СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе "Родной язык", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой пояснительную записку к рабочей пограмме "Родной язык", 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе "Родной язык", 5 класс»

МБОУ "Жижицкая средняя общеобразовательная школа"

Куньинского района Псковской области






Утверждена

приказ № 28 от 31.08 2020

Директор школы: Иванова Е.В.





Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» 5 класс


Учитель: Боброва Анна Дмитриевна















д. Жижица

2020 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для обучающихся 5-х классов разработана:

- на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 (редакция от 29.12.2014 г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г. № 1578 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с учетом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык».

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.

- учебного плана МБОУ "Жижицкая средняя общеобразовательная школа "Куньинского района Псковской области.


Цель рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы основного общего образования:

- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;

- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека;

- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм.


Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане


Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку 5 класс (17 часов в год – 0,5 часа в неделю)






Общая характеристика учебного предмета


Родной (русский) язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной (русский) язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.


Задачи изучения родного (русского) языка в школе:


- формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

- усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

- овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

- овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

Родной (русский) язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение родным (русским) языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения родного (русского) языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Методической основой изучения курса русского языка в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Изучение предмета «Родной (русский) язык» как части предметной области «Родной язык. Родная литература» основано на межпредметных связях с предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,

«История», «Изобразительное искусство», «Музыка» и др.

Исходя из уровня сформированности лингвистической компетенции выпускников начальной школы, в 5 классе возникает необходимость в создании условий восприятия лингвистической теории, развития навыков речевого общения, формирования устойчивых навыков владения языком и совершенствования на этой основе навыков языкового анализа. В связи с этим курс родного (русского) языка в 5 классе направлен не только на повторение и обобщение лингвистических знаний, но и на развитие умений в области основных разделов русского языка, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей, типов речи. Большое значение придаётся развитию навыков самоорганизации, самостоятельной деятельности, самоконтроля, самооценки.

В соответствии с требованиями ФГОС в ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся должны приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Именно поэтому в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности.



Планируемые результаты


Изучение предметной области «Родной (русский) язык» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность

дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Родной (русский) язык»

Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей:

формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и

организации, ценности «другого» как равноправного партнера;

формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам:

способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры

традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера:

способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимое (ые) действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.


Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.




Планируемые результаты учебного предмета

«Русский родной язык» в 5-м классе


Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии обучающийся научится:

«Язык и культура»

  • понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;

  • понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

  • понимать, что язык — развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;

  • объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;

  • распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно

употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

  • распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;

  • понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;

  • понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);

  • понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться;

«Культура речи»

  • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

  • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов,

паронимов (в рамках изученного);

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи;

  • различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

  • употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;

  • определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно

употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

  • различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;

  • соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;

  • соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;

  • использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

«Речь. Речевая деятельность. Текст»

  • использовать различные виды слушания (выборочное‚ ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и интонирования;

  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание;

  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение);

  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;

  • строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);

  • участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

  • анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;

  • устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный);

  • владеть приемами работы с заголовком текста;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;

  • создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового

стиля;

  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

  • анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

  • владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;

  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; • знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Пятиклассник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями, другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; - владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных

разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи функциональной разновидности языка; - использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; - членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа, характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов

(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического разбора слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; - опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический разбор в практике правописания;

  • опираться на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

Русский язык национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.

Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, Сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п., лиса — хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости — в тюркских языках и т. п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.


Раздел 2. Культура речи (4 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т.

п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Основные лексические нормы

современного русского литературного языка

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского языка (кинофильм — кинокартина — кино — кинолента; интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить — говорить — сказать — брякнуть).

Основные грамматические нормы

современного русского литературного языка

Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища); образа (иконы) — образы (литературные); меха (выделанные шкуры) — мехи (кузнечные); соболя (меха) — соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари — токаря, цехи — цеха, выборы — выбора, тракторы — трактора и др.).

Речевой этикет

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.

Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.)


Система контроля и оценивания

достижения планируемых результатов


Содержание и структура заданий, предлагаемых для составления работ, используемых в качестве тематического и итогового контроля, соотносятся с целями обучения русскому родному языку в основной общеобразовательной школе, в связи с чем в содержании и структуре работы реализуются компетентностный и текстоориентированный подходы к отбору и предъявлению контрольно-измерительных материалов, проверке и оцениванию результатов выполнения проверочных работ. Процесс оценивания в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса: формированием познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект. В ходе текущего оценивания целесообразно использовать критериальное оценивание, объектом которого является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Для учителя критериальное оценивание – это:

1) оценка-поддержка, а не жёсткий контроль;

2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения для конкретного класса, конкретного ученика);

3) возможность дать ученикам обратную связь на каждом этапе освоения курса.

Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик – ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникацииоценивания – помочь однокласснику научиться говорить, читать, писать, слушать лучше. Именно другие дети и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация. Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.

1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность, ясность и правильность речи и т. п. 111

2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и чётко.

3. Критерии могут изменяться. Если все ученики в классе освоили какоето умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки, появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

4. Критические замечания должны высказываться в форме совета. Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные; постепенно дети смогут делать это сами. Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания. Формы обратной связи могут быть самые разные, но качественная обратная связь обязательно показывает, где сейчас находится ученик (что уже умеет делать), какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в разных формах: устное оценочное высказывание, письменная фиксация в тетради. Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс», «минус» и др.), этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке при оценке небольших устных сообщений. Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки. Использование критериального оценивания на уроках русского родного языка – один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи школьника, но и на становление и развитие его учебной самостоятельности.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается как качество выполнения проектного задания, так и представление результатов проекта перед классом. Предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущей оценки для создания более качественного продукта. Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях.


Примеры проверочных работ в форме проектных заданий 5-6 классы

Проектное задание. Понаблюдайте за своей речью и речью окружающих. Встречаются ли в вашей речи и в речи окружающих слова паразиты? Запишите их. Составьте словарик слов-паразитов. При составлении можете обратиться к примерам из художественной литературы. Помогают или препятствуют речевому общению слова-паразиты?

Примерный план проектной работы «Слова-паразиты в нашей речи»

1. «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова связки» (П. Вайль).

2. Причины употребления слов-паразитов. 1) Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово). 2) Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями. 3) Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь. 4) Мода на засоряющие речь слова.

3. Где чаще всего употребляются «сорные» слова? 1) Средства массовой информации, периодическая печать. 2) Речь учащихся нашей школы и класса. 3) Речь взрослых, окружающих нас в течение дня людей (пассажиры городского транспорта, работники торговли, тренеры и пр.).

4. Возможность отказаться от слов-паразитов, отвлекающих от сути сказанного, написанного: существует ли она? 5.

Словарик слов-паразитов, наиболее часто употребляемых в речи моих одноклассников и друзей.

6. «Хорошо, что с чужим языком ты знаком, но не будь во вражде со своим языком!» (С. Маршак) 113 7. Выводы о проделанной проектной работе, вариантах её практического применения и результативности. Задание, помогающее представить материал исследования Постройте столбчатую диаграмму «Слова-паразиты, наиболее часто встречающиеся в речи моих одноклассников». Проведите анкетирование в любом выбранном вами классе, чтобы как можно объективнее выяснить, какие слова-паразиты используются ребятами чаще всего. Предложите каждому участнику эксперимента примерный список слов-паразитов, в котором следует отметить засоряющие нашу речь слова: 1) это самое; 6) в натуре; 2) как бы; 7) офигеть; 3) типа; 8) а я такой весь из себя; 4) блин; 9) значит; 5) короче; 10) так сказать. Напротив каждого слова-паразита школьник, заполняющий лист с вопросами, пишет «да» или «нет». Обработав полученные данные, вы будете иметь информацию, сколько раз в анкетах ваших одноклассников встретилось каждое слово-паразит. Используя знания, полученные на уроках математики, постройте столбчатую диаграмму, каждый столбец которой будет отражать цифровой показатель частоты использования определённого слова-паразита в разговорной речи ваших сверстников. Столбчатая диаграмма имеет примерно такой вид: 114 На горизонтальной оси диаграммы у вас будет 10 чисел по количеству слов-паразитов, предлагаемых в эксперименте, на вертикальной оси – число участников опроса, назвавших те слова-паразиты, которые используются ими в повседневном общении, а также (возможно) во время устных ответов на уроках. Подсчитайте результаты. Выявите среди слов-паразитов первую пятёрку «чемпионов», сделайте выводы



Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации, выводов и заключений.

Оценивая деятельностный компонент, принимаем во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в выполнении проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценке результативного компонента проекта учитываем такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:

0 - баллов отсутствие данного компонента в проекте

1- балл наличие данного компонента в проекте

2 - балла высокий уровень представления данного компонента в Проекте.


Важным аспектом работы над проектом является формирование умений само- и взаимооценивания, поэтому предлагается «Памятка для само- и ваимооценивания компьютерной презентации».

По каждому параметру возможно получение до 3 баллов.

1. Соответствие цели и задачам

1. Презентация соответствует цели работы, являясь электронным документом-приложением к письменной работе или устному выступлению (2 балла).

2. Содержание презентации имеет некоторые расхождения с содержанием проектной работы (1 балл).

2. Логика, фактическая точность

1. Работа выстроена логично, без фактических ошибок, представлены ясные и убедительные аргументы. Разъяснены понятия, обеспечивающие полное понимание идей автора (2 балла). 2. Презентация должна быть более информативной. Не все ключевые положения убедительны, не все нашли место в презентации (1 балл).

3. Оригинальность и самостоятельность 1. Учащийся демонстрирует способность творчески работать, собственный творческий стиль. Ответы на вопросы грамотны, оригинальны, свидетельствуют о хорошем знании материала, умении автора отбирать необходимую информацию (2 балла). 2. В работе не чувствуется индивидуальность автора, презентация скопирована без изменений и дополнений (0 баллов).

4. Использование различных источников информации 1. Привлекаются иллюстрации, ссылки на различные источники информации, но в то же время работа самостоятельная, индивидуальная, отличается оригинальностью в решении рассматриваемых проблем (2–3 балла). 2. Работа частично не самостоятельна, однако автор не ссылается на использованные ресурсы (0–1 балл).

5. Грамотность и выразительность речи 1. Текст презентации написан без ошибок (орфографических, грамматических, пунктуационных) (2– 3 балла). 2. В тексте допущены ошибки, не все мысли выражены чётко, много повторов, неоправданных знаков препинания (0–1 балл)

6. Оформление 1. Работа оформлена в соответствии с требованиями к презентации (размер шрифта 24, все слайды имеют одинаковый цветовой фон, количество слайдов соответствует требованиям и не превышает 12––13; есть ссылки на использованные электронные текстовые материалы, фотографии, иллюстрации) (2–3 балла). 2. Работа выполнена аккуратно, без излишеств, отвлекающих читателя от рассматриваемых проблем (1 балл). 3. Требования к оформлению слайдов соблюдены не всегда: шрифт у слайдов разных размеров, автор использует разный дизайн слайдов, число слайдов превышает рекомендованную норму. Не всегда к месту разного рода анимация (0 баллов).

Максимум –– 25 баллов.

Перевод в школьную отметку: 8 и менее баллов –– «2»; презентация слабая по большинству критериев; 9––12 баллов –– «3»; презентация требует доработки; 13––19 баллов –– «4»; большинство критериев соответствует требованиям; 20––25 баллов –– «5»; очень хорошая презентация.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по учебному предмету «Русский родной язык»

Основная литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807–1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

  3. Приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 03.08.2018 № 317-ФЗ.

  5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyhorganizatsij-5–9-klassov.


  1. Русский родной язык: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных организаций / Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Текучёва. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.(ФГОС. Инновационная школа).

  2. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык» для 5 класса общеобразовательных организаций (авторы Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Текучёва) / авт.-сост. Е.А. Жиляева. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. (ФГОС. Инновационная школа).

Учебники и учебные пособия для обучающихся:

  1. «Русский родной язык» под редакцией Александровой О. М., Загоровской О. В., Богданова С. И., Вербицкой Л. А., Гостевой Ю. Н., Добротиной И. Н., Нарушевича А. Г., Казаковой Е. И., Васильевых И. П, рекомендованного Министерством просвещения Российской Федерации (Приказ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») в формате

  2. «К пятерке шаг за шагом» пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией Л.А.Ахременковой

Учебно-методические пособия для преподавателя:

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993

  2. Аксёнова М. Д. Знаем ли мы русский язык? Книга третья: История некоторых названий, или Вот так сказанул! М. :Центрполиграф, 2012.

  3. Аксёнова М. Д. Знаем ли мы русский язык? М. : Центрполиграф, 2016.

  4. Аникин В. П. Искусство слова в пословицах и поговорках. М. : Русский язык, 2000.

  5. Аникин В. П. Русская народная сказка. М. : Просвещение, 1977.

  6. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

  7. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. - Саратов, Лицей, 2002

  8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

  9. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  10. Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., 1988.

  11. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М. : Высшая школа, 1988.

  12. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005

  13. Каленчук М. Л. Пушкин подарил нам литературный русский язык. — РИА Новости, 2013.

  14. Каминская Н. М. История костюма: учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной пром-сти. М. : Лёг- кая индустрия, 1977.

  15. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.

  16. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное пособие. М, Дрофа, 2006

  17. Маршак С. Я. Воспитание словом // Собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М. : Худ. лит., 1971.

  18. Мокиенко В. М. Давайте говорить правильно. Пословицы в современном русском языке. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012.

  19. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. М. : Высшая школа, 1990.

  20. Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.

  21. Пастухова Л. С. Почему есть можно, а кушать нельзя? // Наука и жизнь. 2015. № 2.

  22. Пастухова Л. С. Этюды о словах. Симферополь, 2008.

  23. Паустовский К. Г. Стекольный мастер // Собр. соч.: в 9 т. Т. 6. М. : Худ. лит., 1986.

  24. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003

  25. Стернин И. А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996.

  26. Суперанская А. В. Заимствование имён // Русская речь. 1991. № 8.

  27. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. Л. : Лениздат, 1991

  28. Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л., 1962.

  29. Успенский Л. В. Слово о словах: Очерки о языке. Л. : Дет. лит., 1982.

Словари и справочники

  1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

  2. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка.

  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.

  4. Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа.

  5. Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка.

  6. Лопатин В. В. Русский орфографический словарь.

  7. Николина Н. А. Школьный морфемный словарь русского языка.

  8. Николина Н. А. Школьный словарь лингвистических терминов.

  9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.

  10. Семенюк А. А., Семенюк И. А. Школьный словарь синонимов русского языка.

  11. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005

  12. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка.

Интернет-ресурсыЦифровые образовательные ресурсы:

  1. русское-слово.рф — сайт издательства «Русское слово».

  2. gramota.ru — Справочно-информационный портал по русскому языку.

  3. school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  4. fcior.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.

  5. ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.

  6. feb-web.ru — Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  7. http://www.gramma.ru/  -  Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  8. http://www.school.edu.ru/  - Российский образовательный портал

  9. http://www.1september.ru/ru/  - газета «Первое сентября»

  10. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  11. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  12. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96

  13. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

 

Примерные темы проектных и исследовательских работ

  1. Из этимологии фразеологизмов.

  2. Из истории русских имён.

  3. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. 

  4. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

  5. Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного     слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др. 

  6. Календарь пословиц о временах года.

  7. Карта «Интересные названия городов моего края/России».

  8. Мы живем в мире знаков. 

  9. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. 

  10. Понимаем ли мы язык Пушкина? 

  11. Этимология обозначений имен числительных в русском языке.

  12. Футбольный сленг в русском языке.

  13. Компьютерный сленг в русском языке.

  14. Названия денежных единиц в русском языке.

  15. Интернет-сленг.

  16. Межнациональные различия невербального общения.

  17. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

  18. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

  19. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

  20. История создания русского алфавита.

  21. Словарик названий русской национальной одежды.

  22. Календарь старинных народных праздников.

  23. Значение русского имени …(Одно имя)

  24. История названия старинного русского города. (Один город)

  25. Экскурсия по сказочному заповеднику.

  26. Словарная статья на лингвистическую тему для «Энциклопедического словаря юного филолога».

  27. Конкурс на лучший рекламный слоган для музея, библиотеки или спортивного зала.

  28. Словарик крылатых слов и выражений.