениками.
Обобщение своего педагогического опыта я хотела бы представить в виде рецепта, предназначенного для каждого учителя, на котором выписана технология проблемного урока.
На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала.
Самым основным в этом рецепте являются цели введения проблемного метода обучения на своих уроках:
- научить школьников объяснять физические явления (дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему);
- научить школьников творческой деятельности (ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь);
- воспитание активной личности (ребята отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер).
А сейчас нам предстоит взглянуть на проблемное обучение с высоты птичьего полета. Для этого нужно обсудить место проблемного обучения в современном образовании, его надобность современной школе и прояснить его взаимосвязь с учителем.
Сколько существует проблемное обучение? Столько, сколько существует человечество. Потому что необходимость передавать потомкам накопленный опыт была, есть и будет всегда. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками закономерного процесса, когда постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний, а набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Ее важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, это всерьез и надолго!
Везде ли и всем ли нужно проблемное обучение?
Да, везде и всем! И начальной школе, и средней школе и старшему звену. Эта технология для каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает и в каком классе. Но вообще-то в жизни так не бывает, чтобы один рецепт годился для всех. Но технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях. Поэтому этот рецепт (метод обучения) может быть полезен учителям и первых и выпускных классов, и физикам и лирикам.
Преемственность проблемного обучения физике можно проследить на примере введения в тему на уроке физике в 7 классе.
Пример: Строение вещества. Чтобы вести разговор о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов) предлагаю объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем. Оказывается, сахар не исчез, ведь сохранилось его отличительное свойство (чай стал сладким), вероятнее всего он распался на мельчайшие крупинки. Выдвигаем гипотезы, проверяем с детьми, насколько мала эта частица.
Дальше – больше! В 7 классе, кроме ситуаций из повседневной жизни, ставлю эксперименты - как фронтальные, так и демонстрационные, использую фрагменты из художественной литературы.
Все тоже строение вещества, но теперь мы должны ввести новые положения, ранее для них неизвестные, чтобы углубить знания, расширить понятия и знакомимся с молекулярной теорией. Разговор происходит более осознанный - доказываем, что между молекулами есть промежутки.
Следующий пример:
Пусть каждый ученик вашего класса — молекула, а все вы вместе — скопление молекул. Что напоминает это скопление — газ, жидкость, твердое тело? Почему? Покажите, как расположены и ведут себя молекулы в газе, в жидкости, в твердом теле?
Суть проблемного урока – творческое усвоение знаний. Напомню основные этапы проблемного урока:
1. первое звено творчества – постановка проблемы.
2. второе творческое звено – поиск решения. Выдвигаются самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Именно в этот момент раздается «Эврика!», ибо действительно открыто новое знание.
3. третье звено творческого процесса – выражение решения.
4. четвертое звено творческого процесса – реализация продукта – представление продукта людям.
Французский антрополог Клод Леви-Стросс сказал: «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы». И действительно, самое первое творческое звено проблемного урока – постановка учебной проблемы.
Хочу напомнить, что учебная проблема – это возникший или поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются некоторые исходные средства.
Или еще пример: тема «Плавление», читаю ученикам отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли…
О каком тепловом процессе сегодня пойдет речь на уроке?
физика 7 класс Изучая закон Архимеда, можно предложить учащимся стихотворение
Жидкости на тело давят, Надо знать лишь вес воды,
Вверх его все поднимают, Что то тело вытесняет -
При этом силу создают. Все закон нам объясняет.
Что Архимедовой зовут! Открыл его великий грек,
Ее считать умеем мы: Ему имя - Архимед!
Целесообразнее предложить учащимся интересные географические факты:
«Существует море, в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мертвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Утонуть в такой жидкости нельзя: человеческое тело легче ее. Закон Архимеда помогает поднимать затонувшие суда. Один из больших ледоколов «Садко», по халатности капитана затонувший в Белом море в 1916 г. пролежал на морском дне 17 лет, его затем подняли понтонами, и снова вступил в строй. Оказывается, тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогической силы, действующая на тонну железа, в силу разности их объемов.
Давайте попробуем стать учениками 8 класса и составить синквейн по такому понятию, как "сила".
Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.
(Двигатель внутреннего сгорания).
Распространенный, тепловой.
Впускает, сжимает, работает, выпускает.
Превращает внутреннюю энергию в механическую.
Машина.
(Тепловое движение).|
Беспорядочное, изменяемое.
Колеблются, движутся, ускоряются.
Температура зависит от скорости.
Движение молекул.
Согласитесь, что использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!
«Начальной фазой мыслительного процесса,- говорит С.Л.Рубинштейн,- является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления… впечатлением необычайности».
Для создания проблемной ситуации на уроке можно показать опыт, который вызывает «удивление», или послужит поводом к возникновению мышления в определенном направлении, сформулировать наводящие вопросы, которые восстановят в памяти учащихся жизненные и общеизвестные факты.