СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 15»  г. Балаково Саратовской области

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка ОБЖ»

 

Пояснительная записка

 

      Рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Балаково Саратовской области, Федерального компонента государственного стандарта общего образования  авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2007г)

Цели и задачи учебного предмета ОБЖ:

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

·       освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

·       развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

·       воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

·       овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Сроки реализации программы 1 год.

 Результаты обучения

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса. Требования к ЗУН направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать, на осознанный выбор своей будущей профессии и формирование качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.



  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  • Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

  • Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Система оценки достижений учащихся

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.



Инструментарий для оценивания результатов

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.



Результаты обучения

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса. Требования к ЗУН направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать, на осознанный выбор своей будущей профессии и формирование качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016учебный год рабочая програ мма ОБЖ 8-9 классов предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их последствиями, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций). Изучение курса ОБЖ в 8-9 классахспособствуетформированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению основополагающих знаний и умений в оценке опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания человека. В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к условиям готовности к потенциально опасным видам деятельности.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и пси­хологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний:

- об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- о здоровом образе жизни;

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и

общественной ценности;

· овладение умениями:

- предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

- оказывать первую медицинскую помощь.


Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  • обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

  • оказание первой медицинской помощи;

  • основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-практикум;

  • Урок - презентация;

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

  1. Тематические зачеты;

  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

  3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

  4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

  5. Итоговые проверочные работы;

Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты, творческие работы).

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • урок, сочетающий урок с объяснением;

  • вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • лекция с элементами беседы;

  • показ (демонстрация);

  • практические занятия;

  • самостоятельная работа;

  • работа с документами;

  • пересказ текста учебника в связной монологической форме;

  • раскрытие содержания иллюстраций.

Место предмета в учебном плане.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов (8 класс) учебного времени, 1 урок в неделю .



В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

-оказание первой медицинской помощи;

-основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях.

В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися:

-Правил дорожного движения,

-Правил пожарной безопасности.

             Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

 Общая характеристика учебного предмета.

Метапредметные связи: география, химия, биология, обществознание.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Требования к результатам обучения и воспитания:

 Личностные:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках  предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и  экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • понимание необходимости  сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:

 

  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  • Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

  • Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1.     Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.  Смирнов А.Т., Хренников Б.О. - 6-е изд. - М.: «Просвещение», 2012

2.    Программа по ОБЖ «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г)

  Список литературы

Нормативно-правовое обеспечение

1.     Закон РФ  «О безопасности». – Спб: Речь, 2005. – 15 с.

2.     Закон РФ «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995г.  № 196-ФЗ). - М.: Омега, 2005. – 32 с.

3.     Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М.: Омега, 2005. – 32 с.

4.     Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998г.). - М.: ЭКСМО, 2003. – 288 с.

5.     Закон РФ «О гражданской обороне»  (от  12.02.1998 г. № 28-ФЗ)

6.     Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – М.: ЭКСМО, 2001. – 42 с.

7.     Закон РФ «О пожарной безопасности».– М.: Омега, 2005.– 22 с.

8.     Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (от 9.01.1996г. № 3-ФЗ в ред.ФЗ от 22.12.04г. №122-ФЗ).– М.: Омега, 2005.– 34 с.

9.     Закон РФ «Об обороне» (от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ). -  М.: ЭКСМО, 2003. – 32 с.

10.Закон РФ «Об образовании». – М.: Приор, 2005. – 48 с.

11.Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». – М.: Омега, 2002. – 18 с.

12.Конституция Российской Федерации.- М.: ЭКСМО, 2006. 64 с.

13.Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300) // Российская газета. – 1997. – 26 декабря. - № 247.



Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Раздел I. Основы комплексной безопасности(10 часов)

Тема 1.    Пожарная безопасность. (3 часа)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 2.    Безопасность на дорогах. (3 часа)

Причины  дорожно-транспортного  травматизма.  Организация  дорожного  движения.

Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Тема 3.    Безопасность на водоемах. (2 часа)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4.    Экология и безопасность. (2 часа)

Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (12 часов)

Тема 5.    Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часа)

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Обеспечение радиационной безопасности населения

Обеспечение химической защиты населения

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

 

Тема 6.    Организация  защиты  населения  от  чрезвычайных  ситуаций  техногенного характера. (3 часа)

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация  защиты  населения  при  авариях  на  радиационных  и  химически  опасных объектах.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Раздел III.

Основы здорового образа жизни (12 часов)

Тема 7.    Основы здорового образа жизни. (8 часов)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность,основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Тема 8.    Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека.

Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

 

















Календарно-тематическое планирование

раздела, темы, урока



Тема урока

Количество часов

Планируемое ИКТ

Дата

Корректировка

примечание

Раздел-1



Основы комплексной безопасности

15





Тема 1



Пожарная безопасность

3






1



Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1






2



Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1






3



Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

1






Тема 2



Безопасность на дорогах

3






4



Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1






5



Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1






6



Велосипедист - водитель транспортного средства

1






Тема 3



Безопасность на водоемах

2






7



Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

Безопасный отдых на водоемах

1






8



Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1






Тема 4



Экология и безопасность

2






9



Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

1






10



Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1






Pаздел-2



Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12






Тема 5



Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

5






11



Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1






12



Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

1






13



Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1






14



Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1






15



Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1






16



Обеспечение радиационной безопасности населения

1






17



Обеспечение химической защиты населения

1






18



Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1







19



Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1







Тема 6



Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3







20



Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1







21



Эвакуация населения

1







22



Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1







Pаздел-3



Основы здорового образа жизни

12







Тема 7



Здоровый образ жизни и его составляющие

8







23



Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

1







24



Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1







25



Репродуктивное здоровье -составляющая здоровья человека и общества

1







26



Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1







27



Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1







28



Вредные привычки и их влияние на здоровье

1







29



Профилактика вредных привычек

1







30



Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1







Тема 8



Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4







31



Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

1







32



Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

1








33



Первая медицинская помощь при травмах

1







34



Первая медицинская помощь при утоплении

1







 35



Урок- обобщение

1