6
Математика
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по предметным областям «Математика и информатика» и используется для обучения учащихся МБОУ «НОШ №26» по программе четырехлетней начальной школы.
Рабочая программа составлена на основании примерной программы по математике к учебно-методическому комплексу «Школа России». Авторы учебника – М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова.
На изучение математики в 1 классе — 136 ч (34 учебные недели).
Содержание начального общего образования по учебному предмету
1класс – 136ч. (4 часа в неделю)
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления – 8ч.
Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).
Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше или меньше на …».
Пространственные и временные представления.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за.
Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
Числа от 1 до 10.
Нумерация чисел от 1 до 10, число 0 – 28ч.
Названия, обозначение, последовательность чисел.
Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.
Принцип построения натурального ряда чисел.
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий; простейшая вычислительная машина, которая выдаёт число следующее при счете сразу после заданного числа.
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «», «
Понятия «равенство», «неравенство»
Состав чисел из двух слагаемых.
Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» (Работа проводится в течение всего полугодия)
Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на …, уменьшить на …».
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения таблиц; простейшая вычислительная машина, которая работает как оператор, выполняющий арифметические действия сложение и вычитание; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…»
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Сложение и вычитание – 56ч.
Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма).
Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.
Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Повторение пройденного.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.
Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.( Текстовые задачи с сюжетом, способствующим формированию уважительного отношения к семейным ценностям, к труду.)
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: классификация объектов по заданному условию; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», логические задачи.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Сложение и вычитание вида □ ± 4.
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…».
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Связь между суммой и слагаемыми.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей.
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного.
Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач.
Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием.
Единица вместимости литр.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Числа от 1 до 20.
Нумерация -12ч.
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел.
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи.
Запись решения.( Текстовые задачи с сюжетом, способствующим формированию желаний заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.)
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Сложение и вычитание в пределах 20. – 22ч.
Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; задания с продолжением узоров; работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочки.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Табличное вычитание.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Решение текстовых задач включается в каждый урок.
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи.
Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Проверка знаний -1ч.
Итоговое повторение – 5ч.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (136 ч)
Наименование разделов, тем. | Количество часов | В том числе |
Контрольная работа | Проверочная работа | Тесты | Проект |
I.Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. | 8 | | 1 | | |
II.Числа от 1 до 10. Число 0 | 84 | | | | |
1.Нумерация. | 28 | | 1 | | 1 |
2.Сложение и вычитание. | 56 | | | 2 | |
III.Числа от 1 до 20. | 34 | | | | |
1.Нумерация. | 12 | 2 | | | |
2. Сложение и вычитание. | 22 | | | 1 | 1 |
IV. Итоговое повторение. | 10 | 1 | | | |
Итого: | 136 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Формы организации учебных занятий
С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока: урок-экскурсия, урок-игра, урок путешествие.
Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы.
Комбинированный урок - КУ
УИиПЗНЗ - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
УОиСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.
УЗНМ - урок закрепления нового материала.
УКОиКЗУ - урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Формы контроля
Для контроля за освоением программного материала используются уроки контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса ученик должен
знать / понимать:
• названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначение действий сложения и вычитания;
• таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
уметь:
• считать предмет в пределах 20;
• читать , записывать и сравнивать числа в пределах 20;
• находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);
• решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождении числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости;
• решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
• оценки величины предметов на глаз;
• самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).