Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора № 70 от 27.06.2018г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Биология
Образовательная область: естествознание
Класс: 10-11
с. Коргон, 2018 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Настоящая программа по биологии для 10-11 класса создана на основе следующих документов:
-Примерной программы по биологии для 10-11 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;
- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-11 классов (авторы В. В. Пасечник);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»
Учебно-методический комплект
- Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.:: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.10-11 кл. - М.: Дрофа, 2005г.;
Вклад учебного предмета в общее образование
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.
Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Цели учебного предмета «Биология»
Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 10 классе - 70 часов, т.е. 2 часа в неделю.
№ | Класс | Кол-во часов |
1 | 10 | 70 |
2 | 11 | 68 |
Итого | 138 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия о биологических системах;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
-основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза); теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);
-сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);
-имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;
-строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
-сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;
-использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
-объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-решать биологические задачи разной сложности;
-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
-описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
-сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
-анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Перечень контрольно-измерительных материалов
- Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.:Учебно-метод. пособие.-М.:Дрофа,1999.-80с.
- Приложение 3
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 10 КЛАССЕ
Введение (4 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические аспекты. Методы познания живой природы.
Демонстрация. Портреты ученых. Схемы:»Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы».
Основы цитологии (29 часов).
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. Химический состав клетки. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Вирусы.
Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ.
Лабораторные работы: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных.
Размножение и индивидуальное развитие организма (12 часов).
Размножение – свойство организмов. Деление клетки. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Демонстрация: таблицы, схемы.
Лабораторные работы: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Основы генетики (15 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение генетики для медицины и селекции. Половые хромосомы. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
Демонстрация: схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ.
Лабораторные работы: Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач.
Генетика человека (10 часов).
Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.
Демонстрации: схемы, таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии. Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора».
Лабораторные работы: Составление родословных. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 11 КЛАССЕ
Генетика человека (4 часа). Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.
Основы учения об эволюции (17 часов). развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вид. Его критерии. Популяции. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций. Борьба за существования. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Система растений и животных. Главные направления эволюции.
Основы селекции и биотехнологии (10 часов). Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.
Антропогенез (6 часов). положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.
Основы экологии (18 часов).Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.
Эволюция биосферы и человек (13 часов). Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
10 класс
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1. | Введение | 4 | 1 | |
2. | Основы цитологии | 29 | 3 | 3 |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 12 | 1 | 1 |
4. | Основы генетики | 15 | 1 | 2 |
5. | Генетика человека | 10 | 2 | 2 |
11 класс
Учебно-тематический план
Раздел программы | количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
Генетика и человек | 4 | | 1 |
Основы учения об эволюции | 17 | 1 | |
Основы селекции и биотехнологии | 10 | 3 | |
Антропогенез | 6 | 1 | |
Основы экологии | 18 | 1 | |
Эволюция биосферы и человек | 13 | 2 | |
Календарно-тематическое планирование ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
3. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Экранно-звуковые пособия
- Биология. 10-11 классы. Тестовый контроль.
- Биология. 6-11 классы. Школьный курс.
- Биология. 10 класс.
- Дидактический и раздаточный материал. Биология. 9-11 классы
Электронные ресурсы:
- www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
- http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология".