Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»), с учётом примерной программы по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», автор: Данилюк А.Я., М., Просвещение, 2012 на основе ООП НОО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8». Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник: А.В.Кураев Основы православной культуры, Просвещение, 2016; рабочая тетрадь: Г.А.Обернихина Основы православной культуры, Просвещение, 2016, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опирается на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель курса: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Курс ОРКСЭ является безотметочным.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
использовать знания о православии для характеристики поведения человека;
характеризовать основные христианские нормы, особенности православной культуры;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами нормы добра и справедливости;
приводить примеры из христианских притч;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения противоречий; выражать собственное отношение к различным жизненным ситуациям.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль православной культуры в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих физическому и психологическому здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике жизненных ситуаций;
моделировать возможные последствия позитивного воздействия православных норм на человека, делать выводы.
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Требования к личностным результатам:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
3. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой
жизни.
Содержание учебного материала
«Россия — наша Родина» (2 ч.: уроки 1 и 28). Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
«Основы православной культуры» (23 ч.) Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
«Духовные традиции многонационального народа России» (3 ч.) Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка к проектной работе.
Творческие работы – проекты по темам курса по желанию учащихся (одна работа в год). Уроки итогового повторения (6 ч.)