СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии. 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Технология» для подготовки учащихся 10-11 классов содержит следующие разделы:

-цели обучения по курсу «Технология»;

-задачи обучения;

- описание разделов программы;

-оприсание проектной и творческой деятельности;

-виды деятельности учащихся; и т.д.

 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии. 10-11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

10-11 классы

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Технология» для подготовки учащихся 10-11 классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по технологии. Программа составлена на 34 часа в год – 1 час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

Симоненко Н.Д. Технология. Учебник для учащихся 10 классов –М. «Вента-Граф»2008г.; Симоненко Н.Д. Технология. Учебник для учащихся 11 классов –М. «Вента-Граф»2008г.;

Данный учебно-методический комплект соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2013-2014 учебный год.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, выявление и развитие творческих способностей, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения по курсу «Технология»:

- овладение умениями применять методы индивидуальной, коллективной и творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда;

- развитие способности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств для будущей трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности;

  • освоение знаний об отраслевом делении современного производства, ведущих отраслях производства в регионе; о распространенных видах работ на региональном рынке труда;

  • подготовка к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время

компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о технике и технологиях в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и машинной обработки конструкционных материалов, о дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;

  • овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в способах изготовления одежды и организации массового производства, в составлении технологических схем и технологических карт изготовления швейных изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии;

освоение учебно-исследовательских, информационно- коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.

В блоках «Машиноведение», «Материаловедение», «Конструирование и моделирование» - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории разработки и создания швейных изделий. Это содержание обучения является базой для развития социально-трудовой компетенции учащихся.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа по технологии предполагает обучение в объеме по 34 часа в 10 и 11 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе начального профессионального образования, что отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно- коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, составлять план, тезисы, конспект. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами (лингвистического, исторического) анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации научные сведения, участвовать в дискуссиях по технологическим проблемам и др.

Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, защита творческого проекта), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Специфика целей и содержания изучения курса профессиональной подготовки существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.


Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач в процессе обучения, учащимся предлагается использование следующего дидактико-технологического оснащения:

  1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:

  • библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);

  • редакторы текста, презентаций, электронных страниц;

  • графические редакторы

    1. Принтерные распечатки.

5. Интернет-ресурсы:

  • информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда // http://master-class.narod.ru

  • Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru

  • Начала экономики // www.besh.websib.ru

  • Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru

  • Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru

  • Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru

  • Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок // www.sneg.by.ru

  • Академия школы дизайна // www.designacademy.ru

Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru

  • Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru

Современное экономическое образование // www.spb- economics.narod.ru

  • Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru

  • Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com

Условные обозначения:

  • уровни освоения:

П - продуктивный,

Р - репродуктивный,

И - исследовательский,

Т - творческий,


ПО - поисковый.

- надпредметные компетенции:

 - коммуникативная,

■ - рефлексивная,

 - личностное саморазвитие,

 - ценностно-ориентационная,

 - смыслопоисковая,

 - профессионально-трудовой выбор.

Программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

Для учителя:

    1. Быков, 3. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / 3. Н. Быков, Г. В. Крючков и др. - М.: Высшая школа, 1986.

    2. Вышинская, И. К. Оборудование швейного производства: курс лекций / И. К. Вышинская. - Волгоград, 1988.

    3. ГОСТ 12807-88 «Изделия швейные. Классификация строчек и швов». - М.: Изд-во стандартов, 1988.

    4. Комиссаров, О. Ю. Одежда и компьютер / О. Ю. Комиссаров, М. А. Скирута. -М.: Легпромбытиздат, 1991.

      1. Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. - М.: Знание, 1992.

      2. Лында, А. С. Методика трудового обучения / .

      3. Симоненко Н.Д. Технология. Учебник для уч-ся 10 и 11 классов. - М. «Вента-Граф»., 2009 г.

Для учащихся:

        1. Материалы для подготовки и проведения экзамена: технология. 9 кл. / сост. А. В. Марченко, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина; МО РФ. - (Итоговая аттестация выпускников). - М.: Просвещение, 2002;

        2. Назарова, И. Н. Технология швейных изделий / И. Н. Назарова. - М.: Легпромбытиздат, 2005г.;

        3. Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии. 8-11 классы / Е. Н. Прошицкая - М.: Просвещение, 2009г.;

          1. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. / под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 2010;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!