РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
АДМИНИСТРАЦИИ ГО «ГОРОД КАСПИЙСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
(VIII ВИДА)»
г . Каспийск, ул. Трудовая 11 б Тел. 5-22-53, 5-22-58
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « 31.08.2023г» | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОКУ С(К)ОШ №10 (VIII вида) _________Джалилова З.М. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОКУ «С(К)ОШ№10(VIII вида)» Приказ № 36 от «31.08.23г». __________ Азизагаев А.З. |
Рабочая программа
для обучающихся 5-9 классов
по учебному предмету:
Профильный труд «Слесарное дело»
Составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы (ФАООП) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ВАРИАНТ 1, согласно требованиям
ФГОС на 2023 -2024 учебный год.
(с изменениями и дополнениями в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной Приказом Министерством просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026).
г.Каспийск 2023г.
составитель: учитель трудового обучения
Расулов Магомедгасан Нурмагомедович
СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО
5-9 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Слесарное дело» в 5-9 классах
составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной
программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью из следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской" Федерации» N 273-ФЭ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2.Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3.Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 была утверждена федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФАООП УО), разработанная в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ФАООП (Вариант 1).
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа соответствует уровню основной общеобразовательной программы основного общего образования, разработанной исходя из
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемой в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида.
Цели обучения в предлагаемом курсе «Слесарное дело» 5-9 классах сформулированы как линии развития личности ученика:
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Задачи курса «Слесарное дело» в 5-9 классах состоят в том, чтобы:
- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;
- умением самостоятельно выполнять трудовые задания;
- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся,
- воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.
- формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы
обработки металлов в зависимости от их свойств.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение слесарному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с учетом возможностей обучающихся. Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане ОУ на изучение Слесарного дела отводится:
5 класс-204 часов в год, при недельной нагрузке -6 часов
6 класс-204 часов в год, при недельной нагрузке -6 часов
7 класс-238 часов в год, при недельной нагрузке -7 часов
8 класс-238 часов в год, при недельной нагрузке -7 часов,
9 класс- 476 часов в год, при недельной нагрузке -14 часов.
Содержания учебного предмета
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса
- формирование экологического мышления в разных формах деятельности;
- формирование умений при изучении данного предмета;
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Личностные результаты обучения.
- проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- осознание необходимости общественно полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметные результаты.
- самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
- выбор для решения познавательных задач различных источников информации(словари,энциклопедии);
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;
- объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой деятельности.
Планируемые результаты обучения
5-7 класс.
Обучающиеся должны знать:
- приемы опиливания металла;
- устройство фрезерного станка, его назначение и правила безопасной работы на нем;
- назначение отделки поверхности деталей и способы защиты металла от коррозии;
- формы поверхности деталей;
- конструкции фальцевых швов,их назначение;
- применение электричества в технике и быту;
- контрольно-измерительные документы повышенной точности, виды, их устройство;
- группы металлорежущих станков и виды работ, выполняемых на станках каждой группы.
8-9 класс.
Обучающиеся должны знать:
- приемы опиливания металла;
- устройство фрезерного станка, его назначение и правила безопасной работы на нем;
- назначение отделки поверхности деталей и способы защиты металла от коррозии;
- формы поверхности деталей;
- конструкции фальцевых швов,их назначение;
- применение электричества в технике и быту;
-контрольно-измерительные документы повышенной точности, виды, их устройство;
- группы металлорежущих станков и виды работ, выполняемых на станках каждой группы.
Обучающиеся должны уметь в деятельности:
- анализировать сборочный чертеж на изделие;
- работать на токарном, сверлильном,фрезерном станках;
- пользоваться электродрелью;
- работать малкой,штангенрейсмусом;
- выполнять фальцевые швы,пользоваться паяльником;
- распознавать виды обработки изделий;
- производить ремонт простых электронагревательных приборов.
Материально-техническое обеспечение
Освещенность, микроклимат кабинета слесарного дела соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010.
Мастерские слесарного дела имеют площадь из расчета 6,0 кв.м. на 1 рабочее место.
Размещение в мастерских оборудования осуществлено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения
правильной рабочей позы.
Расстояние между рядами одноместных верстаков – 1,0 м.
Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями.
Слесарные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,7м.
Сверлильные,точильные и другие станки установлены на специальном фундаменте и оборудованы предохранительными стеклами и местным освещением.
Слесарные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащены подставками для ног.
Размеры инструментов,используемые для слесарных работ,соответствуют возрасту и росту обучающихся.
Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
Плакаты по темам
Технологические карты
Карточки – задания
Учебные пособия:
- Справочный дидактический материал по
Слесарному делу,для уч-ся 5-6 кл. под редакцией Н.И.Смирнова
Слесарное дело.для уч-ся 7-8 кл. под редакцией Е.С.Забалуева
Слесарное дело.для уч-ся 9 кл. под редакцией В.В.Чибирева.